Здоровье

Психологический обман: 5 чувств родителей, которые притворяются любовью

Психологический обман: 5 чувств родителей, которые притворяются любовью

Все родители любят своих детей, и стараются сделать для них всё самое лучшее. Правда, любовь – многолика. И нередко её маску надевают далекие от любви чувства. Они настолько мастерски её имитируют, что заметить подмену практически невозможно.

Родительская любовь неоднозначна. Часто мамы и папы подменяют это понятие схожими проявлениями чувств: ревность, гиперопека, собственничество, тревога, зависимость. Как обнаружить эффект замещения и чем он опасен для вашего ребенка?

Гиперопека

Стремление постоянно контролировать свое чадо чрезмерно заботливые мамы (а к ним нередко подключаются сердобольные бабушки) объясняют именно любовью. Родительницы-наседки не выпускают ребенка из поля зрения. Проявление самостоятельности у отпрыска склонные к гиперопеке мамы рассматривают как прямую угрозу семейной гармонии.

Гиперопека практически не вызывает нареканий, когда ребенок маленький. Карапузу действительно требуется повышенное внимание и забота. Однако у некоторых родителей тяга к опеке с течением времени не ослабевает. Нередки случаи, когда дети вырастают, а мамы продолжают видеть в них беспомощных малышей, каждый шаг которых требует контроля.

«Не ходи играть в соседний двор. Не дружи с этим мальчиком. Не выключай телефон, чтобы я могла до тебя дозвониться. Сообщи, когда доберешься до дома», – фразы, которые свидетельствуют о прогрессирующем беспокойстве.

Опасность: дети, ставшие жертвой гиперопеки, не способны проявлять инициативу, зависят от чужого мнения, полагаются на стороннюю помощь.

Ревнует – значит, любит. Помните эту распространенную и довольно спорную присказку? Между понятиями «ревность» и «любовь» ставить знак равно не всегда целесообразно. В некоторых случаях ревность вытесняет другие более позитивные чувства: заботу, ласку, нежность.

Как и к кому можно ревновать своего ребенка? Одни ревнуют к партнеру по браку (например, мама испытывает дискомфорт, когда чадо проводит больше времени с отцом), другие – к родственникам (бабушкам и дедушкам), к школьным учителям или близким друзьям отпрыска.

Как правило, ревнующим родителям не нравится тот факт, что ребенок испытывает потребность в заботе стороннего, пусть и близкого ему человека, прислушивается к его мнению, следует его советам. «Если он предпочитает мне другого человека, значит, я что-то делаю не так. Наверное, я плохой родитель», – за подобными мыслями скрывается страх быть отвергнутым, нелюбимым, забытым.

Опасность: ребенок боится испытывать и выражать чувство привязанности к кому-бы то ни было, кроме родителей; в нем крепнет уверенность, что настоящей любви заслуживает только мама (или отец).

Родители-эгоисты стараются всеми силами «привязать» к себе ребенка. Чувство собственничества характерно для мам, чья беременность протекала с осложнениями. Женщина, которая в течение девяти месяцев боялась потерять ребенка, разрешившись от бремени, стремится постоянно поддерживать контакт с малышом.

«Он – моя плоть и кровь. Я потратила так много сил, вынашивая его, поэтому теперь хочу, чтобы он постоянно был рядом», – оправдываются мамы, ни на шаг не отпускающие от себя малыша.

Папы чаще проявляют чувство собственности по отношению к дочерям, нежели к сыновьям. Отцам, ограничивающим свободу дочерей-подростков, кажется, что тем самым они могут уберечь их от социальных опасностей. На самом деле, папам-собственникам невыносимо осознавать, что их малышки взрослеют, отдаляются и готовятся выпорхнуть из родительского гнезда.

Опасность: дети, находящиеся «в собственности» родителей, инертны, безропотны, испытывают чувство вины, когда не могут проявить должное внимание по отношению к матери или отцу.

Тревога за настоящее и будущее ребенка присуща каждому родителю. Другое дело, когда повышенная тревожность подавляет другие позитивные чувства. Так, тревожная мама не будет радоваться за сына, который отправляется в поход с классом, а тревожный папа запретит дочери-подростку ходить на свидания.

Если спросить таких родителей, почему они стремятся окрасить жизнь детей в черный цвет, они недоуменно пожмут плечами, мол, у них и в мыслях не было в чем-либо ущемлять ребенка, просто они переживают, как бы с ним чего не случилось.

Опасность: повышенная тревожность передается от родителей детям; они становятся беспокойными, мнительными, опасаются принимать важные решения и выходить из зоны комфорта.

Некоторые родители испытывают настоящую зависимость от своих детей. Мамы и папы стараются проводить с чадами максимальное количество времени: берут их с собой на работу или на встречу с друзьями. Зависимые родители лишают и себя, и ребенка права на личное время и пространство.

В итоге как дети, так и их родители чувствуют пустоту и одиночество, когда обстоятельства вынуждают их отдаляться друг от друга. Со временем нить, связывающая родителя и чадо, превращается в прочный канат. Разорвать его трудно. Как правило, попытки обособления предпринимают взрослеющие дети, которым хочется почувствовать независимость. Родители противятся, обижаются, шантажируют и манипулируют, стараясь возродить былую тесную связь.

Опасность: дети растут с уверенностью в том, что не имеют права на личную жизнь, они не принимают решения, не спросив совета, боятся действовать вне рамок дозволенного родителями, подстраивают свою жизнь под нужды и потребности близких.