Алексей Ягудин: «Мужик обязан делать все, чтобы его семье жилось комфортно»
Как и у большинства очень занятых людей, в семье олимпийских чемпионов по фигурному катанию Татьяны Тотьмяниной и Алексея Ягудина выходной в воскресенье — большая редкость. Но в канун Нового года чудеса случаются.
«Летидор» предложил Татьяне, Алексею и их дочкам 8-летней Лизе и 3-летней Мишель — забыть о делах и провести утро неспешно, а главное — вместе!
Перед вами эксклюзивная фотосессия семьи титулованных спортсменов и интервью, в котором звездные родители откровенно рассказали о традициях семьи, интересах и обязанностях дочерей, а также о том, почему важно воспитывать девочек как леди.
Татьяна, Алексей, есть ли в вашей семье день, который бы вы могли назвать семейным, когда отключаются телефоны, когда вы проводите время с девочками?
Татьяна: К сожалению, у нас не бывает выходных в те дни, когда отдыхает страна. Мы же теперь люди творческой профессии, а поэтому в воскресенье развлекаем зрителей. Однако у нас принято культивировать дни рождения. Когда наступает мой личный праздник, Леши или девочек, мы с самого утра стараемся сделать этот день особенным.
Мне кажется, если такие моменты происходят слишком часто, например, каждое воскресное утро, то вряд ли они отложатся в памяти детей как нечто волшебное.
Алексей: А так девчонки часто ходят в цирк, театр. Даже на взрослые мероприятия мы их берем с собой. Порой друзья, которые приглашают нас, спрашивают: «А они у вас высидят, не будут шуметь?», а потом удивляются, насколько внимательно Лиза и Мишель следят за происходящим на сцене.
А что будет происходить у вас дома 31 декабря?
Татьяна: В этом году с 27 декабря по 7 января у нас запланировано 31 выступление, поэтому 31 декабря мы вернемся с катка домой примерно в 8 вечера. Но вот зато елку нарядим гораздо раньше!
Когда будете обмениваться подарками?
Татьяна: Мишель всего 3 года, поэтому этот Новый год будет ее первым осознанным зимним праздником. Она уже выучила стихотворение для Деда Мороза, ждет подарки. Правда, она их ждет еще с октября (Смеется).
С октября?
Татьяна: Да! У Мишель 2 октября день рождения. Интересно, что почему-то подарки у нее ассоциируются именно с Новым годом. Так вот, она проснулась и говорит: «Ой, а где елка, а где подарки?». Теперь она понимает, что это два разных праздника и два повода получить подарки.
С подарками пока все просто — пупсы, куколки, конструктор.
А что насчет Лизы?
Алексей: Со старшей дочкой все сложнее (Улыбается). Недавно у Лизы был день рождения, так ей столько всего надарили — и ожерелья, и сумочки, и сережки.
Татьяна: А один мальчик принес ей в школу огромный букет роз. Я его маме написала, поблагодарила. А Мишель как увидела эти цветы, сказала: «Это любовь!» (Смеется).
Алексей: Конечно, как современный ребенок Лиза хочет гаджеты.
Я читала, что у вас с гаджетами все строго…
Татьяна: Да, мы стараемся ограничить время использования этих предметов. Но, как бы мы ни сопротивлялись, в нынешнее время гаджеты необходимы.
На день рождения Лизе подарили планшет с клавиатурой. Она прямо пищала от восторга! Так вот, ей разрешено на нем заниматься (это обучающие школьные программы) по вечерам не больше 30 минут.
Современные дети так загружены в школе. У Лизы случаются моменты, когда она говорит: «Пожалуйста, можно я сегодня буду отдыхать»?
Алексей: Нагрузка у нее приличная. Лиза учится по двойной программе — с утра на английском языке, после обеда по программе ЕГЭ. Потом у нее факультатив французского языка либо танцы в «Тодесе».
Татьяна: Дети видят, как работаем мы. Вот это «Я не хочу, я устала» крайне редко возникает.
Не боитесь, что у девочек не будет детства?
Алексей: Мне кажется, что лучше потерять детство, чем потом профукать жизнь! А вообще у Тани не забалуешь! (Смеется) Если нужно приехать куда-то в конкретное время, то мы едем, если нужно идти уроки делать — значит нужно.
