Линзы: контактная коррекция зрения у детей
У детей зрение формируется первые 10 лет жизни, и если с патологиями зрения не бороться, исправлять их будет с каждым годом все труднее. Какие методы лечения существуют и когда их д_ó_лжно применять? Может ли ребенок носить линзы или только очки? На эти и другие вопросы отвечает д.м.н., офтальмохирург, профессор Светлана Анисимова.
«Контактная коррекция - или ношение линз - сейчас на пике своего развития. Если раньше мы ее советовали детям только с 12 лет, сейчас есть возможность ее использовать уже с 6 лет, и к моменту, когда ребенок идет в школу, уже можно получить хорошие результаты. Появились новые полимеры, линзы стали газопроницаемые, роговица глаза может в них дышать. Кроме того, мы обеспечиваем ребенку психологический комфорт, поскольку очки- это всегда неудобство и для спортивных занятий, и повышенный травматизм, и психологическая зависимость, и вообще линзы - это иное качество жизни», - рассказывает профессор Анисимова.
Сейчас медики при врожденной патологии глаз, к примеру, после удаления врожденной катаракты, разрешают использовать контактные линзы и для совсем маленьких детей - с 6 месяцев, если по тем или иным причинам не был поставлен искусственный хрусталик. Контактные линзы и при такой патологии как анизометропия (разница в зрении между глазами более 2 диоптрий), при таком состоянии возможно развитие амблиопии (« ленивый» глаз ) – это функциональное, как правило обратимое понижение зрения, при котором один из двух глаз почти (или вообще) не задействован в зрительном процессе. В этих случаях офтальмологи обучают родителей, как стерилизовать линзы, а с 6 лет ребенка учат делать это самостоятельно. Контактные линзы также используют при лечении детей c прогрессирующей близорукостью или c астигматизмом. Астигматизмом называют такой оптический дефект глаза, при котором по вертикали и по горизонтали наблюдается различная оптическая сила, при этом происходит формирование размытого изображения на сетчатке (отсутствие единого фокуса). Нередко заболевание бывает обусловлено аномалиями строения глазного яблока. Для коррекции астигматизма используют торические контактные линзы. Их выписывают, когда нельзя откорректировать зрение очками», - поясняет профессор Анисимова.
В условиях амблиопии ребенок пользуется здоровым глазом, а на другом глазу, из-за отсутствия коррекции зрение не развивается и формируется «ленивый глаз», при этом не возможно формирование стереозрения и в последующем ограничивается выбор профессии. При зрении до 2х диоптрий проводят коррекцию очками, а если показатель больше, у ребенка может кружиться голова в очках с большой разницей в коррекции правого и левого глаза.
Количество случаев близорукости в мире, и в нашей стране постоянно растет. Если сейчас рождается с близорукостью до 5% детей, то в возрасте 20 лет таких людей становится уже 52%, - говорит профессор Анисимова, - родители должны по возможности замедлить прогрессирование близорукости. Сейчас уже разработаны несколько таких методик. Во-первых, это склеропластика – хирургическое лечение прогрессирующей близорукости. Во-вторых, это аппаратная программа лечения нарушений аккомодации, упражнения для глаз. И 5 лет назад появилась новая технология - ортокератология. При ней специальные линзы надевают ночью для сна в них. Они оказывают давление на роговицу, постепенно меняют ее форму, и днем человек видит хорошо, очки уже не нужны. Когда мы корректируем зрение, важно, чтобы ребенок хорошо видел, чтобы работали внутренние и внешние мышцы глаза, тогда уменьшится скорость развития близорукости. В нашем центре, например, открыли кабинет, где прогрессирующую близорукость в течение года как раз и лечат по разным методикам, а также с помощью ортокератологических «ночных» линз.
Обычные линзы ребенок носит 4-5 дней в неделю, а 2 дня глаза отдыхают для того, чтобы роговица дышала, при ортокератологических линзах лечение происходит ночью, а днем роговица отдыхает.
