Ребенок в офисе: как совмещать родительские и профессиональные обязанности
Современные родители мультифункциональны: они и за ребенком присматривают, и о работе не забывают. Хорошо, если все идет по плану: с утра пораньше малыша отдаем в садик или в заботливые руки няни, а сами отправляемся в офис. Однако от форс-мажоров никто не застрахован. Что делать, если ребенка, которого не с кем оставить, приходится брать с собой на работу, как к пополнению в коллективе относятся начальники и коллеги, чем занять малыша, пока вы выполняете служебные обязанности? С этими вопросами Letidor.ru обратился к экспертам.
Личный опыт
Руководитель диспетчерской службы такси-компании Take It Лиана Дзамихова вот уже несколько месяцев приходит на работу не одна, постоянную компанию ей составляет дочка Ева. Малышке 5 месяцев. Порой она отвлекает маму от дел, когда просит покушать или сменить подгузник, но в большинстве случаев ведет себя образцово-показательно, не только подавая взрослым пример спокойствия и невозмутимости, но и невольно создавая миролюбивую обстановку в женском коллективе диспетчеров. Каждая сотрудница любую свободную от работы минуту старается уделить маленькой Еве. Мама не ревнует, наоборот – радуется за дочку и коллег, которые так легко нашли общий язык.
«В наше время молодым мамочкам очень сложно подобрать хорошую няню, либо подходящий детский сад для своего чада. Тем более не каждая молодая семья в состоянии выложить круглую сумму за опытную и надежную няню. Причем даже стоимость не всегда является гарантией того, что вам повезло с человеком. Примерно такими причинами руководствуются молодые мамы, которым приходится брать своих детей на работу, – комментирует руководитель диспетчерской службы такси-компании Take It, мать двоих детей Лиана Дзамихова. – Конечно, работодатель вправе запретить брать с собой на работу ребенка. Но мне в этом плане крупно повезло».
По словам Лианы Дзамиховой, на работу с дочерью она приходит вот уже два месяца. Когда старший брат Евы – Саид (4года) был совсем маленьким, Лиана также брала его с собой на службу до тех пор, пока не нашла ему хорошую няню. В обоих случаях коллеги не выказывали недовольства. Когда в коллективе появилась малышка Ева, реакция окружающих была очень позитивная. Сейчас девочка принимает участие в жизни коллектива, отвлекая от рабочей рутины и тем самым разряжая обстановку. С появлением ребенка сотрудники такси-компании Take It больше не позволяют себе повысить голос.
«Теперь у нас самая миролюбивая диспетчерская такси в мире, – говорит Лиана Дзамихова. – Могу дать совет менее опытным мамочкам: если ребенку от полутора лет до пяти, необходимо тщательно подбирать программы развития, игрушки и мультфильмы. Занимать его, пока вы работаете. И не так важно, где вы это делаете: дома или в офисе».
Лайфхак для родителей: Чем занять малыша: от 0 до 6 месяцев
По словам управляющего партнера RichartsMeyer (Recruitment Group) Ольги Демидовой, работающих мам становится все больше. В связи с этим многие крупные корпорации начали активно поддерживать материнство: организовывать корпоративные детские сады, устраивать «детские дни», время от времени допускать присутствие в офисе детей сотрудников.
«Это является дополнительной нематериальной мотивацией для мамы, которая сможет скорее выйти из декрета. Ведь для многих возможность брать с собой ребенка на работу является чуть ли не единственным выходом из положения, когда не получается нанять няню, оставить малыша с бабушкой или отвести в детский сад. Мама наверняка сможет работать более эффективно, зная, что с ее малышом все в порядке, – говорит Ольга Демидова. – Единственный минус заключается в том, что не все правильно распределяют свое время, находясь вместе с ребенком на работе. Поэтому в данном случае частое совместное пребывание с ребенком в офисе может как раз негативно сказаться на производительности труда».
Руководитель службы клиентской поддержки кадрового холдинга Gi Group Наиля Дмитриева соглашается с тем, что иногда маме или папе нелегко совместить обязанности родителя и работника. Причины могут быть разными, и они влияют на график работающего.
