Как заставить ребенка заговорить
Вам ведь знакомо выражение «сапожник без сапог»? А представьте себе, что таким «сапожником» может оказаться логопед!
Мои мальчики-двойняшки родились раньше срока, на восьмом месяце. И, конечно, я сразу предположила возможные трудности с речью, поскольку недоношенность, а тем более в сочетании с не совсем благополучными родами, зачастую дает такие отсроченные проблемы. Но одно дело — теоретизировать и предполагать, а другое — столкнуться на практике.
Когда ребятам исполнился год, никаких положенных по возрастной норме 10-15 слов в их речи не было и в помине. Речевое развитие Миши и Кирилла застряло на стадии лепета и простейших звукоподражаний. В этот период ни беспокойства, ни паники у нас с мужем не было. Я активно занималась с детьми развивающими занятиями, способствующими запуску речи. Было много упражнений на развитие мелкой моторики: сенсорные коробки, перебирание и игры с крупами, песком, различные сортеры, шнуровки, пальчиковая гимнастика. С года мои ребята уже вовсю рисовали! Причем не только малышовыми пальчиковыми красками. Мы использовали большие листы бумаги и толстые маркеры или краски с кисточками потолще, чтобы маленьким ручкам было удобно их держать. Кроме того, я пыталась внедрить простейшие упражнения артикуляционной и мимической гимнастики, ведь очевидно, что для того, чтобы заговорить, мышцы речевого аппарата должны быть готовы. И уже очень скоро мои мальчишки освоили простенькую гимнастику для язычка.
А еще мы учились дуть. Да-да, этому малыша также нужно обучать! И чем раньше, тем лучше, ведь правильно сформированный выдох - основа красивой речи в дальнейшем. С помощью детских песенок мы работали над развитием крупной моторики и тренировали слуховое восприятие. Здесь я бы посоветовала использовать музыку и стихи Екатерины Железновой, под которые можно выполнять различные игровые движения, что по сути является логоритмикой. А логоритмика, то есть синтез движения и слова, как ничто другое способствует запуску речи у малышей.
Пожалуй, переломным моментом в речевом развитии моих детей стал наш поход в развивающую группу в детском центре. На тот период им было около полутора лет. Сложно сказать, что именно поспособствовало, но мы наконец услышали «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «дай» и еще несколько таких долгожданных детских слов. Различных развивашек детям хватало и дома, поэтому я решила, что толчком к развитию послужила новая среда, новые люди и дети, с которыми нужно коммуницировать. Ведь это мама всегда поймет и поможет, а тут нужно учиться слушать других, реагировать, повторять определенные действия, отвечать.
Дальше речевое развитие моих малышей снова затормозилось. Хотя так говорить неправильно, ведь отсутствие разговорной речи совсем не означает, что ребенок не развивается, просто он накапливает пассивный словарь, который в дальнейшем обязательно перейдет в актив. К двум годам мы пришли все с тем же небольшим запасом слов, которые появились в полтора. Я уже начала немного переживать. А когда в 2 года и 3 месяца никакой положительной динамики не последовало, мы решили обратиться к неврологу и психологу. По части невролога всё было хорошо. Это успокоило нас, поскольку означало, что проблема не связана с медицинскими аспектами, а значит, нам нужно запастись терпением и продолжать наши занятия. А психолог посоветовал нам как можно чаще создавать детям яркий новый позитивный опыт, или другими словами - по-хорошему «удивлять» деток.
Это может быть поход в детский театр, поездка на малышковый мастер-класс или какое-то другое, абсолютно новое для ребенка мероприятие, где ему гарантированно понравится. У нас в ближайшее время как раз была запланирована поездка на море. Мы решили, что лучшего «позитивного опыта» просто не придумаешь, и оказались правы. Уже в поездке у ребят стало появляться по 3-4 новых слова ежедневно, а спустя пару недель после возвращения пошли первые фразы, а потом и предложения. К трем годам ребята полностью выровнялись по речевым показателям с их рано заговорившими сверстниками.
Вот таков мой опыт! А я хочу напомнить вам, что сравнивать своего малыша можно только с ним самим. Отслеживайте именно его динамику развития, а не равняйтесь на окружающих деток. Помните об уникальности своего ребенка и бережно помогайте его развитию.