Здоровье

Ребёнок-левша: не повод для расстройства

Ребёнок-левша: не повод для расстройства

Всемирный день левшей, который ежегодно отмечают 13 августа уже несколько десятков лет - отличный повод рассказать о том, что левша - это не просто человек со странными особенностями, а часть целого мира.

Многие люди любят рассматривать отрывные календари. Смысл забавы заключается в том, чтобы найти на их страницах упоминания о каких-нибудь интересных праздниках и памятных днях. А так как издатели таких календариков хотят быть оригинальными и упомянуть что-то совершенно экзотическое и редкое, каких только праздников там люди не находят. Но, несмотря на то, что календарные праздники случаются практически каждый день по самым разным поводам, многие удивляются, что существует день левшей.

Наверное, каждый может припомнить хотя бы одного левшу среди своих знакомых или родственников. Среди общей популяции их 10-13%. Не так уж и мало! Но зачем эти люди устроили себе праздник? Сейчас очень популярно в таких случаях обличать в попытке привлечь к себе избыточное внимание, сделать PR или что-нибудь кому-нибудь продать. Ведь для многих леворукость – это только умение писать и есть левой рукой. Зачем об этом говорить?

Одна из причин желания привлечь к себе внимание — факт, что история и жизнь левшей не такая уж безоблачная. Леворукость признали нормой совсем не так давно. В английском и немецком языках слово «леворукий» является с давних времен синонимом «неуклюжий». Действительно человеку, который в основном использует левую, а не правую руку, порой достаточно трудно справиться с «праворукими» инструментами. Конечно, приспособиться можно, и люди приспосабливаются, но времени у них на этой уходит гораздо больше, чем у тех, кто действует правой рукой.

Я сама еще застала те времена, когда леворукость для школьника была серьезной проблемой. Родители, смущаясь, говорили учителю: « Вы знаете… он у нас левша». Учитель тяжело вздыхал и говорил: «Надо переучивать!»

Да, леворукость рассматривалась долгое время как врожденный порок. Основной причиной такого отношения было мнение, что если левшей мало,  и им жить неудобно, значит леворукость - патология. Но, наверное, именно благодаря клиническому интересу к леворукости и желанию ее «излечить»,  она была подробно изучена и выведена в итоге из категории болезней.

Гипотезы леворукости

В начале 20 века, когда было установлено, что разные полушария человека выполняют неодинаковые функции (феномен латерализации мозга), начались активные поиски причины леворукости. Уж больно она была заманчивой темой на фоне физиологической неравности внешне одинаковых отделов мозга с разных сторон.

Появилась гипотеза, что «праворукость» развивается в нормальном мозге потому, что в левом полушарии, отвечающим за правую руку, еще находится центр речи. По этой причине мозгу «удобнее» в жизни. Так легче оперировать понятиями и осваивать разные навыки. А вот левшам гораздо сложнее. У них центры, обслуживающие ведущую руку, и центры речи находятся по разные стороны. Вот от этого рассогласования все и сложности.

Но потом, при более плотном изучении вопроса, оказалось, что левши часто и центр речи имеют с той же, с правой стороны, где и центры, управляющие левой рукой. А у 10% правшей центр речи оказался в противоположенном полушарии. И эти люди никак не страдали от своего «неправильного мозга». Если бы не исследования, об этом бы никто и не знал. Более того, около у 50% левшей речевые функции в той или иной мере выполняют оба полушария. (123)

Таким образом, можно сказать уверенно, что мозг у левшей работает по-другому, но это никак не делает их менее нормальными, чем «правшей». Но все же, если мозг не такой, то какие могут быть причины?

А достоверно причины леворукости до сих пор неизвестны. Существует несколько гипотез, разной степени правдоподобности. Даже есть «историческая связка», которая, на мой взгляд, самая надуманная и малодостоверная. Сторонники этой теории утверждают, что «леворукие» были всегда. В самом начале истории их было столько же, сколько «праворуких», но левшей чаще убивали на войне. Они держали щит и меч не в той руке и из-за этого не могли защитить от ударов вражеского меча жизненно важные органы.

Такую теорию сложно подтвердить или опровергнуть. Даже несмотря на сомнительное содержание, довольно трудно провести статистическое исследование распространенности леворукости среди убитых на древних полях сражений воинов. Но, тем не менее, одно из исследование опровергло «историческую причину». Выяснилось, что среди неандертальцев, не знавших щитов и мечей, тоже были левши. И процент их был невелик.

Учитывая, что леворукость может передаваться по наследству и в одной семье может быть несколько левшей, давно было предположена генетическая основа этого явления. Кроме того, люди страдающие генетическим заболеванием, синдромом Вильямса (потеря 26 генов из 7-ой хромосомы) имеют необычно высокий процент случаев леворукости. Это так же наводило на мысль, что есть в феномене ведущей левой руки большая вероятность генетических причин. 

