Здоровье

Первая и вторая смена: как организовать день школьника

Первая и вторая смена: как организовать день школьника

Чем лучше составлен режим дня, тем меньше риск переутомления у ученика. Начинать планирование лучше с самых первых дней: привыкнуть сразу – проще, чем потом перестраиваться. Конечно, многое зависит от смены, в которую учится ребенок.

Тайм-менеджемент – наше все, когда речь идет о школе. Ведь успеть надо немало: сделать уроки, погулять, отдохнуть. Плюс домашние дела, драмкружок, кружок по фото и вселенское зло в виде компьютера и телевизора. В общем, чем лучше составлен режим дня, тем меньше риск переутомления у ученика. Начинать планирование лучше с самых первых дней: привыкнуть сразу – проще, чем потом перестраиваться. Конечно, многое зависит от смены, в которую учится ребенок.

Первая смена

Основные проблемы: подъем в семь утра, иллюзия большого количества свободного времени. Классика жанра, ее хвалят и врачи, и учителя. Разве что сами дети недовольны: вставать рано, ложиться – тоже. С последним чаще всего возникают проблемы. Кто из родителей не отлавливал чадо, прячущее под одеялом в лучшем случае – книжку с фонариком, а то и вообще гаджет?

Так что правильный день начинается с вечера – хорошо бы, чтоб ребенок лег в кровать вовремя. Во сколько именно?

Специалисты рекомендуют десятичасовой сон для младших и средних школьников, и минимум восемь с половиной – для старших. Будет меньше – накопится усталость, ухудшатся оценки и общее состояние. А еще,увы, нехватка сна в течение недели не компенсируется сном до обеда в выходные. Так что придется постараться с мотивацией и запастись терпением. И – ограничить активные игры, веселые фильмы и компьютер. Как это сделать в реальности, специалисты умалчивают.

Итак, ребенок уложен. Дело за малым – разбудить его утром. Ухищрений для этого множество, от чашки какао возле кровати до специальных программ на телефоне, которые определяют оптимальный момент для пробуждения. И ни одно толком не работает. Особенно, когда за окном темно и холодно.

И тут важно набраться терпения и разбудить чадо заранее, чтобы на сборы и завтрак было достаточно времени. Ничто так не нервирует и не портит утро, как спешка и проглоченный наспех бутерброд всухомятку. Если есть силы и задор, можно мотивировать школьника вкусным завтраком и красиво накрытым столом.

Следующий этап квеста – приход из школы, обед и, в идеале – как минимум часовой отдых. Особенно хорошо, если не за телевизором-компьютером. Уроки пока делать не рекомендуется. А вот в три-четыре часа – самое то. Помогите ребенку выработать оптимальный алгоритм. Одним детям лучше начинать со сложных заданий, а легкое оставлять на потом. Другие, напротив, долго раскачиваются – им нужна разминка, настрой на успех: в этом случае первыми хорошо пойдут легкие и любимые предметы. Каждые 20–30 минут можно делать пятиминутный перерыв, а при необходимости – подкреплять силы фруктом или кусочком шоколада.

Дальше все индивидуально – у кого-то секции, кружки и репетиторы, у кого-то – футбол во дворе или одноклассники в гостях. Главное – распланировать все по часам, разгрузив, по возможности, последние час-полтора перед сном. Здесь – никакой уборки, отдых и настрой на сон.

Вторая смена.jpg

Основная проблема: день разбит на несколько частей, ребенок поздно приходит из школы, часто приходится жертвовать кружками и секциями.

Кстати, СанПиН (санитарные правила и нормы) запрещают обучение во вторую смену учеников первых, пятых и выпускных классов. Неудобную смену вообще собираются отменять, но получается не у всех школ: детей много, а кабинетов и педагогов – катастрофически мало.

Соблюдать режим во вторую смену еще сложней – ведь утром можно спать, сколько хочешь, поэтому вечерний отбой организовать сложно. И начинать, опять же, придется с него. Рамки можно немного сдвинуть – подъем в восемь, а темной холодной зимой и в девять, вполне допустим, но никак не в 11-12. Не только потому, что времени на дела останется мало. Встав в полдень, ребенок почти наверняка не заснет вовремя вечером, а значит – снова поздний подъем. В общем, замкнутый круг какой-то.

Так что ребенок должен встать и позавтракать. Или быть разбужен и покормлен. Идеальный вариант расписания требует еще и зарядку вкупе с утренней прогулкой, но получается это редко. Домашние задания – готовятся сразу после завтрака, чтобы был перерыв между ними и школьными уроками. Затем, по желанию, второй завтрак или перекус и личные дела. Хорошо, если среди них будет прогулка или какая-то физическая активность.

Обед – дома или в школе, как удобней и вкусней детям и родителям. После школы не рекомендуется делать уроки, как бы велик не был соблазн освободить первую половину дня. Только отдых, прогулки и секции. И – своевременный отбой. Справиться со всем этим помогут таймеры, ежедневники и органайзеры. Чем симпатичней они будут, тем с большей охотой ребенок станет ими пользоваться.

Не стоит стремиться к безукоризненному соблюдению режима: мы все живые люди, а не роботы. Бывает плохое настроение и самочувствие, внезапные гости и форс-мажоры. Не стоит требовать от ребенка сверх организации, главное – постепенно и мягко приучать его к соблюдению режима. И – показывать все преимущества этого.