Как это работает: анализ крови
С тех пор как в 1674 году Антони ван Левенгук впервые поместил каплю воды под созданный им микроскоп, лабораторная диагностика, то есть исследование качественного и количественного состава различных сред организма, сделала большой шаг вперед. Современные лаборатории оснащены роботизированными комплексами, позволяющими в автоматическом режиме исследовать кровь, мочу, спинномозговую жидкость и т.п. Возможности фантастические, но не безграничные. Что можно узнать, например, по анализу крови?
Изучая микромир
Если последовать стопами Левенгука и поместить каплю крови под микроскоп, в ней можно увидеть много интересного. От опытного глаза специально обученного врача-лаборанта не ускользнет ничто, всё важно под объективом: и форма эритроцитов, и их размеры, и разные лейкоциты и их соотношение и т.д. При хорошем увеличении можно увидеть, например, бактерии бартонеллы, возбудители тропической болезни Карриона, затаившиеся внутри красных кровяных телец.
А простейший подсчет лейкоцитов, которому в медвузах учат абсолютно всех врачей, помогает принимать непростое решение – оперировать пациента с сомнительной картиной аппендицита или нет. Обычно два анализа, проведенные с интервалом в 1 час дают четкий и убедительный ответ на этот вопрос. Впрочем, иногда и не дают.
Зачем нужно рассматривать клетки крови? По внешнему виду эритроцитов можно определить тип анемии, а если посчитать их количество и содержание в них гемоглобина, то можно окончательно определиться и с диагнозом, и с лечением.
Следующая группа анализов – так называемая «биохимия». В нее входят ферменты и прочие биологически активные вещества (БАВ), отражающие работоспособность и целостность органов и систем. Как оцениваются эти показатели? Известно, что определенные БАВ вырабатываются определенными клетками. Например, инсулин – продукт бета-клеток островков Лангерганса поджелудочной железы. Если в крови не определяется этот гормон, значит с его «производственными мощностями» произошла катастрофа. Так бывает, например, при сахарном диабете 1-го типа, который чаще всего проявляется именно в детском возрасте.
Современная аппаратура позволяет проанализировать несколько десятков БАВ, но для этого им требуется венозная кровь. Есть приборы, в том числе домашние портативные, которые позволяют определять некоторые вещества в крови из пальца, наиболее развитое направление здесь – глюкометры, предназначенные для измерения уровня глюкозы.
Следующий блок можно условно назвать «инфекционным». Возбудители инфекций, попадая в наш организм, вызывают реакцию иммунной системы, выработку антител-иммуноглобулинов. Они довольно специфичны, то есть на каждую бактерию или вирус в итоге вырабатываются свои антитела. И по ним можно вычислить, чем болеет пациент.
Впрочем, наличие антител – не единственный показатель, ведь они могут быть следствием перенесенной болезни или прививки. Поэтому анализы «на инфекции» обычно делаются в паре: определение антител и определение фрагментов генетического материала возбудителя с помощью полимеразной цепной реакции (ПЦР). Материал для ПЦР могут брать как из крови, так и из других мест, где локализуется возбудитель. Подобные тесты разработаны практически для всех известных инфекций на Земле.
Кроме того, анализы также могут делаться «на гормоны», «на аллергию», на генетические маркеры врожденной патологии, на макро- и микроэлементы, включая витамины и так называемые «минералы», на наличие наркотиков, лекарств и их метаболитов.
Что нельзя узнать по анализу крови? Например, какой режим питания вам подходит. Ни раскрученный в свое время «Гемокод», ни тест по группам крови, ни прочие диагностики на «пищевую непереносимость» не работают.
Еще нельзя узнать уровень зашлакованности или закисленности организма, степень напряженности его иммунитета, выявить в крови кристаллы ортофосфорной кислоты или кристаллоиды сахара, диагностировать дисбактериоз, даже несмотря на то, что в интернете и прочих СМИ активно рекламируются «специалисты», способные сделать всё вышеперечисленное.
Как готовиться к сдаче крови на анализ? Конечно, хорошо бы уточнить это у лечащего врача или в лаборатории, но у них далеко не всегда есть время для ответа. В большинстве случаев кровь сдается утром натощак, то есть последний прием пищи – не менее чем за 8, но и не более чем за 14 часов до того как. Вода едой не считается, а вот молоко или сок – очень даже. Выход – брать что-нибудь с собой, завтракать после выхода из лаборатории.
Но это всё ерунда по сравнению с тем, что ребенка нужно психологически подготовить к подобному непростому мероприятию. Конечно, современные системы взятия крови остры и тонки, но подавляющее большинство детей все равно боятся их как огня. Плюс есть особая группа впечатлительных особ, которые помимо боли и внешнего вида игл еще и вида собственной крови боятся. Так что для разъяснительной работы придется привлечь все свои педагогические таланты. В особо запущенных случаях некоторым детям непосредственно перед процедурой дают успокоительный коктейль.
Кстати, повторные анализы лучше всего сдавать в то же время и в той же лаборатории, в этом случае сравнение результатов будет наиболее корректным.