Растить звёзд из своих детей я не планирую
Как распознать в ребенке талант, стоит ли идти на поводу его желаний, воплощать ли в чаде собственные нереализованные мечты — сложные вопросы, на которые Маргарита Суханкина постаралась найти ответы.
Сколько я себя помню, моим любимым занятием было пение. Мои родители никакого отношения к музыке не имели, если не считать моего дедушку по отцовской линии — он хорошо пел и играл на аккордеоне. Когда у нас дома по праздникам собирались гости, я забиралась на табуретку и низким голосом исполняла все известные мне на тот момент песни. Наверное, это было смешно и необычно, и моим родителям не очень нравилась моя тяга к пению, поскольку сами они были от музыки далеки.
Но однажды, когда родители пришли за мной в детский сад, они столкнулись с музыкальным руководителем, и та сказала им, что у дочери есть способности и меня надо срочно отдать в хор. Спустя какое-то время это случилось — меня привели в Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах. Я исполнила народную песню «Во поле береза стояла» и, кажется, произвела впечатление на приемную комиссию — меня приняли! Мое первое сольное выступление состоялось на сцене Дворца пионеров и школьников в возрасте 4,5 лет. Можно сказать, с этого возраста начался мой творческий путь.
Если честно, мои дети еще слишком малы, чтобы заводить серьезные разговоры на тему будущей профессии: Сережа заканчивает второй класс, а Лерочка — первый.
Для меня главное, чтобы дети вообще чем-то увлекались, интересовались и всесторонне развивались.
Они оба достаточно музыкальны. Когда Лерочка была поменьше, то постоянно мурлыкала себе под нос какие-то песенки, и от этого у нее всегда поднималось настроение. И у нас тоже. Может, она станет певицей. Кто знает? Мы даже дома с ней разговаривали, как в опере — нараспев: Лера пела фразу, а мы с бабушкой так же нараспев ей отвечали. Правда, сейчас к пению добавились танцы — Лерочке очень нравится танцевать.
Сережа, как мне кажется, больше технарь. Для мужчины это неплохо. С удовольствием постоянно что-то моделирует, рисует, лепит, клеит, строит. В общем, с конструктором не расстается ни на минуту.
Но если мои ребята захотят стать артистами, я отнесусь к этому спокойно и без надрыва.
Я так же, как и мои родители в свое время, поддержу любое решение моих детей и словом, и делом. Если им будет нужна моя помощь, поддержка, совет, они всегда их получат.
Однако я хочу предупредить сразу: звезд растить из своих детей я не планирую. Сцена в любом ее проявлении, будь то театр, эстрада, кино, — это огромный труд. К этому надо быть готовым. Все, что потребуется от меня (я говорю об образовании, какой-то помощи на первоначальном этапе), безусловно, я сделаю, но что касается дальнейшей карьеры, самореализации в профессии — это в первую очередь будет их заслуга, если они решат стать артистами.
Я уверена, что родители должны дать ребенку необходимую базу для взлета, а взлетит или не взлетит ребенок, станет ли он звездой, нобелевским лауреатом или президентом, от родителей уже мало зависит.
И не стоит об этом мечтать, не стоит педалировать свои желания, надо просто вкладываться в образование, развивать способности, заниматься воспитанием. Когда ребенок вырастет, он вас обязательно удивит и порадует. Ведь он начнет реализовывать то, что вы в него вложите.
Вообще, Лерочка и Сережа по природе своей очень артистичные ребята. На праздники мы в обязательном порядке устраиваем домашние концерты, для которых дети репетируют танцевальные или песенные номера. Кроме того, они уже несколько лет посещают музыкальную школу. Это вышло как-то совсем незапланированно: моя хорошая знакомая, зная по моим рассказам, что дома Сережа и Лера часто устраивают настоящие театральные выступления, предложила однажды привести их на прослушивание. В результате они оба тут же были зачислены в музыкальную школу. Сережа играет на фортепьяно, Лера с удовольствием танцует, она необыкновенно хорошо двигается и очень пластична.
Но если бы у них не получалось, я бы никогда не сказала: «Фу, это ужасно! Больше не пой или не танцуй!»
Конечно, детям нужно говорить правду, но не так! Если ребенок хочет петь, танцевать, то кто вы, собственно, такой, чтобы оценивать его способности или их отсутствие? Профессиональный хореограф или певец — да, это я понимаю.
Ребенок должен развиваться: если ему нравится рисовать — пусть рисует, нравится сочинять рассказы — пожалуйста.
Ждать, что ребенок в 5 лет воссоздаст вам «Мона Лизу» или «Утро в сосновом бору», смешно.
Но он должен рисовать, чтобы выразить себя. Ваша задача, если вы видите, что ребенок это делает с удовольствием, помочь ему — отвести в художественную школу.
Ребенок может, как моя Лерочка, просто мурлыкать себе под нос песенки, он может, как я, влезть на табурет и запеть низким голосом, и даже если вам кажется, что нет слуха, голоса, «в нашей семье никто не поет/не пляшет/не рисует, мы все юристы», вам необходимо взять его за ручку и пойти с ним к педагогам, которые умеют распознать талант и помочь ему проявиться.
Ваше назначение на планете Земля — помогать своим детям расти и развиваться.
Мне в этом смысле повезло: моя самоактуализация произошла достаточно рано, и родители всячески содействовали тому, чтобы я продолжала заниматься пением. Именно они уговорили меня пойти на прослушивание в Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В. С. Попова, хотя я не очень этого хотела. Поступление в хор им. Попова круто изменило мою жизнь, я стала в каком-то плане более самостоятельной: я побывала во многих странах, объездила весь Союз, участвовала в записях песен, съемках. После хора у меня уже не было сомнений, чем заниматься дальше: сначала я поступила в музыкальное педагогическое училище, потом в консерваторию на классический вокал.
В моем случае получилось, что выбор жизненного пути как будто был предопределен, в хорошем смысле.
Все это я говорю к тому, что не у каждого в жизни бывает так, может быть и совсем по-другому. Да и дети все разные. Надо очень хорошо знать своего ребенка, чтобы советовать ему то или иное дело, тот или иной вуз.
Некоторые дети действительно проявляют упорство, они уверены в своей правоте. Возможно, стоит к ним прислушаться. Например, ваш сын ни в какую не хочет быть юристом, а мечтает стать парикмахером. А что, если парикмахерское искусство — это действительно его призвание? Вы скажете, что это плохая профессия? Я отвечу вам: «Нет!» Это замечательная профессия, которая приносит радость и удовлетворение не только самому человеку, но и другим. Парикмахер — это человек, который дает возможность людям выглядеть хорошо вне зависимости от их возраста и социального статуса. А что бы делали артисты и другие знаменитости без услуг стилистов?
Мне кажется, когда ребенок выбирает профессию, нужно исходить ни от себя и своих нереализованных мечт, а от желаний самого ребенка. Тогда все получится!
Все фото: личный архив Маргариты Суханкиной