Здоровье

Юлия Петрова: "Беременность и роды в Израиле – это кайф"

Юлия Петрова: "Беременность и роды в Израиле – это кайф"

В Израиле действительно очень хорошая медицина, даже если она бесплатна для пациента и оплачивается больничной кассой. А еще в Израиле приветствуется, когда несколько детей в семье. Поэтому индустрия для беременных и медицинское сопровождение беременности – это стабильный и доходный бизнес с высокой конкуренцией.

"В Израиле действительно очень хорошая медицина, даже если она бесплатна для пациента и оплачивается больничной кассой, - считает Юлия Петрова, мать и жена, которая вот уже 11 лет живет в Израиле, в городе Хайфа. - Пациент находится в центре внимания. Ни одна процедура не будет проведена, если пациент этого не хочет. В Израиле приветствуется, когда несколько детей в семье. Рожают много, особенно в арабских семьях – минимум это четверо детей в семье. Поэтому индустрия для беременных и медицинское сопровождение беременности – это стабильный и доходный бизнес с высокой конкуренцией".

  • С самого начала ведения беременности я отметила высокий уровень местной медицины, и это мне очень понравилось. Три УЗИ мне предоставила больничная касса (по системе соцстраха – И.К.), 4-е я оплачивала сама. Причем я хотела фотографии ребенка и запись, чтобы звук, шум от ударов сердца ребенка прослушать, ведь все это так здорово, - сделали мне это без проблем. Но если маме или отцу больше 35 лет, требуют более сложных диагностических процедур, таких как прокалывание пузыря и анализ околоплодных вод, исследования на генетику. Мне на момент родов было 28 лет. В России меня бы посчитали старородящей. В Израиле такого нет. Здесь, наоборот, рожают после 30, когда женщина построила карьеру, обзавелась недвижимостью и мужем, конечно. Мне кажется, я наоборот была самая молодая среди прочих.

Заметно, что у израильтян другой подход к планированию беременности - они хотят идеальных детей. Это выливается в частые обследования, генетически проверки. Например, если видят на УЗИ, что у ребенка одного пальчика на ноге не хватает, то делают аборт. Ребенок у них – как проект, нужно вырастить гения.

Зато беременность – это самый настоящий кайф. В Израиле принято делать гипсовый слепок живота. Я ходила на йогу для беременных и на специальный массаж, хотя считается, что беременным массаж противопоказан. Мы не трогали зону живота, а сосредоточились на тех местах, где могут быть растяжки. Благодаря этому фигура после родов не пострадала. Много магазинов для беременных, в которых продается очень красивая одежда и масса приятных штучек. 

К врачу я ходила только по своему желанию, ради собственного спокойствия, когда мне казалось, что что-то идет не так. Я знаю людей, которые полностью отказываются от наблюдений врача и рожают дома. Здесь распространено нанимать на роды только акушерку. Например, у меня на родах не было врача, была одна акушерка. За роды я поправилась на 24 кг, но это не вызвало никаких нареканий у моего доктора. Единственное, на чем настаивали, это прием препаратов железа. Есть обязательная минимальная норма для всех беременных, потом уже добавляют в соответствии с твоими анализами.

Меня вызывали на анализы, но не мучили ими. Сдавала я их всего 2-3 раза за всю беременность. Не нужно этого делать и дома. В больнице тебе дают пластиковый контейнер, можно уединиться – и анализы готовы. С кровью тоже очень просто, живая очередь, которая быстро движется, потому что много приемщиков крови. В самом начале у меня обнаружили герпес. Доктор сказала, что ничего страшного нет, пока инфекция находится в инкубационном периоде. Лечить ничем меня не стали. Сказали, что если инфекция разовьется, просто сделают кесарево сечение. Но я эту мысль отложила и забыла.
Никто меня не запугивал, страхов не было. Никто не запрещает заниматься сексом. Мы с мужем до последнего это практиковали в воде. Потому что там легче все происходит, помню эти ощущения, когда мешает пузик. Все для кайфа, когда спокойна мама, - и малыш хорошо развивается.

Август-сентябрь у меня были последними месяцами беременности, в Израиле это самые жаркие месяцы, и у меня стали отекать ноги. Трагедии из этого мой врач не сделал, просто посоветовал солевые ванночки. И помогло, соль вытягивает всю жидкость, ноги принимают привычную форму.

Я наблюдалась в обычной доступной всем больнице. У нас ежемесячно отчисляется налог на здоровье, он составляет от 10% зарплаты. Можно и больше отчислять, тогда бонусов на лечение будет больше. Можно самому выбрать больничную кассу. Примерно одинаковые условия везде, выбирают, скорее, доктора. У меня на период беременности остался мой гинеколог. Единственное, за что борются клиники, это роды. У меня не было определенных условий страховки и за роды мы заплатили 4 000 долларов. Цены на платные роды в Израиле и в России в принципе сопоставимы. Хотя для большинства граждан всю это процедуру оплачивает больничная касса.

