Здоровье

Воспитание по-тибетски: естественное родительство

Воспитание по-тибетски: естественное родительство

Рождение каждого нового ребенка, будь он хоть пятнадцатый, - это особенное радостное событие для тибетцев. Как живут тибетские малыши, как они растут и развиваются - читайте далее.

Традиционные общества схожи в одном: в них всегда ценятся род и семья. Тибетцы не исключение, они помнят поименно всю свою семью, включая детей и родственников троюродных братьев и сестер, с учетом того, что у них нет фамилий, а имена (особенно на русский слух) похожи.

Тибетские мамы – за «естественное родительство»

DSC05308.JPG

Благодаря соцсетям, всем известна индейская поговорка «Ребенок – гость в твоем доме. Накорми, вырасти и отпусти». О тибетцах можно было бы сказать, что ребенок в доме – это сам Будда. Хотя этот период полной неприкосновенности длится не так долго – лет до трех-пяти.

Тибетцы обожают малышей. Детишки вызывают в них неподдельное чувство нежности, умиления и все другие положительные чувства, какие только можно придумать. Азиатские дети - это в целом отдельная история. Они как будто не принадлежат родителям, а кочуют с рук на руки, пока не научатся ходить. Да и после этого (тем более, что рано они ходить не начинают) продолжают, как обезьянки, висеть на родственниках, друзьях, соседях или всех, кто оказался рядом.

Может быть, базовое доверие к миру складывается у них как раз из этого опыта: малыши находятся всегда при родителях или других заботящихся взрослых и путешествуют с ним везде. Часто можно увидеть, что мама (или папа) работает вместе с ребенком. Это не относится к таким современным структурам, как госслужба, или проще говоря «офис», но в остальных профессиях дети часто проводят время вместе с родителями.

Итак, тибетские мамы (и папы) с легкостью прошли бы тест на «естественное родительство»: ношение малышей от рождения и до… пока хватает сил. Особенно умилительно выглядят тибетские папы: они всегда очень гордятся своими детьми. Мне иногда казалось, что если бы папы могли кормить детей молоком, они бы и эту функцию у мам забрали. Часто тибетские папы кажутся даже больше «мамами», чем сами мамы. У пап очень сильно развит именно материнский инстинкт – уход за младенцами, забота, кормление, прогулки и т.д.

DSC05071.JPG

Младенцев носят на руках и первое время стараются не показывать личико. Дети всегда очень плотно укутаны. Это связано с погодными условиями в горном Тибете – от +20 днем до -5 ночью. Тибетцы уверены, что и днем в жару лучше носить теплые вещи, потому что холодно может стать внезапно (и они правы – я на собственном опыте неоднократно в этом убеждалась).

Способы ношения детей традиционные – малышей носят «колыбелькой» в шарфе, детей постарше приматывают за спину разными способами, часто подкладывая дополнительное одеяло, чтобы малыш не замерз. Ношение на бедре совсем не принято. Думаю, это связано с теплой одеждой, под несколькими слоями которой «бедро» сглаживается, и посадить на него ребенка невозможно. Традиционная тибетская одежда так же расположена к ношению детишек: в чупе (теплом длинном пальто на меху) образуется своеобразный карман, куда можно поместить младенца, который к тому же будет находиться в тепле и защищен от ветра и дождя.

Подросших детей обычно носят на спине «рюкзаком». Этот способ я видела и в других странах Азии, но никогда в Москве – а ведь это очень удобно: ребенок сам держится за взрослого, а ноги не пачкают одежду, как если взять ребенка просто на руки.

DSC05285.JPG

Современные мамы переходят на классические китайские переноски и громоздкие рюкзаки для детей. Однажды я видела у тибетской мамы Эрго. Только ребенок в нем сидел как в переноске – звездой, повернут лицом к миру, и чувствовал себя так же странно, как и сама мама, явно не понимавшая, в чем удобство такого ношения.

С гигиеной у тибетцев всё достаточно просто: они по полгода не моются и стараются сделать все, чтобы и детей мыть пореже. Дело не в их нечистоплотности, а снова в природных условиях. В Тибете слишком холодно, и помыться зимой, когда они живут в юрте, невозможно. В деревнях мамы могут умыть ребеночка землей, как мылом. Вероятно, их организму это помогает не строить иллюзий относительно того, что такое «чистота» и что такое «грязь».

В самом Тибете мы видели детей, гуляющих прямо голышом - на высоты около 4000 метров, под палящим солнцем и сильным ветром.

У тибетцев есть такая особенность, как отсутствие запаха пота. Вероятно, поэтому они могут так долго не мыться и не страдают от этого. Конечно, современные тибетцы, живущие в домах, соблюдают обычные правила гигиены в виде ежедневных водных процедур. При этом, глядя на их теплолюбивость, я была сильно удивлена, когда на улице в +10 в темноте (в горах рано темнеет и сразу же становится холодно) мама мыла своей дочери голову.

DSC05351.JPG

Далее по программе «естественного родительства» следует высаживание и кормление грудью. И то и другое присутствует в жизни тибетских малышей до сих пор.

