Здоровье

Шкала Апгар: что означают первые оценки ребёнка

Шкала Апгар: что означают первые оценки ребёнка

Многие свежеиспеченные мамы, изучая выписку, полученную в роддоме, наряду с понятными пунктами «рост» и «вес» обнаруживают еще две цифры — показатели по шкале Апгар. Разберёмся, что означают эти цифры.

Когда ребёнок появляется на свет, необходимо в первые минуты жизни понять, нужна ли ему особая помощь, или можно сразу передавать младенца маме без специальных терапевтических манипуляций. Решение нужно принимать быстро, ведь от этого зависит, получит патология развитие или будет устранена мгновенно. Для слаженной работы коллектива медиков существует используемая во всем мире Шкала Апгар. Это первая оценка в жизни ребенка, которая нуждается в расшифровке.

Что оценивают

Шкала Апгар, широко применяемый сегодня метод оценки состояния новорожденного ребенка, была предложена американским специалистом в области анестезиологии Вирджинией Апгар в 1952 году. По ее замыслу, такая оценка должна была помочь медицинскому персоналу сориентироваться в том, какой из новорожденных более жизнеспособен, а какому следует уделить повышенное внимание – возможно, ему понадобятся реанимационные мероприятия. При этом сама оценка не предполагала проведения каких-либо сложных измерений или диагностических процедур: заключение делалось лишь на основании визуального осмотра новорожденного.

В общей сложности специалист должен был вынести заключение о его состоянии по пяти основным параметрам:

• окраска кожного покрова;

• частота сердечных сокращений;

• рефлекторная возбудимость;

• мышечный тонус;

• дыхание.

Предложенная Вирджинией Апгар система оценки состояния младенцев практически не претерпела изменений до наших дней, а сама методика была названа в честь ее разработчицы.

Примерно десятью годами позже педиатр Йозеф Буттерфилд предложил «расшифровку» названия шкалы, в которой каждый пункт соответствовал измеряемому показателю:

• А (А) – appearance: в буквальном переводе с английского — «внешность», в данном случае — окраска кожных покровов;

• П (P) – pulse: пульс ребёнка, то есть частота сердечных сокращений;

• Г (G) – grimace: буквально — гримаса, то есть рефлекторный ответ на внешний возбудитель;

• А (А) – activity: активность, то есть мышечный тонус;

• Р (R) – respiration: дыхание.

По каждому из показателей младенцу присваивают 0, 1 или 2 балла в зависимости от «качества» параметра; при этом двойка считается наилучшим результатом. После определения значений каждого из показателей эти цифры суммируют, получая итоговый балл по шкале Апгар. Таким образом, максимальная оценка, которую ребенок может получить по результатам таких измерений — 10 баллов. Она присваивается новорожденному в том случае, если у него равномерно розовая кожа по всему телу, включая конечности, пульс свыше 100 ударов в минуту, он активно двигается, громко кричит и интенсивно дышит.

Впрочем, специалисты отмечают, что максимальный балл на практике встречается достаточно редко: часто у вполне здоровых и жизнеспособных младенцев бывают синеватые ручки и ножки, сниженная двигательная активность или другие небольшие «недочеты». Более пристальное внимание обычно уделяют тем детям, которые получили 6 или менее баллов.

Вместе с тем, оценка состояния по этим параметрам проводится дважды: первый раз – сразу же после рождения, и второй раз – через пять минут после появления на свет. Если за это время младенец смог улучшить свои показатели, набрав 7 и более баллов, врачи считают, что он не нуждается в пристальном наблюдении. А вот если по истечении пяти минут показатели, наоборот, снизились, это становится поводом для срочного принятия мер: вполне возможно, ребенку потребуется реанимация.

Впрочем, родителям стоит помнить о том, что многие врачи называют баллы по шкале Апгар достаточно субъективным показателем, который сильно зависит от личного мнения специалиста, проводящего оценку. Как показывают многочисленные исследования, эти баллы, столь важные в первые минуты жизни малыша, затем теряют свою значимость. И не существует убедительных доказательств взаимосвязи будущего развития ребенка с показателями по шкале Апгар, полученными им при рождении.