Такого нет «Моя девочка хорошая, давай потом как-нибудь сделаем».
Татьяна: Но когда я вижу, что ребенок действительно устал, мы просто устраиваем выходной, и она отсыпается.
А как насчет выходного для мамы? Мнения психологов на этот счет разделяются: кто-то считает, что ребенку важно проводить как можно больше времени с мамой, а кто-то уверен, что пользу приносит только «качественное» общение, когда мама в настроении. Какая позиция вам ближе?
Татьяна: Наш стиль жизни диктует быть супермамой! Но порой ты чувствуешь себя настолько уставшей, что хоть и хочешь, но физически не можешь проводить время с ребенком. И вот кому нужна такая мама? Лучше я высплюсь и настроюсь на общение!
Мне кажется, мама должна быть примером. Когда у нее хорошее настроение, то и общение на соответствующем уровне. Да и к тому же о личном пространстве не стоит забывать.
Иногда дети должны скучать, чтобы общение с родителями было еще душевнее.
Согласна, в этом что-то есть. Но ведь воспитание детей — это не только приятное общение, это еще и распределение обязанностей, какая-то работа по дому.
Татьяна: Несмотря на то, что у нас есть помощники, мы всегда говорим девочкам, что слуг здесь нет. Уронил — подними, поносил одежду — отнеси до корзины. Никто никому ничего не обязан! Старшая уже знает, что если она что-то сильно испачкает по своей невнимательности, то она пойдет стирать вещь. Пару раз у нее и тряпка половая в руках побывала.
Да и обязанности у них есть. Например, вечером их игровая комната, где лежат все подаренные и купленные игрушки, должна быть убрана. Лиза следит еще и за своей комнатой.
Сейчас очень популярна тема половой толерантности. Вы согласны с тем, что из девочек не надо делать принцесс, а из мальчиков джентльменов?
Алексей: В Европе это прямо-таки тема номер один, что, мол, женщины во всем должны быть на одной ступени с мужиками.
А я за то, чтоб женщина занималась очагом, создавала уют, а мужик зарабатывал деньги, чтобы семья жила в комфорте и была счастлива!
Мне не нравится стремление женщины быть на одной ступени с мужчинами, не потому что они хуже в чем-то, а мужчины якобы лучше. Нет! Просто женщины более хрупкие создания, все равно они больше созданы для семьи и для того, чтобы как можно дольше оставаться принцессами, а мы — мужчины — как рабочие должны делать все, чтобы им этот комфорт создать!
Я работаю 24 часа в сутки, чтобы моим девочкам было хорошо.
Даже если бы у нас был мальчик (а его у нас не будет), мы бы все равно растили их по-разному. Мужик должен дать отпор в случае необходимости и так далее, а девочка или женщина — это хрустальная ваза.
Алексей, вы производите впечатление более строгого родителя, а Татьяна — более мягкого.
Татьяна: Нууу (Улыбается). Леша мне всегда говорит: «Ты воспитываешь девочек, а я их больше балую, не могу их наказывать». В общем, я в семье — плохой полицейский, а папа — пряник. Но если поведение дочерей выходит за границы, то вступает папа. И тут дочки понимают, что все — настал предел.
Не могу не спросить про спорт. В одном из интервью Алексей сказал о дочери: «К счастью, ее не тянет на лед. И нам это нравится». Что-то изменилось с тех пор?
Алексей: Нет. Скажу сразу — я никогда не был против того, чтобы Лиза занималась фигурным катанием. Но если человек не хочет, я не буду заставлять. Единственное, в чем мы с Таней контролируем дочь, так это в образовании. Согласитесь, умный и образованный человек всегда и везде пригодится, а из спортсменов единицы добиваются серьезных высот.
Чтобы избежать этого «и не там, и не там», для нас образование стоит на первом месте, а спорт (как физкультура) — на втором.
Но он в любом случае был, есть и будет в жизни обеих.
Татьяна: Мишель пока маловата, но она уже очень подвижная. Хочет танцевать балет или заниматься художественной гимнастикой. А у Лизы летом по 3 месяца художественной гимнастики, во Франции она занималась плаванием, а сейчас танцует.
