Домашние роды: игра без правил
Непонятно, откуда пришла к нам мода на роды дома, вероятно, из европейских стран. Но если там это – одна из медицинских услуг, то у нас такой выбор практически всегда означает и отказ от квалифицированной акушерской помощи – со всеми вытекающими последствиями.
По оценкам специалистов московского Центра акушерства, гинекологии и перинатологии им. В.И. Кулакова, в настоящее время в России вне медицинских учреждений происходит чуть более 1% родов. В это число попадают случаи, когда роженицу не успели довезти до роддома, а также роды в социально неблагополучных семьях. Но есть и женщины, выбирающие альтернативный вариант родоразрешения – сознательно, по идеологическим соображениям.
Только в Москве, по данным президента Российского общества акушеров-гинекологов Владимира Серова, от квалифицированной медицинской помощи ежегодно отказываются несколько сотен беременных. Их решение – следствие активной пропаганды «естественных» родов в Интернете, а также специализированных кружков, где будущих мам пугают байками об ужасах в роддомах, превознося при этом преимущества альтернативного родоразрешения и умалчивая об его рисках.
В начале XX века «естественные» роды под присмотром повивальной бабки или просто в поле были уделом подавляющего большинства женщин в России. До года не доживала почти треть детей (298 из 1000). Причиной каждой пятой смерти, как тогда выражались — «врожденная слабость». Это родовые травмы и перинатальные инфекции.
Опасные доводы
Почему, по мнению «естественников», рожать дома лучше? В первую очередь, потому что роды – не болезнь, а естественный физиологический процесс, который не требует медицинского вмешательства. Все это так, подтверждает Владимир Серов, но лишь при одном условии – женщина должна быть абсолютно здоровой, а таких, к сожалению, немного.
Второй популярный аргумент – пресловутая акушерская агрессия: необоснованное назначение лекарств, избыточное применение кесаревых сечений и других вмешательств. Эти недостатки были выявлены в результате дискуссий в медицинском сообществе и более-менее успешно решаются самими врачами.
Во всем мире, в том числе и в России, принята за ориентир концепция демедикализации акушерской помощи и рационального невмешательства в родовой процесс. Что касается кесаревых сечений, то к ним в России прибегают существенно реже, чем в США, Великобритании, Китае и целом ряде других стран.
Наконец, часто звучат жалобы на «тюремный режим» в роддомах. Конечно, условия в медучреждениях далеки от идеальных, однако в последнее время принимается ряд мер, чтобы сделать их более гостеприимными. Например, в прошедшем году было узаконено право мужа или других родственников роженицы присутствовать на родах. При наличии индивидуальных родовых залов эта услуга должна быть бесплатной.
С другой стороны, практика домашних родов никак не встроена в отечественную систему здравоохранения. Оказание услуг по родовспоможению вне медучреждений не предусмотрено законодательством РФ. Следовательно, все отношения акушера и роженицы находятся в «серой зоне»: права, обязанности и ответственность сторон никак не фиксируются и не контролируются.
В случае неблагоприятного исхода, доказать что родовая травма, гибель ребенка или нанесение вреда здоровью матери стали результатом некачественной медицинской помощи бывает практически невозможно. Не говоря уже о возможности добиться компенсации морального ущерба.
Часто говорится о том, что роды вне медицинских учреждений – достаточно распространенная практика за рубежом. В США и Великобритании дома появляются на свет 1-2 % детей, в Австралии – 4%, в Голландии – до 30%.
Но в отличие от России, в развитых странах такие услуги оказывают сертифицированные акушерки, компетентность которых контролируется надзорными органами. Их клиентки проходят тщательнейший отбор и рожать домой отпускают лишь тех, кто отнесен к низкой группе акушерского риска. Кроме того, должна быть гарантирована возможность экстренной эвакуации матери и ребенка в стационар.
Тем не менее, безопасность родов вне медучреждений остается предметом пристального внимания. В одном из последних исследований были обработаны данные 64 тыс. британок, рожавших дома или в роддоме. Как выяснилось, в группе впервые рожавших риск серьезных осложнений –вывихов и переломов конечностей у новорожденного, аспирации мекония, повреждения головного мозга и смерти ребенка – при домашних родах был вдвое выше, чем в стационаре – соответственно, 9,3 и 4,3 случая на 1000.
И это – в Великобритании, где система родовспоможения на дому совершенствовалась десятки лет. В нашей стране подобной статистики не ведется. Но с учетом того, что ни одно из приведенных выше требований к безопасности домашних родов в России не соблюдено, можно смело утверждать, что связанные с ними риски несопоставимо выше, чем в Соединенном Королевстве.
Единственный процесс по делу о домашних родах, закончившийся реальным сроком для одного из обвиняемых – суд над супругами Ермаковыми, организаторами центра родительской культуры «Колыбелька» в Санкт-Петербурге. В сентябре 2009 года Ермаковы были признаны виновными в смерти шести и причинении тяжкого вреда здоровью двух младенцев. Елена Ермакова получила 5,5 лет колонии-поселения, а ее муж Алексей – условный срок. Несколько месяцев спустя Ермакова было освобождена от отбывания наказания до достижения ее младшим ребенком 14-летнего возраста. Назначенную судом компенсацию морального ущерба потерпевшим, по данным на декабрь 2011 года, взыскать не удалось.