Почему у ребенка случаются резкие перепады настроения
Откуда берутся эти эмоциональные качели и как можно помочь ребенку? Рассказывает эксперт Центра молекулярной диагностики CMD ЦНИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора Екатерина Антипова.
Настроение — это общее эмоциональное состояние человека. Эмоциональная составляющая оказывает огромное влияние на все сферы нашей жизни: на принятие решений, отношения с людьми и даже на наше восприятие текущих событий. Дети, в силу только формирующихся навыков ощущения себя, построения своих моделей поведения и объективного восприятия происходящих с ними событий, более подвержены перепадам настроения, чем взрослые. Что влияет на ту или иную эмоциональную картину?
Психоэмоциональные причины
Как правило, дети более открыто и ярко, чем взрослые, проявляют эмоциональные грани своего настроения. Внезапные грусть, радость, злость — своего рода сигналы о том, что тревожит ребенка и с какой стороны ему необходима защита и поддержка.
А значит, плаксивость, обидчивость, замкнутость, апатия или повышенная возбудимость и истеричность — своего рода способ обратить внимание взрослых людей на свое эмоциональное и физическое состояние.
Физиология настроения
Кроме психоэмоциональных аспектов, настроение ребенка может быть обусловлено и особенностями функционирования его организма. Говоря о физиологических факторах, стоит обратить внимание на уровень гормонов щитовидной железы, содержание витаминов и микроэлементов в крови.
Гормоны щитовидной железы
Читайте также
Гипотиреоз — это состояние организма, связанное со снижением уровня гормонов щитовидной железы (тиреоидных гомонов) и их биологического эффекта на тканевом уровне. В зависимости от уровня, на котором происходит нарушение регуляции выработки гормонов щитовидной железы, различают разные формы гипотиреоза. В любом случае дефицит тиреоидных гормонов приводит к замедлению всех обменных процессов в организме, особенные изменения наблюдаются со стороны нервной системы и психики.
Для оценки эмоционального состояния детей, страдающих гипотиреозом, был использован тест «детский рисунок».
Тест состоял из двух частей: рисование и беседа после него.
В ходе исследования было выявлено, что наиболее частым настроением-состоянием при недостатке тиреоидных гормонов является депрессия, астения и тревожность.
Дети чаще ощущают усталость, отчужденность, склонность к одиночеству, у них снижена концентрация внимания и память.
Наряду с гипотиреозом свое влияние на психоэмоциональное состояние ребенка может оказывать и повышенный уровень гормонов щитовидной железы в крови.
Наиболее частой причиной такого состояния являются аутоиммунные процессы в организме. Внешне со стороны настроения и поведения тиреотоксикоз может проявляться нервозностью, внутренним беспокойством, общей слабостью и повышенной утомляемостью.
Поэтому при изменении в настроении ребенка и наличии других характерных для колебания уровня гормонов щитовидной железы признаков, необходимо обратиться к эндокринологу с последующей сдачей анализов и установлением причин возможного заболевания.
Недостаточность витаминов
Дефицит витаминов в детском и юношеском возрасте неблагоприятно сказывается на формировании интеллектуальных и познавательных способностей, на возможности сопротивляться инфекциям, а также на поведении и настроении ребенка. Причинами дефицита витаминов может быть либо недостаточное поступление их с пищей, либо нарушение процессов всасывания, транспорта и частичного синтеза их в кишечнике. Организм ребенка особенно чувствителен к снижению количества поступающих витаминов и микроэлементов, поскольку активный рост и развитие требуют и активного обмена веществ.
При поиске причин изменения настроения у ребенка стоит обратить внимание на уровень витаминов группы В, фолиевой кислоты, железа, магния, йода, селена и цинка.
Витамины группы В принимают участие в обмене веществ, необходимы для нормального функционирования нервной системы, регенерации тканей и стимулируют кроветворение.
При снижении уровня витаминов группы В наблюдается повышенная усталость, раздражительность, нарушение аппетита и сна, снижение памяти и концентрации внимания, быстрая утомляемость.
Микроэлементы также участвуют в регуляции процессов метаболизма, оказывая свое влияние на клеточном и тканевом уровнях.
Например, железо необходимо нам для синтеза гемоглобина, который в свою очередь нужен для насыщения кислородом всех внутренних органов.
При его дефиците снижается успеваемость в школе, развивается хроническая усталость. В юношеском возрасте характерна замкнутость, бескомпромиссность, раздражительность и нервозность. Правда, стоит отметить, что для возникновения таких поведенческих последствий недостаток в железе организм должен испытывать достаточно длительное время.
При недостаточном поступлении магния с пищей могут развиваться такие состояния, как гиперактивность и нарушение внимания, поскольку магний активно участвует в поддержании процессов возбуждения-торможения в центральной нервной системе.
Диагностика настроения
Лабораторная диагностика в аспекте настроения и эмоционального состояния может помочь родителям и психологам, дать ответы там, где исключены другие возможные причины в изменении поведения.
Исходя из этого, при возникновении любых не характерных для ребенка колебаний настроения, которые не вписываются в какие-либо изменения в жизни ребенка (переезд в другой город, смена школы или детского сада, конфликты в семье и др.) лучше обратиться за консультацией к врачу.
Он при необходимости назначит обследование и примет решение о проведении соответствующей терапии.
Чем бы ни были обусловлены перепады в настроении ребенка, меры по преодолению должны быть комплексными.
В первую очередь — внимание и участие родителей, общение со сверстниками, полноценное питание и соблюдение режима дня, прогулки на свежем воздухе и занятие спортом, творческое развитие и положительные эмоции, а при необходимости прием соответствующих препаратов.