Как выбрать сменную обувь для школы
Всем известно, что детская обувь играет огромную роль в формировании стопы, осанки, хорошего самочувствия ребенка. Только мы эти правильные слова держим как бы в подсознании и частенько покупаем то, что просто нравится малышу и подходит нам по цене. Ну подумаешь, полгодика походит в дешевых кроссовках из кожзаменителя, успокаиваем мы свой внутренний голос, все равно потом новые покупать. И внутренний голос, затаив обиду, замолкает. Ноги вообще говорить не умеют и терпят до кровавых мозолей, вздувшихся вен, а то и начинают гудеть, как электропровода.
Я совершенно не помню, в чем ходила в школе. Одно время вроде было поветрие – все ходили в чешках(это такие тонкие спортивные тапочки на такой же тонкой и плоской подошве). Наверное, я тоже. И мне навсегда запомнились слова нашего физрука, обращенные к нам, пятиклассницам: «Вот вы вырастете, захотите носить высокие каблуки, но не сможете, если долгое время будете ходить в чешках. Они нужны только на уроках физкультуры». Из сказанного мне больше всего понравилось, что мы варастем и что будем ходить на каблуках. Все остальное было зачеркнуто этими чувствами. Плоскостопие и сколиоз у меня обнаружили уже лет в 15. Моей сестре в 40-летнем возрасте даже делали операцию по исправлению плоскостопия – она совсем не могла ходить, боли были адские.
Чтобы у ваших детей не было таких проблем, вы просто обязаны покупать им правильную обувь, в данном случае сменную. Как ее выбрать – вот в чем вопрос.
Правильные споры
Я зашла на мамский форум, где как раз обсуждалась эта животрепещущая тема. Ознакомившись с репликами, я удивилась, что все мамаши девочек говорили о туфлях и босоножках, а именно спорили взахлеб, в чем из них теплее ходить в школе, но ни слова о качествах детской обуви. Совершенно бесполезная беседа, решила я, и зашла на форум учителей, где говорили на ту же тему. Здесь аспект был поставлен иначе: что делать, если ученик пришел без сменной обуви. И волновало собеседников в основном право на наказание (мытье пола, испачканного уличной обувью) и последствия для учителя, позволившего себе это право. И опять ни слова о самой обуви и какой она должна быть.
Медики озабочены этим больше, так как именно им иногда приходится расхлебывать последствия ношения неправильной обуви. «Стопа, – говорят они, – чрезвычайно сложная и важная часть тела. Нарушение ее строения приводит к развитию плоскостопия, следствием которого могут быть головные боли и боли в стопе и голени». Я не медик и могу ошибаться, но, по-моему, стопа – часть ноги… Поэтому таким медикам тоже доверять не стала. И все-таки мне удалось по крупицам составить небольшой список основных требований, которым должна соответствовать сменная обувь школьников.
Итак, сменная обувь должна:
- Иметь форму и размер стопы. При этом в носочной части должен быть небольшой припуск, чтобы пальцы не упирались в мысок. Пальцам должно быть свободно, чтобы можно было ими пошевелить.
Однако на вырост обувь не покупайте – большую по размеру обувь ребенок не сможет носить – нога будет выскальзывать, а форма ступни станет широкой и бесформенной. Особенно это важно для детей, у которых кости ног еще не укрепились и стопа не сформировалась.
-
Иметь достаточно гибкую и легкую подошву. Для того чтобы проверить гибкость подошвы, следует поднять носочную часть обуви, удерживая пяточную. Если угол составляет 25 градусов, то гибкость можно считать достаточной. Не следует брать обувь и на слишком мягкой и тонкой подошве, как, например, в выше упомянутых чешках, поскольку она не амортизирует удар пятки о пол. Мощная платформа тоже может навредить ноге. Для ног ребенка такая нагрузка будет слишком большой. Ведь в течение всего дня школьник находится в вертикальном положении и ноги опущены вниз, а тяжелая обувь увеличивает и без того большую нагрузку, вследствие чего со временем возникает варикозное расширение вен, ноги часто отекают и меняется форма стопы.
-
Обязательно иметь каблук, но его высота не должна превышать 20 мм для школьников 7-12 лет и 25 мм – для 13-17-летних подростков. Ношение обуви на высоких каблуках свыше 2 часов в день приводит к плоскостопию, варикозному расширению вен, нарушению осанки и отклонению большого пальца наружу. Берегите большие пальцы ног ваших детей от искривления.