Часто мам сбивают с толку современные врачи и современный подход, о котором они особо не задумываются и начинают верить, что кормить из бутылочки лучше – удобнее и полезнее. Но большинство тибетских мам придерживаются традиций и кормят малышей грудным молоком по несколько лет. Делают они это абсолютно открыто – прямо на людях, вплоть до того, что могут посреди улицы достать грудь и продемонстрировать молодой маме, как кормить правильно.

Так как для тибетцев не существует чужих детей, то и кормить не кровных детей тоже нормально. Самое удивительное – это кормящие бабушки, которые вступают на пост няни своим внукам, и у них снова налаживается лактация.

По времени ГВ постепенно сокращается. Раньше кормили детей до последнего (ребенка). Сейчас молодые образованные тибетцы спрашивали, как долго я намереваюсь кормить дочь – неужели до школы? – и смеются.

С высаживанием у тибетцев тоже все налажено. Они начали пользоваться памперсами, но для большей части населения это слишком дорого. Поэтому памперсы из одноразовых легко превращаются в многоразовые и используются по особым случаям, а в остальном малышей приучают к высаживанию и самостоятельному походу в туалет.

В Тибете до сих пор «в моде» штаны с прорезью между ног (китайцы, кстати, используют такие же). Когда малыш ходит – штаны греют, хотя сами тибетцы говорят, что все равно в них все мерзнет, особенно зимой. Чтобы сходить в туалет – малышу достаточно просто сесть, расставив ноги. Зимний вариант таких штанов сделан с теплой подкладкой или на синтепоне, но когда детишки садятся попой на землю, попа оголяется.

Подозреваю, что кроме «удобства» в самостоятельных походах в туалет, существует и профилактика гинекологических заболеваний – пережив такое детство, ни одна зараза не страшна! Сами тибетцы говорят, что через год-другой попа синеет и теряет чувствительность. (И мы говорим нашим детям, что сидеть на холодном полу нельзя?.. )

Кстати, всю взрослую жизнь тибетцы очень сильно кутаются, особенно женщины. Они всегда берегут в тепле поясницу и бедра и укрывают эту область платком или шерстяной шалью. Может быть, они пытаются отогреться с детства.

IMG_4099.JPG

Еще один «плюс» в копилку «естественного родительства» тибетским мамам – они спят вместе с детьми не год и не два, а гораздо дольше: до школы или до полового созревания, или когда уже всем становится очевидно, что «мальчик вырос». Тибетцы спят в одежде (опять же, из-за холода), поэтому не стесняются спать с уже взрослыми детьми. И часто спят всей семьей в одной «кровати» опять же все вместе и опять же из-за холода (в «гуре», юрте, редко стоит настоящая кровать, скорее всего это теплые шкуры или матрасы).

Самый распространенный вопрос о совместном сне – «И как же это они производят потомство?» Мне все время так и хочется сказать: «Посмотрите на них! У них с потомством нет проблем!»

Думаю, дети во сне легко перекладываются с места на место. Намного интереснее другие интимные подробности. Например, у кочевников в юрте спит целиком вся семья (вместе с бабушками-дедушками, братьями и сестрами родителей). И в этом случае мне и правда интересно – а как же потомство?!

А еще у тибетцев-кочевников есть такой обычай выбирать себе невесту. В определенную ночь юноша должен пробраться к юрте своей возлюбленной – так, чтобы его не учуяли и не покусали сторожевые собаки, и среди спящих родственников найти ту самую девушку, которая ему нравится. Если она не закричит и примет его – это значит «да». А если закричит, то его с позором выгонят старшие братья, сестры, родители или другие родственники девушки. Представляете, сколько опасностей на этом пути – особенно, если он в темноте спутает и выберет не ту, а, например, ее маму?!

Но вернемся к детям. Тибетцы – народ традиционный, поэтому у них есть разные поверья для детей. Например, нельзя смотреться в зеркало (малышам). Стараются не давать детям играть с водой – в воде живут «наги», духи воды, с которыми легко поссориться. Если у ребенка недержание – это может быть следствием «ссоры» с духами. В таком случае, доктор предложит кроме лекарства для почек заказать в монастыре ритуал для усмирения духов.

Таким способом лечатся и другие болезни – недержание, длительные или частые болезни, аллергии, дерматиты и многое другое. Бывает, что ребенку могут даже поменять имя, если он начал сильно болеть. Родители обращаются к опытному монаху и тот, например, говорит, что это имя ребенку не подходит. Имя меняют, и малыш выздоравливает.

Это не значит, что тибетцы не обращаются к современной медицине. Обращаются, если она есть. Они осведомлены, что не все болезни можно вылечить травами и ритуалами, просто не всегда у них есть средства и возможность добраться до нормальной больницы.

DSC06759.JPG

Я иногда радуюсь, что тибетцы все еще не такие состоятельные и не такие цивилизованные. Оставаясь в условиях жизни на природе, пусть скупой и иногда даже агрессивной, они естественно остаются «естественными родителями». Потом, уходя в мир цивилизованный, их дети умеют твердо стоять на своих ногах, помнят о своих предках и своей земле, что дает им внутреннюю силу принадлежности к древней культуре, наполненной духовным знанием и вечной мудростью, которые можно встретить в любом уголке этого необъятного края, который зовется Тибетом.