От больничной кассы я посещала курсы по подготовке к родам. Туда можно ходить парами. Учили правильно дышать, мужчину готовили к присутствию на родах, предлагали им упражнения, которые облегчают женщине схватки. После курсов нас поводили по нескольким больницам, по палатам. Заходили прямо к пациентам, в коридорах слышали крики рожениц. Но никого это не смущает, ведь все настолько естественно.

Когда я поняла, что что-то там происходит и начинаются роды, мы просто поехали в больницу. Нас очень неторопливо приняли и разместили. Заходил врач, просил поспать до утра. Помню, что одну ночь у меня ночевала мама, и никто ее не выгнал. Спала она на красивом кожаном кресле с поднимающейся подставкой для ног. Мама проносила еду, сумки ее никто не проверял. Разрешали мне и пить, и есть сколько захочу. В октябре у нас еще очень жарко, и без воды было бы сложновато, я пила сколько хотелось. Как только я оказалась в предродовой палате, сразу я была на кровати, на которой рожала. Никуда меня не возили, кровать удобно трансформируется. В больнице на родах можно присутствовать двум близким людям. У них есть беспрепятственный доступ в палату в часы посещений, то есть это практически весь день с 8 утра до 10 вечера, исключая время на сон с 14 до 16. На роды предоставляется отдельная палата, в которой есть телевизор, большое кресло. А если б взяла платную палату, там даже джакузи есть. Не зря приезжают в Израиль рожать, если в обычных клиниках такой сервис, представляю, что предлагают в платных!

Позволяют тебе на роды привести акушерку, которая не состоит в штате больницы. Она получает весь необходимый инструментарий, предоставляется все, что она попросит. Но я в больнице увидела очень приветливое хорошее отношение, и акушерка у меня была местная. В Израиле очень распространено рожать с эпидуралкой, чтобы женщины совсем не страдали. Но в последние годы ратуют за естественные роды. Я отказалась от эпидуралки, очень боялась большой иголки, которая вводится в спину.

Медсестра, которая взвешивала и купала Лийю, была с распущенными волосами и без головного убора, жевала жевачку. Моему мужу Ицику разрешили снимать в младенческой комнате весь этот процесс, а мама моя за огромным стеклом проживала с внучкой первые минуты ее жизни. У меня приятные воспоминания о родах, никакой спешки, никакого страха. Врачи на родах разделяют твою радость, хвалят: ты молодец, приходи к нам еще. Хотя я понимаю, что эта радость – это их работа. Но все равно приятно.

Лийю я родила днем, на ночь я ее оставила в детском отделении, чтобы отдохнуть. Все очень дружелюбны, всегда можно зайти в детское отделение и спросить, если чего-то не знаешь. Я лежала в послеродовой палате на четверых. На палату прикреплен сотрудник, который рассказывает, как сцеживаться, как кормить ребенка, как подмывать. Думаю, это исходит из конкуренции за роды. Больницы стараются предоставить полный сервис, чтобы женщины были довольны. Когда мы лежали, к нам от больницы приходил фотограф. При выписке в подарок мы получили альбомчик с первыми фотографиями ребенка, все очень мило.

Лийю выписали с желтухой. Я испугалась, но врач сказал: "Ничего страшного, неделю покормишь грудью – все пройдет. Девочка родилась на 42-й неделе, высокий билирубин, такое бывает. Придите через неделю, если не побледнеет, тогда будем что-то делать". Но все прошло, как и говорил доктор.

Отмечу, что декретный отпуск в Израиле составляет всего лишь 3 месяца. Зачастую женщины берут месяц до родов и 2 месяца после с ребенком. В детских садах ясельные группы принимают детей 3-х месячного возраста. В Израиле большое количество как государственных бесплатных, так и частных детских садов и нет очередей. У этого есть обратная сторона - часто бывает, что ребенок воспринимает нормы детского сада как нормы жизни. То есть мамину еду воспринимает, как будто в гости он пришел покушать.

Значительно облегчил жизнь молодых мам недавно вышедший закон, позволяющий работающей женщине брать 20 минут на кормление или сцеживание каждые 3 часа. Для многих – это выход из положения. Или можно брать неоплачиваемый отпуск за свой счет. Или взять няню, стоить она будет в районе 1 000 долларов в месяц. Няня – это очень распространенный вариант. Она приходит к вам как на работу, оформляется, платит налоги, у нее есть полный соцпакет. Здесь отношение к няням лучше, чем в России. В России, знаю, и камеры ставят, слежку за нянями устраивают. Израиль – маленькая страна. И люди за рекомендации готовы работать хорошо. У нас очень много русскоязычных женщин в возрасте 50+, сидеть с детьми - это их основной доход. Няню берут до 2-3 лет. В 5 лет в детском саду идет подготовительная группа перед школой, туда ходить обязательно. В школу дети идут с 6 лет.