-
Иметь фиксированный задник, крепления в виде застежки, шнуровки, перепонки для обеспечения прочной фиксации стопы.
-
Быть удобной. Неудобная будет создавать дискомфорт, отвлекая внимание ребенка.
-
Быть выполненной из натуральных материалов. Кожа и текстиль легко садятся по форме ноги ребенка. Кроме того, ноги ребенка всегда должны быть сухими и теплыми.
-
Обеспечивать достаточный уровень воздухообмена. Его нарушение способствует расслаблению мышц и, как следствие этого, снижению свода стопы. Если в школе очень тепло, носить закрытые туфли не рекомендуется: это не только вызывает повышенную потливость ног, но и крайне негигиенично. Потные ноги быстрее натираются, и возникает целый ряд осложнений, вызванных грибковыми заболеваниями.
Я бы добавила, что обувь для школьников должна быть эстетичной, гармонично сочетающейся со школьной формой, а также нравиться ребенку.
Не все родители следуют этим правилам. Вера: «Сменную обувь просто носим, выбираю недешевое, нейтральное и такого качества, чтобы носы за год не облупились. То есть точно не лак». Лариса: Сменку требуют любую удобную, но неяркую и на белой подошве, чтобы пол не пачкали. Желательно на липучке или резинке, чтобы не было проблем с переодеванием.
А вот что ответили школьники на мой вопрос о сменке:
8-классница: «Зимой – балетки, а так ничего не ношу»;
11-классница: «Кеды и только кеды»;
9-классница: «Балетки»;
6-классник: «Кроссовки, че ж еще?!»;
7-классница: «Да не ношу я ее, зачем?»;
выпускница: «Некоторые старшеклассницы умудряются шпильки в школу носить».
Лично я ничего не имею против балеток, кед и кроссовок. Я тоже люблю эту обувь и ношу ее. Но я взрослая бабушка, плоскостопие у меня уже есть, сколиоз тоже, да и головные боли бывают, не говоря уже о том, что носить высокие каблуки я так и не смогла, а теперь они мне и не нужны.
Поэтому давайте попробуем совместить строгие требования к обуви и предпочтения школьников, чтобы учителям не приходилось ломать голову, как наказать безсменника. Им и так есть чем заняться.
Начнем с выбора школьников, желающих носить в качестве сменной обуви балетки, кеды и кроссовки, против которых так ратуют врачи-ортопеды. Если переубедить упрямцев не удается, надо идти на компромисс. Например, если сегодня сын берет с собой кеды, завтра предложите ему правильные полуботинки. Кстати, ногам нужна регулярная перемена обуви для их полноценного развития и здоровья. Но давайте разберемся, все ли балетки, кеды и кроссовки так вредны для детских ног.
Итак, балетки – это открытые туфли на плоской подошве или с небольшим каблуком. На протяжении нескольких десятков лет эта обувь популярна во всем мире. История балеток началась в 1957 году, когда знаменитый Salvatore Ferragamo выпустил первую пару очаровательных туфелек для легендарной Одри Хэпберн, модель Audrey пользуется широким спросом по сей день.
В настоящее время балетки необычайно популярны благодаря той легкости, невесомости, воздушности, которые приобретает образ, и комфорту, который они дарят нашим ножкам. Современные модные балетки давно вышли из своих классических рамок и представлены и в виде повседневной обуви, и обуви для торжественных случаев, и даже для занятий спортом. Они прекрасно сочетаются с любым стилем в одежде. Удобные балетки легко можно носить с практичной школьной формой – с брюками, платьем или юбкой. Главное, сделать правильный выбор.
Лаконичная форма балеток представляет широкий простор для дизайнерской фантазии. Из каких только материалов не изготавливается эта обувь! Из классической кожи, из благородной замши, из веселого текстиля и даже из резины (нет, резина нам точно не нужна). А элементы декора и отделки представлены на любой вкус – от строгих лаконичных пряжек и ремешков до фривольных рюшечек и бантиков.