Что касается операций, то, как говорят офтальмологи, ситуация очень индивидуальная. Если у ребенка косоглазие и анизометрия (большая разница между глазами), то хирургическое лечение глаз необходимо уже в раннем возрасте, чтобы оба глаза параллельно участвовали в формировании правильного зрения, для формирования стерео- и бинокулярного зрения.
Регулярная диспансеризация, которая проводится ребенку с раннего возраста, позволяет выявить нарушения рефракции, врожденные патологии зрения, и тогда врач решает, как лучше ребенку проводить коррекцию. И варианты могут быть разные: можно использовать однодневные линзы и в конце дня их выбрасывают, существуют контактные линзы на 2 недели. И есть уже и ортокератологические, ночные лечебные линзы.
«Конечно, влияют на развитие близорукости школьные нагрузки, компьютер, утомляемость ребенка, - поясняет профессор Анисимова. – Внутренние и внешние мышцы глаза ослабляются, прогрессирует близорукость. При близорукости может потребоваться и операция, но коррекцию близорукости обычно проводят с 18 лет, когда прогрессирование прекратилось и степень ее остается стабильной последние 2 года. Некоторые клиники проводят ее раньше, чтобы при «разноглазии» одинаково развивались оба глаза, но тогда, вероятно, придется оперировать повторно. Упреждая вопросы о компьютерах профессор Светлана Анисимова говорит, что «при гиперметропии, астигматизме, амблиопии игры в компьютере, слежение глазами могут быть полезны», но обычно нагружают глаза такими упражнениями в течении 45 минут, с перерывами, потом еще на 45 минут. Ну а при близорукости офтальмологи советуют делать перерыв в пользовании компьютером на все каникулы, в том числе летние, оставить только немного просмотра телевизора, больше двигаться, заниматься спортом.
И еще про новые технологии. Ортокератология (ночные линзы), сейчас популярны при близорукости до -6, и используют ее у детей с 8-9 лет. При использовании ортокератологии, происходит воздействие на слабые зоны роговицы, этого воздействия для улучшения остроты зрения хватает на 2-3 года, рефракционный эффект увеличивается, «уходят выпячивания» на роговице. Технологию используют, когда нельзя использовать днем очки или линзы, бывают и такие ситуации.
«Мы поначалу думали, что она может быть вредна для эпителия глаза, поскольку не дышит роговица, боялись, что разовьется патология - кератоконус, раз мы изменяем формирование роговицы, - говорит Светлана Анисимова, - но опыт зарубежных офтальмологов показал, что эти показатели обычно не меняются. Если офтальмологи и фиксируют чаще кератокуонус, то, возможно, что при лучшей обеспеченности аппаратурой медики стали эту патологию глаз чаще выявлять. Конечно, запущенные случаи кератоконуса лечить бывает сложно, поэтому при кератоконусе необходима ранняя диагностика.
Для того, чтобы остановить прогрессирование близорукости высокой степени (более минус 6 диоптрий) мы используем операцию – склеропластику – материалом ксенопласт из чистого коллагена, который получают от животных и изготавливают инертный по составу материал. После такой операции скорость нарастания близорукости замедляется.
В последние 10 лет появилось много новых технологий в офтальмологии, хотя в регионах есть места, где в поликлиниках еще плохо с оборудованием, потому до начала обучения в школе все равно необходимо один раз в год осматривать ребенка в специализированном кабинете, проверять зрение, наблюдать за тем, не приближает ли он к себе предметы, чтобы разглядеть, различает ли ребенок их детали. Ребенок не знает, что это такое «хорошо видеть», для него и очки, и линзы - это лечение. При сегодняшних возможностях, говорят офтальмологи, если ребенок носил очки или линзы, то к 18 годам можно получить 100% успех, а потом уже добавить исправление зрения на микронном уровне лазером.
Если у ребенка есть патология зрения, полезно будет ходить в специализированный детский сад, где есть оборудование для стимуляции зрения, где помогают точно подобрать очки или линзы. Косоглазие сейчас начинают лечить еще до возраста 1 года, с 6-9 месяцев, тогда к школе можно добиться нормального зрения, ребенок может нормально учиться, а с 18 лет можно провести лазерную коррекцию и в результате иметь 100% зрение.