Некоторым родителям очень важно, чтобы ребенок был по-настоящему успешен в деле, которым он занимается. Если нет серьезных результатов, то ребенок переходит в другую секцию или кружок. Распространяется ли ваш олимпийский перфекционизм на детей?
Алексей: Если бы родители заранее знали, куда отдать ребенка, чтобы тот добился успеха, то все вокруг были бы успешные. К сожалению, этого никто не знает, предугадать это сложно.
Но если я замечу, что Лиза на фоне других девочек в танцах не лучшая, то не скажу ей: «Все, хватит, завязываем!».
Если ей нравится танцевать — ради Бога.
Хочу вернуться к периоду, когда Лиза училась во Франции. Ведь тогда она была еще такая маленькая. Неужели вам не страшно было ее отпускать в чужую страну?
Алексей: На самом деле нам с Таней было сложно не видеть ее каждый день. Да и Лизе поначалу было непросто. Как сейчас помню: она с игрушкой (брать с собой талисман нельзя было, но ей разрешили) стоит у входа в школу, двери стеклянные закрываются, а она ревет! Ведь она тогда ни слова по-французски не знала!
Татьяна: Но ей помогали дети, помогали родители, и сейчас она в чужой среде чувствует себя как рыба в воде. К тому же Лиза была во Франции с няней, и я постоянно туда летала.
Знаю, что за границей дети совсем по-другому относятся к тому, как одноклассник одет, какой у него телефон. Вы заметили это?
Алексей: Да. Там вообще не важно, кто твои родители, какие у тебя гаджеты. Там у многих вайфая дома нет!
Это у нас школьники спрашивают друг у друга, на какой машине твой папа ездит. У них такого нет.
Девчонки знают, что их родители — знаменитые люди?
Алексей: Мишель еще нет. А Лиза долгое время на вопрос, кто твои родители, отвечала «Папа — попугай, а мама — козочка», потому что видела нас в образах во время детских новогодних спектаклей по мотивам «Волк и семеро козлят» (Смеется). Сейчас она знает, но не хвастается.
Кстати, о хороших манерах. В одном из интервью Алексей отметил, как ему приятно, что дочь говорит: «Спасибо, было вкусно. Можно мне выйти из-за стола?» А что еще, по вашему мнению, родители в обязательном порядке должны привить дочерям?
Алексей: Важно воспитывать девочек как леди, как принцесс. Таня этим занимается очень упорно. Всегда им говорит, что необходимо благодарить, говорить «пожалуйста». Воспитание и образование девочек — главная для нас задача.
Мы не хотим, чтобы они выросли и превратились в базарных баб, которые курят, пьют, ругаются матом.
Понятно, что полностью избавить их окружение от таких людей у нас вряд ли получится, ведь мы не можем быть с девочками 24 часа в сутки. Но на данный момент мы стараемся сделать все, чтобы Лиза понимала, что есть хорошо, а что есть плохо.
Кстати, а вы сами перед детьми можете крепкое словцо сказать?
Алексей: Это одно из моих слабых мест… Таня постоянно ругает меня за это, и за то, что я, например, кровать не заправил, в обуви на кровать залез. Она говорит: «Какой пример ты подаешь девочкам?»
Татьяна: Дети же за секунду все впитывают, они берут пример с родителей.
Алексей: О, да! Помню, много лет назад мы с Лизой провожали Таню из Ниццы. И вот встряли мы в пробку. Я говорю: «Ну, !» А Лиза в ответ: «Пап, ну что? Не видишь, что пробка!» (Смеется). Конечно, сейчас она понимает, что это не очень хорошо.
Лиза не просится обратно на учебу во Францию?
Алексей: Я думаю, что это больше зависит не от прихоти детей, а от финансовых возможностей родителей. Пока на данный момент мы здесь. Я вообще человек, который живет сегодняшним, максимум завтрашним днем. Я не знаю, что будет дальше. Но что-то мне подсказывает, что все будет хорошо!
Фото: Анастасия Гурьева
Видео: Анна Егорова
Макияж/волосы: салон Highlights, Диана Гринберг /Елена Штреницер
Стиль: Алена Анфалова
Продюсер съемки: Валерия Скворцова
Редакция благодарит за помощь в организации съемки Paramatma studio