Балеток у нас не было, но было что-то подобное. Будучи студенткой журфака МГУ, я купила очень понравившиеся туфли на плоской подошве и пошла в них на экзамен. После заслуженной пятерки я еще долгих 3 часа ждала в скверике около памятника Ломоносову мужа, который должен был привезти мне мои любимые кроссовки, так как в новых туфлях я не могла ступить больше ни шагу. И не из-за того, что размер не подходил, а из-за очень жесткого задника – наросты на пяточной кости, так называемые, шпоры, так и остались со мной на всю жизнь.
И все же почему бы и не балетки носить в школе. Можно ведь подобрать качественную модель на каблучке и с ремешком. Например, такие или такие; велюровые, светло-коричневые, идеально сочетающие лаконичный дизайн и абсолютный комфорт, на низкой танкетке, с закругленным мыском, украшенные декоративным бантом.
Кеды – следующие по популярности у наших деток. Яркие, модные, стильные и очень удобные. Все уже забыли, что это спортивная обувь, – такое в ней разнообразие моделей и элементов декора. Известные марки каждый сезон выпускают новые коллекции. К кедам отлично подходит любая одежда: майки, рубашки, футболки, толстовки, джинсы, шорты, юбки и платья. Именно в универсальности скрывается секрет их бешеной популярности.
Кеды были популярны и в наше время, но только в пионерских лагерях. Носили мы их со спортивными штанами и белыми шерстяными носками, которые непременно должны были отворачиваться и ложиться сверху на шнуровку, немного закрывая ее.
Это было очень красиво, во всяком случае мы так думали и ждали дождливых дней, чтобы покрасоваться в таком наряде. А однажды мы с подругой поехали на новогоднюю елку, где требовались сменные туфли. Я взяла с собой кеды, потому что ничего другого у меня не было. До сих пор я помню косые взгляды и осуждающий шепот за спиной. Конечно, это было неэстетично, вызывающе и вообще стыдно. Зато сейчас я могу смело говорить, что разглядела будущую популярность кед еще сорок лет назад.
Кроме того, это бесспорно комфортная обувь – активные подростки постоянно играют в волейбол, баскетбол, футбол, да просто бегают и прыгают на переменах. Однако резиновая подошва, которая обычно бывает у кед, вредна для ног, поэтому нельзя носить их каждый день. Либо найдите кеды на кожаной или другой сделанной из натурального материала подошве. Например, необычные кеды с плетеной подошвой стильного дизайна и безупречного качества. Производители утверждают, что такая обувь отлично подойдет в качестве сменной, а удобная посадка делает их хорошей альтернативой туфлям на каблуках.
На третьем месте у наших школьников кроссовки. Однажды летним днем в спортивном магазине возле нашего дома «выкинули» в продажу кроссовки. Тогда они только-только из спортивной обуви превратились в повседневную. Это были настоящие фирменные «адидасы», синие замшевые, с тремя белыми полосками и белой подошвой, они были прекрасны. Очередь выстроилась километра в три, я простояла в ней 5 с лишним часов, но мне хватило, и я была счастлива безмерно. Служили эти с трудом купленные кроссовки мне верой и правдой 20 лет, и служили бы до сих пор, если бы я не сломала подошву о лопату на даче, стуча по ней во время обкапывания старой вишни. Это было настоящее немецкое качество, и сейчас таких не продают. Да и кто в наше время будет носить кроссовки 20 лет?
Моя подруга Женя недовольна: «Обязывают носить туфли. Я против туфель – большинству детей в них неудобно. Я за кроссовки».
А медики твердят: при длительном ношении кроссовок, столь популярных у подростков, нарушается температурно-влажностный режим, что вызывает расслабление мышц стопы и голени, снижение свода стопы и создает условия для грибковых заболеваний.
Но и в этом случае можно и нужно просто подобрать модель из натуральной кожи, с амортизаторами под пятками, если необходимо, с супинатором – ортопедической стелькой, вкладываемой в обычную обувь для предупреждения плоскостопия. Попробуйте подобрать что-то подобное. Кроссовки Wms Nike Pre Montreal RCR – неплохой вариант. Верх выполнен из кожи. Промежуточная подошва из пенного материала EVA для лучшей амортизации. Качественный протектор для лучшего сцепления с поверхностью. Задник и мысок усилены плотными вставками.
Верх изделия декорирован контрастной прострочкой и фирменным логотипом. Функциональная шнуровка надежно зафиксирует стопу.
