Звезды и дети

Как не загубить будущее своего ребенка

Признайтесь, порой вас раздражает, что ребенок мечтательно глядит в окно, а не зубрит таблицу умножения. Ведь вы решили вырастить его вторым Уорреном Баффетом, а не поддерживать интерес чада к живописи. А зря, считает колумнист «Летидора» Маргарита Суханкина.

Певица и исполнительница золотых хитов группы «Мираж», мама двоих приемных детей Маргарита Суханкина не случайно дождалась начала нового учебного года, чтобы написать эту колонку. Она уверена, что думать о дальнейшей профессиональной судьбе своего ребенка в канун последнего звонка не очень дальновидно. Этим нужно заниматься с самого первого учебного дня в школе. И вот почему.

Мое детство прошло в Советском Союзе. В те времена дети любили играть в различные профессии: девочки мечтали стать врачами, учительницами, воспитательницами в детском саду, поварами, артистками. Мальчики, естественно, выбирали для себя более героические профессии: летчики, космонавты, милиционеры, военные.

В те далекие времена дети были гораздо более профориентированы, чем сегодня.

Конечно, не каждая девочка становилась учительницей, но многие свою детскую мечту все-таки осуществили. Причина, скорее всего, в том, что советское образование и воспитание ставило перед собой задачу рассказать детям о профессиях и помочь с выбором еще задолго до окончания школы. Сегодня ситуация немного другая. Школьная система образования претерпела большие изменения, и в первую очередь это коснулось приоритетов.

Сейчас перед школой не стоит задачи профориентировать ученика – на первое место вышла подготовка к тестам в начальной и средней школе, сдача ГИА и ЕГЭ.

Ребенок должен хорошо усвоить программу, чтобы сдать все положенные тесты, перейти в следующий класс, окончить школу, поступить в колледж после девятого или в вуз после 11-го класса. То есть все, что связано с профориентированием, ложится на плечи родителей!

Соответственно, родители делятся на несколько категорий :

Те, кто еще до зачатия решил, что сын будет архитектором, а дочь – юристом. И никак иначе!

Те, кто абсолютно не давит, не намекает, потому что уверен, что ребенок в состоянии сам разобраться, кем он хочет быть. Такой родитель не мешает, но и особо ничем не помогает.

И те, кто помогает ребенку с выбором, прислушиваясь к его желаниям, понимая его способности и разделяя его мечты.

Я не могу сказать, что какая-то из категорий плоха, хотя мне симпатичнее именно третья.

Дети все разные, да и жизненный опыт показывает, что самим ребятам достаточно трудно разобраться в том, чем они хотят в конечном итоге заниматься. А при условии, что результаты ЕГЭ действительны в течение не очень большого периода времени (сейчас срок увеличен до четырех лет), с выбором лучше определиться как можно раньше. Тем более что баллы, полученные по определенным предметам, должны соответствовать требованиям вуза, да и выбор предметов, по которым принимаются документы, тоже не везде одинаков.

Поэтому детям однозначно надо помогать! Причем чем раньше вы начнете этим заниматься, тем лучше.

Нет, не насильственно: «Ты будешь экономистом, и все тут, поэтому садись учить математику!» А по-другому.

Обращайте внимание на то, чем увлекается ребенок

Я была уверена, что моя Леруська более музыкально одарена, чем Сережа: она постоянно мурлыкала себе что-то под нос, напевала, повторяла за мной какие-то песенки, при этом Сережа больше интересовался конструкторами. В итоге все получилось наоборот: Сережа уже несколько лет посещает музыкальную школу, играет на фортепиано и для своего возраста хорошо разбирается в классической музыке. А Лере сейчас больше нравится танцевать, и она с упоением это делает.

Помогайте детям развивать их таланты

Не всегда у родителей есть возможность отправить ребенка в какой-то дорогостоящий кружок. Не надо из-за этого расстраиваться – ищите другие варианты. Например, при муниципалитете или управлении образования района обязательно есть бесплатные секции или кружки по интересам. Отдайте ребенка в такую секцию, если видите его заинтересованность в каком-то деле.

Не стройте иллюзий! Пока ребенок маленький, относитесь к выбору профессии как к некой игре, в которой вы оба узнаете что-то новое

Не забывайте, что независимо от выбора профессии необходимо хорошо учиться. Почему? Потому что сегодня ребенку может нравиться одно, завтра – совершенно другое, а послезавтра – третье. Сережа прекрасно играет на фортепиано, а Лерочка любит танцевать, однако это не означает, что сын станет музыкантом, а дочь – балериной. Они занимаются тем, что им нравится. И в то же время они учатся в школе. С самого начала мне стало ясно, что это два гуманитария. Значит, эту сторону и следует развивать, делать упор на чтение, русский, знания по истории, рисование, то есть всячески расширять кругозор.

Рассказывайте детям о том, какие профессии существуют во взрослом мире

Начинать этот рассказ лучше всего с себя. Расскажите, что хорошего делаете вы, почему вы сделали такой выбор. Можно обсуждать знакомых, говорить, чем они занимаются.

Вообще, общение, я считаю, один из краеугольных камней взаимоотношений с детьми.

Только разговаривая по душам, можно узнать, чем живет ребенок, о чем он мечтает, а это и есть тот самый путь, который поможет вырулить на главный вопрос в старших классах: кем стать.

Постарайтесь понять своего ребенка

Мне повезло, я очень рано попала на сцену, была солисткой прославленного детского хора. Наверное, это и решило мою судьбу – я не представляла свою жизнь без музыки, без сцены, поэтому закончила музучилище, потом консерваторию. А бывает, что ребенок после сдачи ЕГЭ мечется: сдал документы в один вуз, через полгода забрал, подал в другой, а хочется в третий, но какой-то предмет изначально не был сдан – уже не получается.

Так вот, чтобы такой ситуации не возникало, надо хорошо знать своего ребенка, иметь с ним доверительные отношения и направлять его в ту сторону, к которой у него самого лежит душа. И неважно, что вы мечтали о юристе, а сын стал художником. Важно, что вы любите своего ребенка, понимаете его и поддерживаете.

Про ответственность

А напоследок про то, что, пожалуй, необходимо воспитывать в каждом ребенке, – это ответственное отношение к себе, к вам, к своему выбору. Нельзя трястись над детьми и постоянно заниматься воспитанием – предполагается, что ребёнок должен учиться самостоятельности, а следовательно, ответственности за свои поступки и решения.

Не нужно принимать решения за своего ребенка и командовать им, особенно если он уже подросток.

Можно советовать, разговаривать, соглашаться с его позицией или отстаивать свою точку зрения, когда речь идет о выборе, чем заниматься. Но решение остается за ребенком – это его жизнь! Почаще напоминайте себе об этом!

Фото: личный архив Маргариты Суханкиной

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в

Facebook,

«ВКонтакте» и

«Одноклассниках»!