Детское зрение: как не потерять
При рождении зрение ребенка очень низкое, и оно повышается первые годы жизни. Когда мы говорим о зрении, то мы имеем в виду понятие "острота зрения" - это параметр, который измеряется количественно.
Определенная острота зрения, которая присуща большинству здоровых людей на планете, принята за 100-процентное зрение и обозначается окулистами в России как "единица", а все отклонения от единицы измеряются в десятичных дробях. В большинстве стран Запада острота зрения измеряется не в десятичных, а в простых долях. Часто встречается высота зрения выше единицы.
У только что родившегося ребенка острота зрения оценивается на уровне сотых долей единицы. Первые месяцы жизни зрение повышается очень быстро, и этот рост сопровождается появлением зрительных реакций. Сначала появляется фиксация, а затем слежение.
Только к возрасту трех-четырех лет зрение становится стопроцентным и таким же четким, как у здорового взрослого человека.
К моменту рождения глаз ребенка уже полностью сформирован и от глаза взрослого его отличают только размеры. Развитие зрения происходит, в основном, в центральной нервной системе. Информация об окружающем нас мире попадает на сетчатку глаза, в ней видимый свет превращается в сигнал, который идет в головной мозг. Множество сигналов в сетчатке формируют видимую глазом картину окружающего мира.
Амблиопия
Мозг «обучается» видеть окружающий мир посредством опыта, который дает ему глаз. Если на сетчатку глаза не проецируется изображение (например, имеется врожденная катаракта), то зрение в таком глазу не развивается.
Если на сетчатку глаза проецируется нечеткое изображение, то зрение может развиться, но не полностью. Такое состояние называется амблиопия - снижение зрения, которое обусловлено отсутствием нормальной четкой проекции окружающего мира на сетчатку глаза в период развития зрительной системы. Этот период - от момента рождения до 3-5 лет. Амблиопия может быть из-за непрозрачности оптических сред (например, помутнение хрусталика) или из-за неправильной преломляющей силы оптики, которая проецирует нечеткое изображение (например, астигматизм).
Амблиопия занимает второе место после близорукости по частоте среди заболеваний глаз у детей (около 1-2% всего населения). Амблиопия может не проявляться внешне, и ребенок с амблиопией может не отличаться от других детей. Только офтальмолог может выявить это заболевание вовремя. В большинстве случаев лечение амблиопии не вызывает затруднений. Часто амблиопия сопровождается косоглазием.
Одновременно с ростом остроты зрения начинается формирование рефракции глаза. Ее формирование происходит практически до совершеннолетия. И именно с ее формированием связана самая частая глазная проблема у детей и подростков – близорукость.
Рефракция – слово обозначающее способность оптики преломлять свет. В глазу есть своя оптическая система, она состоит из двух линз: роговицы и хрусталика. Каждая из этих линз имеет свою преломляющую силу (рефракцию). Но для оценки преломляющей силы всего глаза, окулисты оценивают их как единую систему линз. Такая преломляющая сила оптической системы, при которой линзы фокусируют окружающий мир точно на сетчатку глаза, принята за ноль.
Если изображение не фокусируется на сетчатку глаза и для того, чтобы его сфокусировать перед глазом, надо поставить линзу рассеивающую линзу (минус), то такое состояние называется близорукость. А если собирающую линзу (плюс), то такое состояние называют дальнозоркость.
Некоторые думают, что дальнозоркость - это состояние, при котором очень хорошо видно в даль. Однако это не так. Слово «дальнозоркость» - это состояние, при котором зрение затрудненно на близком расстоянии. То есть это антоним слова «близорукость», которое подразумевает хорошее зрение только на близком расстоянии. При дальнозоркости зрение может быть низким и на далеком расстоянии.
Однако, оптическая система человека редко меняется за счет того, что меняются оптические свойства линз глаза. Основные изменения происходят из-за того, что меняется положение самой сетчатки, на которую проецируется изображение. Ее положение меняется в связи с удлинением глазного яблока в период детства. Так как глазное яблоко может только расти и не может уменьшаться, понятно, что такие изменения имеют одностороннюю направленность и необратимы.
В частности, нормальная рефракция для новорожденного ребенка - это дальнозоркость. В дальнейшем с ростом глаза дальнозоркость уменьшается и к совершеннолетию остается в незначительной степени. Однако, бывает так, что снижение дальнозоркости проходит быстрее, чем положено и после того, как запас ее кончается, начинается рост близорукости. Близорукость или миопия - самая частая проблема, которая встречается в детском и подростковом возрасте.
Достоверно не известны все факторы, которые ведут к развитию близорукости. Однозначно есть связь между ростом близорукости и избыточной зрительной нагрузкой на близком расстоянии. Рост миопии заканчивается, как и нормальное формирование рефракции, к совершеннолетию. Чем раньше возникает близорукость, тем больше времени для ее роста и тем больше она может вырасти. Однако, рост миопии может быть выражен по-разному у разных детей, и предсказать темпы роста близорукости можно очень приблизительно.
Исходя из сказанного, профилактикой развития близорукости можно считать профилактику падения дальнозоркости у детей младшего возраста. Для этого необходимо создавать максимально комфортные условия, когда ребенок бодрствует, играет, рисует. Необходимо позаботиться о хорошем освещении. Книжки стоит выбирать с большими четко пропечатанными буквами. Больше времени проводить с ребенком в играх на улице. Поменьше загружать ребенка чтением, письмом и любой нагрузкой на близком расстоянии.