Совсем недавно был обнаружен ген, который вероятно и определяет развитие леворукости. Это LRRTM1, который играет большую роль во внутриутробном развитии и отвечает за распределение и образование связей между нейронами. Но и с этим геном не все так просто. У идентичных близнецов, несмотря на одинаковый набор генов, леворукость обоих встречается не в 100%, как можно было бы ожидать от передачи одного гена, а только в 22-23%.

Еще один факт говорит за генетическую составляющую леворукости. В разных странах количество левшей различно, что, вероятно, зависит от распространения генов. С другой стороны, эта разница может зависеть и от культурных особенностей стран, где негативно относятся к левшам. В целом генетика определяеттолько 25 % случаев леворукости.

Но не все может заключаться в генах. Внешние условия тоже важны. Увеличение вероятности появления малыша-левши увеличивается, если мать рожает его в более зрелом возрасте, или если ребенок рождается с низким весом. Довольно интересное исследование, правда на очень маленькой группе, показало, что родится ли ребенок левшой или правшой, можно предположить на основании того, какой палец ребенок сосет «на УЗИ». Это не магия, а простое поведенческое предпочтение малышом левой или правой руки.

Кроме всего прочего, большое внимание при исследованиях уделялось личностным характеристикам левшей и их способности к обучению. Действительно, среди леворуких детей гораздо чаще встречаются различного рода сложности овладения школьными навыками, особенно, что касается письма и чтения. Учитывая особенности мозга у левшей, можно заподозрить, что трудности могут действительно иметь место. Но последние годы это явление рассматривается не в свете патологии головного мозга, а в свете адаптации ребенка к «праворукому» миру. Мы пишем и читаем слева-направо, нам это кажется вполне естественным, а у малыша левши восприятие знаков на бумаге другое. Ему гораздо сложнее вести ручку в неудобном направлении. Дети левши преодолевают все эти сложности, но, тем не менее, вполне объяснимо, что необходимость вкладывать больше сил в данные навыки, может замедлять овладение письмом и чтением. Но, несмотря на эти трудности, не было обнаружено достоверной разницы в IQ между левшами и правшами.

Об особенностях личности левшей пишут очень много. Часто говорят, что левши неимоверно одаренные и просто непременно обгонят всех своих праворуких товарищей. Действительно, если вспомнить, что правое полушарие центр эмоций и креативности, то его преобладание в нервной деятельности должно давать очень яркую личность. Это соответствует исследованиям. Левши чаще выбирают творческие профессии и добиваются там успеха. Это конечно не исключает успех и в других областях. Кроме того, у левшей в среднем более развито мозолистое тело- область содержащая волокна, соединяющие левое и правое полушарие. (12). Это значит, левши часто имеют больше возможности обработать информацию с разных сторон и принять взвешенное решение. Вероятно, развитие этой области дает им возможность видеть предметы и явления с разных сторон. Есть мнение, что левши более способны к созданию 3D ментальных образов, которые позволяют им становиться хорошими инженерами и архитекторами.

Левши не только креативны, но часто еще и независимы от мнения сообщества. Вероятно, это один из больших факторов определяющих способность к лидерству. Так среди президентов США 66% были левшами. Так Обама, Клинтон, Буш старший писали левой рукой. По воспоминаниям родственников Рейган был переученным левшой.

Одно из исследований показало, что левши зарабатывают на 10% меньше, чем правши. Хотя это распределение оказалось не стопроцентно верным. Согласно американскому исследованию мужчины-левши зарабатывают больше, чем в среднем. Данная закономерность подтверждается учеными из Великобритании.

Однако преобладание работы правого эмоционального полушария имеет и некоторые негативные стороны. Левши более склонны к тревоге и фобиям. Они быстрее сердятся, чаще смущаются.

Существует так же разница в риске развития и распределения заболеваний у правшей и левшей. «Леворукие» имеют больший риск в развитии сердечно-сосудистых заболеваний, гипертонии, астмы, заболеваний щитовидной железы, рассеянного склероза и диабета первого типа. (123).

Так зачем же все-таки нужен день левши? Это не только потребность показать, что «вот такие мы особенные». Несмотря на то, что леворукость теперь официально не считается проблемой психического здоровья, часть людей все еще относятся к левшам с подозрением. Даже существует соответствующая фобия «леворуких», синистрофобия. Кроме того, в настоящее время нет необходимости изменять и переучивать левшей, для того чтобы они вписались в праворукий мир.

Мы никогда не задумываемся о том, что даже ножницы, сделанные под правую руку, могут быть для людей проблемой. Список неудобств, связанных с жизнью в «праворуком» мире достаточно впечатляющ. Это не только канцелярские принадлежности, но и спортивный инвентарь, и музыкальные инструменты. Дети с ведущей левой рукой имеют возможность получать образование, которое не будет вынуждать их преодолевать ненужные трудности.

Так что этот день повод рассказать о том, что левша - это не просто человек со странными особенностями, а часть целого мира, иногда нуждающийся не столько в поддержке, сколько в понимании и признании со стороны окружающих.