Наша Лиечка ходит в русский детский сад. Но занятия там проходят на иврите, песни-танцы-традиции – тоже на иврите. На это здесь обращают большое внимание. Есть такая услуга: раз в неделю в садик приходит человек с животными, с кроликами, птичками или мышками, очень много положительных эмоций это детям приносит. В России ни о чем таком я не слышала. Распространена в детских садах бэби-йога. Детсад работает с 7.30 утра. Есть возможность оставлять ребенка до 13 часов, чтобы на сон он домой уходил, до 16 часов или до 18. От этого зависит плата за сад. Муниципальные сады работают только до 13 часов, это субсидированное государством бесплатное посещение. Потом могут оставить ребенка на продленку, но она будет платной.

Отношение бабушек здесь к внукам другое, не такое преданное и трепетное, как в России. Женщины выходят на пенсию в 62 года, мужчины в 67. В этом возрасте, как говорится, они только начинают жить. Помимо пенсии и пособия по старости, часто еще получают компенсацию с места работы. Говорят, что Израиль – это страна счастливых детей и радостных пенсионеров. И у тех, и у других есть все. Люди на пенсии играют в бридж, они танцуют народные танцы, ходят на пилатес. Бабушка, имеющая внука, записывает часы посещения внука в свой ежедневник. Бабушки в Израиле готовы помогать, но это не такая жертвенная помощь, где ничего не видят, увольняются с работы, чтобы сидеть с внуками. Здесь такого нет. У бабушек всегда есть абонемент в театр, в консерваторию на концерт классической музыки, они всегда при деле, много бабушек за рулем. И если бабушка приходит, она не будет в доме мыть посуду или стираться, а просто общается с ребенком для своего же кайфа.

Поэтому роль отца крайне важна. Очень много отцов, которые ухаживают за детьми, гуляют с детьми, поделены обязанности у родителей пополам. Даже закон про кормления может распространяться и на отцов. 4 раза по 20 минут – в день собирается 1 час или 1,5 часа, у кого какой рабочий день. И отец может раньше уйти с работы. И так же отец может получать льготы, не только мама. Если люди разводятся, зачастую дети присваиваются маме, но влияние отца прописывается на бумаге, в какие часы и в каком объеме он будет общаться с детьми. Здесь очень хорошие алименты, поскольку не принято укрывать зарплату. И в Израиле прямо таки культ семьи. Потому здесь сложно развестись: если брак заключен в стране, он считается религиозным, разводятся через Раввинат. Это очень долгая процедура.

В религиозных семьях детей много, тогда на долю старшего ребенка приходится забота о младших. Часто вижу в парке девочек лет 11-12, в длинной юбке, в колготках даже летом. С ней большая коляска двухъярусная, где сидят двойняшки или погодки. В обычных семьях такого нет, дети полноправны: старший в своих кружках, младший - в своих.
Есть определенные ограничения в пище, которые распространяются как на взрослых, так и на детей. Когда идут Песах, ограничивается мучное. Исходя из традиции, когда евреи бежали из рабства, они делали это очень быстро. Пекли лепешки из муки и воды, без дрожжей. И на Песах 10 дней нельзя есть продукты, содержащие дрожжи и продукты, связанные с обработанным пшеном. В магазинах эти товары не продаются, витрины просто закрывают. Детское питание в баночках может содержать глютен, поэтому его тоже нельзя. Израильтяне, которым это не важно, просто покупают продукты заранее.
Запрет кашерности связан с тем, что нельзя давать одновременно молочное и мясное. То есть борщ со сметаной – это не приемлемо для еврея. Потому есть два типа детского питания: первое, молочная смесь – аналог грудного молока, второе, "парвэ" - это не молоко и не мясо, то есть его можно сочетать со всем. В растворимых кашах тоже такие вещи подписываются. Еще евреям нельзя есть морепродукты и свинину, это общеизвестно.

А вообще у нас очень распространен поход с детьми в ресторан. В любом ресторане много детских стульев, есть детское меню. С Лией я ходила в рестораны прямо-таки с пелёнок. Конечно, ей там было не очень интересно, она просто спала в коляске, а я с подружкой болтала.