В большинстве случае близорукость растет в умеренных пределах и лечения, кроме очков или контактных линз, при близорукости не требуется.
На первом году жизни проводятся два осмотра офтальмологом. Первый осмотр проводится в возрасте одного месяца. На этом осмотре доктор должен убедиться, что глаз сформирован правильно. Что нет никаких препятствий для развития зрения у ребенка. Основная цель осмотра в возрасте один месяц - исключить грубую патологию, которую можно устранить, чтобы развитие протекало как положено.
Второй осмотр проводится в возрасте одного года. В этом возрасте осмотр дополняется определением оптических свойств глаза. Закапывают капли, которые расширяют зрачок, и доктор определяет рефракцию (преломляющую силу) оптической системы глаза. Осмотр в год позволяет исключить все факторы, которые мешают развитию высоких зрительных функций. Именно при осмотре в год выявляются аномалии рефракции, которые могут вести к амблиопии и косоглазию.
В некоторых случаях первый осмотр проводится раньше одного месяца жизни, особенно это касается недоношенных детей. Так же могут потребоваться более частые осмотры.
То, что зрение ребенка первого года жизни низкое, обуславливает некоторый особый подход к зрительному режиму.
-
Игрушки должны быть яркими, цветастыми и контрастными. Для нормального развития игрушки очень важны, и важно, чтобы их можно было хорошо разглядеть. Учитывая особенности зрения ребенка, необходимо, чтобы все детали были яркими и контрастными.
-
Для хорошего восприятия цвета и контраста необходимо максимально хорошее освещение. При недостаточности света человеческий глаз не способен качественно воспринимать цвета.
Такие простые правила будут способствовать нормальному развитию зрения у ребенка на первом году жизни.
При покупке игрушек для ребенка выбирайте игрушки известных фирм с хорошо прорисованными деталями. Игрушки надо подбирать соответственно возрасту и зрелости вашего ребенка. Производители часто указывают рекомендуемый возраст для конкретной игрушки. Однако, следует помнить, что все дети очень разные в своем развитии и маркировка не может быть безусловной рекомендацией.
Игрушки до 5 месяцев жизни способствуют формированию предметного зрения и восприятию света и цвета.
Игрушки и игры для старших детей помогают развивать зрительную систему и ее взаимосвязь с двигательной системой. Взаимосвязь с двигательной системой помогает формированию объемного зрения.
Возможные игрушки:
Крутящиеся мобили, подвесные игрушки, резиновые игрушки, погремушки. Игрушки должны быть яркими и цветными.
Возможные игры:
Ку-ку (родители, то прячутся, то появляются перед ребенком), ладушки.
Возможные игрушки:
Мягкие игрушки, игрушки для ванной.
Возможные игры:
Прятать и искать игрушки, читать ребенку.
Возможные игрушки:
Цветные книжки с картинками. Игрушки, в которых нужно вставлять одни предметы в другие, кубики.
Возможные игры:
Катать мяч к ребенку и от ребенка, читать ребенку.
Возможные игрушки:
Яркие шары, кубики, лошадка – с колесиками или качалка, машинки и игрушки, которые можно толкать.
Возможные игры:
Кидать мяч ребенку, читать.
Возможные игрушки:
Карандаши, фломастеры, кольцеброс, мешочки с крупой, пазлы, игрушки, где надо сортировать предметы по форме, цвету или размеру, головоломки.
Возможные игры:
Читать ребенку, игры на улице, догонялки.
Этот список игр и игрушек не полный. Есть еще много других путей способствовать развитию зрения у детей. Используйте свою изобретательность и воображение. Также проконсультируйтесь с окулистом о возможных игрушках конкретно для вашего ребенка.
1) Многие родители считают, что близорукость всегда имеет наследственный характер. Однако упускается тот факт, что кроме генов, дети наследуют и образ жизни родителей. Так, если в семье много читают, то ребенок тоже начинает читать рано и это может способствовать развитию близорукости (особенно, если он читает по ночам в плохо освещенной комнате, боясь зажигать свет; еще хуже, если он читает под одеялом с фонариком). А гены? Гены могут быть и не виноваты. Хотя, по-видимому, некоторые формы близорукости имеют преимущественно генетическую природу.
2) "Телевизор - враг всех детей". Однако, если отойти от педагогических вопросов и касаться только вопроса влияния просмотра телевизора на рост близорукости и риск ее возникновения, то можно смело заявить, что нет никаких четких доказательств, что просмотр телевизора ведет к росту близорукости. Мы помним, что именно нагрузки на близком расстоянии способны вести к росту близорукости. Телевизор находится далеко и таким эффектом не обладает.
Это не относится к компьютерам и планшетам - они все же остаются нагрузкой на близком расстоянии и не желательны в большом количестве для детей. При этом стоит отметить, что пока не выявлена разница между влиянием текста с монитора и текста, напечатанного на бумаге. То есть нет убедительных данных, что монитор – больший фактор риска.
3) "Ношение очков не способствует прогрессированию близорукости". Этот миф основан на том, что после назначения ребенку очков миопия растет дальше. Однако нет никаких поводов полагать, что без очков она бы росла медленнее или не росла вовсе. Очки, чаще всего назначают тогда, когда появляются первые жалобы, а это начало роста близорукости. Соответственно близорукость может продолжать расти, но связи с очками здесь нет.
4) Миф о том, что новорожденные не различают цвета – так же не имеет под собой никаких оснований. И таким образом, в рекомендациях давать новорожденному смотреть на черно-белые картинки нет никакого смысла.