«На мой взгляд, чтобы ни случилось, нужно стараться избегать ситуации, когда вы берете маленького ребенка к себе на работу. Все-таки бизнес – это дело взрослых людей, и офис не приспособлен для пребывания в нем детей, – подчеркивает Наиля Дмитриева. – В случае незапланированного форс-мажора лучше воспользоваться днями отпуска, больничным или взять отпуск за свой счет. Детей более старшего возраста уже можно оставить дома одних. Это будет гораздо лучшим вариантом, нежели брать ребенка с собой в офис».
Эксперт считает, что в большинстве случаев работодатель отрицательно относится к присутствию маленьких детей в офисе, так как на ребенка отвлекается не только работающий родитель, но и остальные коллеги. Исключением может быть конкретная работа, которая должна быть сделана в конкретный срок. Это тот случай, когда работодатель знает о ситуации, в которой оказался сотрудник, но тем не менее просит его прийти на работу с ребенком.
«Такая ситуация допустима, но на мой взгляд, должна быть ограничена по времени несколькими часами и заранее оговорена с работодателем. Ребенку почти невозможно пробыть на работе родителя полный рабочий день, скорее всего, это закончится детскими слезами и истерикой. Родителю нужно продумать, чем ребенок будет заниматься эти несколько часов, не будет ли он голоден, не будет ли мешать другим коллегам выполнять их работу», – советует эксперт.
При этом Наиля Дмитриева отмечает, что в случае с подростками ситуацию нужно рассматривать под другим углом. Начиная с 14 лет, при наличии такой возможности и разрешения работодателя, а также согласия родителей, можно привлекать ребенка к краткосрочной работе, например, во время каникул. Такие стажировки очень полезны, так как ребенок может видеть, чем занимаются родители, какие образом они зарабатывают деньги. Родитель в свою очередь спокоен, ведь отпрыск при деле. Полученный навык будет также полезен для дальнейшей профориентации юноши или девушки.
«Мой личный опыт – двухнедельная стажировка 15-летней дочери в финансовом отделе нашей компании во время летних каникул. Дочь изучала порядок документооборота, раскладывала бумаги по папкам. И в итоге получила первые в своей жизни заработанные деньги. Ей также очень понравилось ходить в костюме, работать в красивом офисе. В результате ребенок остался очень довольным и даже изъявил желание поработать подольше в следующие летние каникулы», – рассказывает руководитель службы клиентской поддержки кадрового холдинга Gi Group Наиля Дмитриева.
Трудоустройство подростка: о чем нужно знать родителям
Как открыть частный детский сад: практические бизнес-рекомендации
Если у вас маленький ребенок, которого не с кем оставить, согласуйте с начальником возможность взять кроху на работу. Объясните шефу сложившуюся ситуацию, отметьте, что не планируете злоупотреблять его снисходительностью и регулярно приводить чадо в офис. Также постарайтесь заранее сообщить коллегам о том, что им придется какое-то время провести с новым членом коллектива. Возможно, некоторые сослуживцы проявят недовольство, не обижайтесь на них и не выясняйте отношения (тем более при ребенке).
Постарайтесь занять кроху на время, которое он проведет в офисе. Возьмите с собой «спокойные» игры: конструкторы, раскраски, ребусы. Подойдет то, что потребует сосредоточенности ребенка. А вот от кукол, с которыми малыш будет постоянно разговаривать вслух, или от спортинвентаря, который начнет активно использовать, лучше отказаться.
Также подумайте о том, что ваш ребенок будет есть на обед и чем сможет перекусить в промежутках между основными приемами пищи. Идеально – взять с собой ланч-бокс с домашней едой.
Не забудьте и о предметах личной гигиены малыша. Салфетки, подгузники для самых маленьких, запасное нижнее белье для тех, кто постарше, антибактериальное жидкое мыло, крем – все это сложите в отдельный пакет. Подстрахуйтесь и возьмите с собой немного лекарств: например, если у ребенка часто болит животик, берите таблетки для улучшения пищеварения.
Но не переборщите, не превращайте рабочее пространство в подобие домашнего детского уголка.
И напоследок – сохраняйте оптимизм, это поможет справиться с непредвиденной ситуацией и вам, и вашему ребенку, и коллегам!