Когда ребенок рождается, он приписывается к молочной кухне. Никаких молочных продуктов на раздачу там нет, просто так звучит дословный перевод медицинского учреждения. Там находятся медсестры, которые делают прививки, взвешивают ребенка, следят за его развитием. До полугода мы ходили каждый месяц на молочную кухню, потом реже. Есть бесплатные прививки по страховке, есть платные. За деньги мы ставили ротавирус. Здесь не распространено вызывать врача на дом. Это достаточно дорого, вызов скорой помощи – это 100 долларов. Он оправдан, только если человека кладут в больницу. В поликлинике все чихают, сопливят – и ничего страшного. Считают, что это способ закалки ребенка, и что это лучше, чем держать его "под колпаком".

С рождения на ребенка перечисляются государством детское пособие. На первого ребенка оно составляет от 30 евро. Если детей больше, то и пособие на ребенка больше.

С 4 лет у детей начинаются кружки: спорт музыка, английский. Даже бытует такая шутка: после 16 часов мама работает таксистом, развозит детей по кружкам. Водить детей по кружкам - это не дешево, но есть из чего выбрать.
Родители очень дружны между собой. После 4-х лет распространено ходить в гости после детского садика. Например, одна мама сегодня берет двоих детей в гости, потом меняются. Ребятам ведь лучше вместе играть, время быстро пролетает. А у мамы, которая знает, что ее ребенок в гостях, появляется время сделать покупки, работу по дому или просто посвятить время себе. Опять же это в силу того, что бабушка не доступна.

Дети здесь едят очень много снэков, это всевозможные кукурузные палочки, чипсы, пьют Шоко – это такой молочный коктейль с шоколадом. У нас скуднее выбор молочных продуктов, чем в России. Я даже в магазинах не разу не видела детского молока. Ограниченный выбор йогуртов, и все они очень яркие, с "химией". Но много фруктов. Не смотря на то, что у нас много солнца, многим прописывают в первые годы жизни витамин "Д" в каплях. Обязательно ребенку дается железо.
У детей в Израиле очень распространены проблемы с зубами, очень много детей со скобами, потому что соску дети сосут до 5 лет. Они шепелявят, у них часто открыт рот, неправильный прикус. Честно, у меня Лийя до сих пор на ночь пьет молоко из бутылочки с соской, ей 4 года. Никак с бутылкой не можем расстаться. Сначала я переживала по этому поводу, особенно после наставлений моих родителей из России, но теперь думаю: вырастет – бросит сама. И в памперсе до 3-х лет - это тоже нормально. Главное, чтоб ребенку было комфортно.

Мнение окружающих в этой стране не важно. Здесь ребенок может орать, валяться на полу – никто на тебя не посмотрит извиняющим взглядом. Часто чужие люди могут сказать Лийе доброе слово, комплимент, угостить конфетой и даже погладить по голове или щечке. Сначала меня это напрягало, особенно когда она была маленькая, а сейчас делаю это сама по отношению к другим деткам.

У нас довольно чисто. Дети могут ползать или ходить босиком на детской площадке. И мама не будет за ним бегать с влажными салфетками. Наоборот, у нас считается, что чем больше микробов ребенок набрал, тем меньше он будет болеть в будущем. Поэтому и в больницу разрешают ходить без бахил, чтобы больничные микробы "поглощались микробами с улицы", это правило распространяется и на родильные отделения. Ведь больничные микробы уже адаптировались к постоянной агрессивной среде, к больничной дезинфекции.

Ребенку дают изначально право выбора. В Израиле ребенок не является средством реализации амбиций родителей, как в России. Есть такой анекдот. Русская мама отдала в спортивную секцию сына, и постоянно ему внушает, что надо быть "быстрее, сильнее, выше". А израильская мама спрашивает у своего сына: тебе хорошо – делай, не хочешь – не делай. Да, это дает свои негативные результаты, потом в школе дети ведут себя очень нагло. В 1-м классе им читают лекцию о детских правах. Что родители не имеют права на них кричать, бить. И детей очень часто забирают из семей, где есть насилие. Хотя по русским представлениям, это не насилие вовсе, это нормальное воспитание. Например, дал затрещину за неуважение к родителям. Или не разрешил играть на компьютере, если не вымыта посуда или не сделаны уроки. Здесь дети - короли. А мать прислуживает, или нанимает домработницу, чтобы прислуживала она. И ребенку с детства внушают: ты лучший, ты гений, все в твоих руках, иногда беспочвенно внушают. Поскольку здесь служат в армии, что достаточно рискованно, родители и государство стараются как-то компенсировать эту обязанность. В Израиле – все для детей, у них не забирают детство.

_ Читайте также:
Почему я родила дома
Роды в Португалии: монастырь и чуть-чуть портвейна
Роды за границей: француженка в Москве_