Здоровье

Спортивный экстрим: поиски приключений

Спортивный экстрим: поиски приключений

В погоне за адреналином многие подростки добираются до экстремальных видов спорта. Что может там ждать неподготовленных любителей острых ощущений - рассказывает медобозреватель Ирина Власова.

Экстремальные виды спорта год от года становятся все рискованнее, потому в России в некоторых регионах, к примеру, в Краснодарском крае, местные управленцы начали акции против таких увлечений подростков. Краснодарский Минздрав выпустил по этому поводу аж 7 видеороликов. Врачи считают, что и дети, и взрослые должны отказаться от «чувства адреналина» и не заниматься спортом, который угрожает запредельным травматизмом. Среди видов, названных «запредельными», в первую очередь паркур и руффинг (езда на скутере без средств защиты). Можно ли уменьшить ущерб?

В погоне за впечатлениями

Некоторые современные виды спорта, которые стали продвигаться в мире с 1950-х годов, постепенно стали называться экстремальными. К таким видам спорта отнесли триал, скейтбординг, сноубординг, парашютизм, скалолазание, спелеологию, роуп-джампинг. Эти увлечения обычно включают большое количество акробатических трюков, особенно если ими начинают заниматься неподготовленные подростки.

Конечно, экстремальный спорт снимает ежедневное напряжение, и направлений экстрима с каждым годом становится всё больше, растёт и армия поклонников. Те виды спорта, которые 20 лет назад казались экстримом, сегодня стали обычным спортом, например, автогонки. Но получить травму, увечье или просто потерять жизнь в них - проще простого.

Один из самых опасных и, соответственно, экстремальных видов спорта - бейс-джампинг. Его «прародитель» - парашютный спорт, но в отличие от прыжков с парашютом из летательных аппаратов, бейс-прыжки совершаются с низких высот: со скалы, здания, заводской трубы…Из-за небольших высот скорость падения при выполнении прыжка не высока, но время полёта высоты мало, что часто мешает принять правильное положение тела перед открытием парашюта. В некоторых странах этот вид экстрима запрещен законодательно, а попытки самостоятельных бейс-прыжков без оборудования и навыков смертельно опасны, но в России пока законодательной регламентации нет.

Еще один вид экстрима, связанный со зданиями и строениями, - паркур. Суть паркура - движение и преодоление препятствий различного характера - перила, парапеты, стены, а также специально изготовленные конструкции. Основан группой французов (Давид Белль, Себастьян Фукан и другие). Паркур не менее опасен, чем бейсджампинг, зачастую для этого спорта выбираются высокие здания и пролеты между ними.

Следующим в списке по травматизму и смертям идет хелискиинг - разновидность горнолыжного спорта, фрирайда, спуск по нетронутым снежным склонам, вдалеке от подготовленных трасс с подъёмом к началу спуска на вертолёте. Далее идут подводные виды спорта, такие как дайвинг и кейв-дайвинг. Даже имея навыки, можно запросто столкнуться с акулой или электрическим скатом. Кейв-дайвинг — вид технических погружений, совершаемый в пещерах, где не удастся немедленно всплыть на поверхность в случае опасности или недостатка кислорода. Плюс темнота, узкие пространства, ил.
Следом за подводными видами спорта идут надводные сёрфинг и вейкбординг. Риски таят поглощающая волна, рифы, акулы.

«Мое отношение к экстремальному спорту непростое, - сказал директор восстановительного центра ортопедии и травматологии «Огонек» (СПб), д.м.н., профессор, заслуженный врач России Михаил Дудин, - ряд видов моя культура и мое мировоззрение категорически отвергает. Я думаю, что погоня за дополнительным адреналином сродни болезни. Часто она заканчивается ломкой не только тел спортсменов и любителей, но и судеб. В конце концов, прыжки по стенам и им подобное должны выполнять каскадеры. Эти виды грозят огромным травматизмом, укороченными жизнями, особенно это риски для подростков. Они этим занимаются по недосмотру и от отсутствия в России должной пропаганды и просвещения. Нужно не раз и не два повторять, что не надо прыгать на стенки, люди от этого разбиваются и разбивают свои жизни. Главное, не нужно этим восхищаться. Взрослые тренеры должны просвещать подростков, чтобы у них не было хвастовства пустого друг перед другом». 

«К разным видам спортивного экстрима я отношусь по-разному, с парашютом сам прыгаю, а на мотоцикл никогда бы не сел и на стену никогда бы не полез…. это не мое, и мне это не нравится, - рассказал член Генсовета «Деловой России», бизнесмен и спортсмен-любитель Вячеслав Тимошенко. - Что меня напрягает в экстриме, так это то, что как в любом спорте, надо к нему относиться без фанатизма, без надрыва, с головой, и жестко подчиняясь инструкциям».

Сам Вячеслав знает о рисках экстрима не понаслышке. За душой у него более 250 парашютных прыжков, и до того момента, когда он возомнил себя супер-спортсменом, все было благополучно. «Но в 2007 году я уже поверил, что все могу, что я «супер», и стал заниматься скоростным спуском с парашютом - «СВУПом». «При этом край парашюта сворачивается, как крыло, а парашют раскрывается только за 15-20 метров над землей, - говорит Александр. - Это могут делать те, у кого больше 1000 прыжков, 1500- 2000 прыжков». Самоуверенность плохо кончилась для Александра. В 2007 году на аэродроме в Коломне он «допрыгался», неверный расчет при приземлении… и тело «врылось» в землю. Те 20 человек, которые прыгали в несчастливый день вместе с ним, даже боялись подойти к месту падения и «увидеть груду костей». Медработник доставила чуть живого спортсмена вертолетом МИ-8 в реанимацию в г. Коломну. Его бедра и ноги были не просто сломаны, а «часть из них превратилась в холодец», – говорит Тимошенко. Семь дней друзья искали в Москве хоть кого-нибудь, кто возьмется «собрать» ноги Тимошенко по кускам. Единственный, кто согласился, был врач, травматолог-ортопед, к.м.н. из частной клиники «Кураре-Медицина» Александр Ильин ( бывший зав.отделением травматологии и восстановительного лечения опорно-двигательного аппарата в НМХЦ им Пирогова). По словам Тимошенко, в него вкрутили 13 болтов, а последующие операции и реабилитация заняли год. Это при том, что состоянии системы реабилитации в России в целом Тимошенко оценивает мягко на «очень плохо»…

Какие уроки вынес из этой истории Вячеслав Тимошенко? «Экстремальный спорт требует занятий «с головой», а в 16-18 лет у спортсменов «еще нет мозгов», заключает Тимошенко. Сейчас после своих травм Тимошенко уже не просто прыгнул с парашютом более 10 раз, он решил доказать себе, что находится вновь «на коне». В прошлом году 43-летний Вячеслав Тимошенко установил рекорд, пробежав 52 км без остановок, без перехода на шаг и без единого глотка воды! Грандиозный забег он осуществил на своей малой родине – в городе-герое Керчь. Сверхмарафон зафиксирован кинокамерой, он внесен в Книгу рекордов Украины и в настоящее время претендует на мировое признание.