А кроссовки Demix DUNK из комбинации перфорированной натуральной кожи и замши – легкие и воздухопроницаемые, позволяют детской ноге «дышать». Обувь укреплена жестким задником для правильной постановки стопы и позволяет надежно фиксировать пятку. Подошва выполнена из TPR (терморезины) – легкого, гнущегося, при этом износостойкого материала.
Еще хорошая модель – синие с серыми вставками кроссовки из натуральной кожи и текстиля. Они очень легкие, пропускают воздух и отвечают всем гигиеническим требованиям к детской обуви. Носовая часть просторная и комфортная для детских пальчиков, не повреждающая ногтевые пластины, что соответствует требованиям ортопедов. Влаговпитывающая стелька обеспечит комфорт. Дополнительные вставки текстиля дают возможность ноге полноценно дышать, кроссовки практически не ощущаются на ноге – такие они легкие. Облегченная подошва изготавливается из износостойких современных материалов и не сотрется от хождения. «Тряпочные» кроссовки PUMA, сделанные из канваса и натурального льна и имеющие амортизационную стельку, прекрасно подойдут для школы.
Туфли – это то, что хотят видеть на детях врачи и учителя. Они отличаются от остальной обуви более жесткой формой и специальным дизайном. Анатомичная конструкция и хорошая фиксация детской ножки способствует правильному развитию стопы.
Мне было лет 14, когда мы с мамой гуляли по Кузьминскому парку и забрели в магазин «Каблучок», где я заметила совершенно изумительные красные туфельки. Мне редко покупали что-нибудь новое, но тут мама сказала: «Примерь». Значит, мне купят новые красивые туфли. Я примерила – туфельки были безнадежно малы, жали со всех сторон, но я не могла отказаться от редкой возможности получить новую обувь. В общем, мама, несмотря на разумные уговоры продавцов не брать эти туфли, увидев мокрые глаза дочери, купила. И я носила их, стирая в кровь всю стопу. В результате мозоли на пальцах у меня до сих пор, они превратились в безобразные наросты, которые я постоянно свожу различными способами, но избавиться от них совсем не могу. Сейчас, конечно, выбор огромный, размерный ряд обширный – выбирай что душе угодно. «Моя дочка любит туфли и всегда выбирает, какие взять с собой в школу», – рассказывает Ира. Вот замечательные туфли с закругленной формой мыска. Для лучшей фиксации стопы предусмотрен ремешок на липучке. А вот очаровательные белые туфельки. Розовые туфельки с ремешком.
Для мальчиков подойдут черные полуботинки из натуральной кожи, с супинатором, очень легкие, с мягкой, гибкой подошвой. Или открытые туфли со светлой подошвой. Эта классическая модель сочетается с любой формой, имеет вентиляционные отверстия и элементы ортопедии для поддержания комфорта стопы, подошва не пачкает школьный пол, а застежка-липучка делает процесс переобувания удобным и быстрым.
Вообще липучка – величайшее изобретение человечества, а особенно липучка в качестве застежки на обуви. Мой 55-летний брат до сих пор не умеет завязывать шнурки, то есть он их завязывает, но они развязываются сами собой. Все дело в том, что, когда наш папа учил брата пользоваться шнурками, научил в результате не его, а меня, вечно ходящую за старшими хвостом и все схватывающую на лету. Мой сын (видно, сказались гены) тоже имел большие проблемы со шнурками. В детском саду ему помогали воспитатели и более ловкие девочки. В школу же я купила ему ботинки на липучке.
«Мой сын носит черные ортопедические сандалии Minimen с закрытым носом, говорит мама 11-летнего лицеиста. – Но даже в них ноги потеют иногда».
Так что даже обувь, одобренная ортопедами, не всегда хороша. К тому же многие магазины без зазрения совести называют школьной обувь из искусственной кожи либо без каблука. Поэтому не поленитесь и проверьте все ярлыки, потребуйте полную информацию от продавца. Не экономьте на здоровье ног вашего малыша или подростка. И обязательно возьмите его с собой, чтобы он мог как следует померить обувь, а также выбрать то, что действительно будет носить в школу, учитывая, разумеется, ваши ненавязчивые, но жесткие требования. Найдите компромисс, и у вас не будет проблем с ребенком по поводу сменки, у ребенка – с учителями, а у ног – с последствиями ношения неправильной обуви.