Детский праздник без жертв и разрушений
Лето - это практически нескончаемая череда праздников: последние звонки, выпускные в детсадах и школах, дни рождения и прочие поводы для бурного торжества. Как сделать их для детей если уж не полезными, то хотя бы безвредными? Только верность принципу разумной достаточности и ненавязчивость позволят семье пережить их без потерь, говорят психологи. Давайте скажем честно: суета перед праздниками не всем и не всегда доставляет удовольствие. Много дней предстоит провести с детьми дома, значит многое нужно купить, может кто-то получает от хождения по магазинам удовольствие - для детей это часто стресс, хотя праздник, тем более его «детское» ответвление и устраивается ради детей. Хорошо еще если меню и незатейливые подарки для детей-гостей приготовлены заранее. Родителям стоит побеспокоиться, чтобы у ребенка и в праздники был нормальный режим питания и рациональная диета. А самое главное – чтобы не ломался нормальный детский сон.
Итак готовимся: составляем план мест, где хотим побывать с ребенком, и помним, что самые большие впечатления останутся у ребенка не от сладостей, не от бесчисленных шоу и утренников, а от...перемены места! Достаточно отвезти его в соседнее село или на городскую экскурсию. Никакие продукты, какими бы вкусными и редкими они ни были, не могут ребенку любого возраста заменить приятные эмоции.
Стресс — это психозарядка
В целом отрицательное влияние праздничных стрессов на здоровье «несколько преувеличено», говорит профессор, старший научный сотрудник научного центра социальной и судебной психиатрии (ГНЦССП) им. В.П. Сербского Татьяна Клименко. «Стрессы тренируют психику», — отмечает она, - и нужно научиться видеть оптимистическую сторону событий. «Я бы рекомендовала вооружиться таким принципом, который услышала у героя спектакля "С наступающим..." в театре "Современник". Герой говорит: "живи хорошо и давай жить другому". Вот так можно избежать ссор и обид в праздники, свидетелями которых подчас становятся наши дети. Для каждого праздник – понятие сугубо личное, интимное».
То же самое и для ребенка. Одного стоит повести в веселую компанию, а другого к одному приятелю в гости. Семейный психолог частного московского психологического центра Ирина Дячкова предложила еще до начала празднования определить для себя самые важные ценности и следовать им. «Высшая мудрость — терпение и терпимость,— говорит психолог.— Определите главную цель, чего вы хотите для ребенка: утомить его? Дать ему новые впечатления? Обеспечить его безопасность? От цели будут зависеть ваши действия и поведение в праздничные дни».
Стремясь развлечь ребенка, многие родители коллекционируют билеты на праздники, шоу, утренники, балы... Они уверены в непременной обязанности ребенка радоваться. А большинство детей очень часто от праздника хотят просто получить подарок и уйти, говорят психологи. Детям даже не всегда понятно, почему родители так серьезно ждут праздника. Родители часто перебарщивают с нагнетанием праздничного настроения, заранее готовят ребенка к чему-то особенному. А ведь это взрослые еще больше детей в каждый праздник ждут отдыха от работы, развлечений, выхода «в люди».
Для маленького ребенка, благодаря неумелым действиям родителей, праздники могут стать настоящим стрессом.
Детям до трех лет нужна перед праздником психологическая подготовка: расскажите им про традиции, сделайте какие-то поделки, искусственные флажки, гирлянды, цветы. Почитайте про праздник книжку. С детьми постарше можно совместно зачеркивать на календаре дни, чтобы ребенок видел, как приближается праздник. Заранее поймите: сколько праздника именно ваш ребенок может «переварить». Нравятся ли ему шумное веселье или нет, не преувеличивайте важность любого праздника. Если ребенку на празднике предстоит выступать, ни в коем случае не давайте понять ребенку, будто от него ждут чего-то особенного. Не успокаивайте его фразами вроде «Все будет хорошо, не бойся!», — иначе ребенок подумает, что повод для страха все-таки есть.
Не нагружайте ребенка заучиванием стихов: публичное выступление— это очень тяжелое испытание, и это всегда принуждение, эффект от него может быть непредсказуем.
Тихого и стеснительного ребенка обязательно готовьте к утренникам, рассказывая ему... о нем самом. О том, какой у него красивый костюм или платье, о возможности пойти вместе с детьми в красивый зал. Активному, легко «заводимому» ребенку стоит рассказать об остальных участниках праздника, чтобы он не требовал к себе безраздельного внимания.
Если ребенок учит стишок, можно нарисовать текст в картинках, постепенно выучивая слова. Ребенок обязательно вспомнит эту картинку в нужный момент, можно повторять строчки по очереди, перебрасывая мячик. И никогда не говорите: «все дети расскажут стихи, а ты нет», «всем дадут подарок, а тебе нет»,— критика вызывает внутреннее сопротивление. Категорически нельзя наказывать ребенка, обещая забрать подарок, если он не захочет рассказывать стихи или выступать в театральной сценке, – оставьте его в покое.
«Нужно много разговаривать с ребенком, чтобы он проговаривал свой страх, свой дискомфорт, и тогда негативная эмоция уйдет,— поясняет профессор Клименко.— Ребенок часто не может сориентироваться, он не знает, как себя вести. Не уговаривайте его и не заставляйте, просто проговаривайте все ситуации, которые будут происходить. Пусть он вспоминает, что было на другом празднике, вспоминайте вместе с ним, старайтесь увести острые эмоции».
Для детей до трех лет самым подходящим вариантом праздника будет праздник дома, утренник в детском саду или в школе развития, то есть камерный праздник, где создается душевное настроение. Иногда мамы приводят на общественные утренники детей, которым не исполнилось даже года. Психологи предупреждают: праздничные мероприятия — это всегда стресс. Последствия могут проявиться и через день— возникают плохой сон, плач по вечерам, испуг, отказ от еды.
И помните: одного праздника ребенку вполне достаточно! Детская «батарейка» быстро садится, предупреждают специалисты.
До трех лет ребенок воспринимает героев праздника как чужих страшных людей, лучше таких героев показывать им в книжке, а потом кукольных, или вообще обходиться без них.
Психологи утверждают: первый сознательный праздник ребенок способен понять только к трем годам. В четыре года уже может адекватно воспринять несложное представление и в компании. Но герои праздника не должны «двоиться в глазах». Приглашать театральных героев на дом можно детям не ранее 4–5-летнего возраста.
Перед праздниками некоторые дети заболевают. Ребенок чувствует, что взрослые озабочены приближающимися событиями, думами о подарках, корпоративах, слышат слова о том, что денег мало, настроение не праздничное. Не показывайте детям свою озабоченность, не давайте понять, что праздник— это нечто, забирающее ваши силы. Ребенок чувствует энергию, идущую от матери, с которой у него очень сильная психическая связь, и тоже заболевает. Иногда это синдром однодневной болезни: у ребенка неожиданно поднимается высокая температура, но через день-два никаких следов болезни не будет. Это реакция на чрезмерную радость. Если вы боитесь, что ребенок заболеет, будьте спокойны и уверенны. Иногда ребенок не хочет участвовать в празднике вообще, он тревожится... и заболевает, чтобы избежать неприятных событий.
Домашний праздник— это тоже огромное впечатление, обычно сбивается режим дня, ребенок не может быстро уснуть из-за фейерверков, слишком много смотрит телевизор и пробует «неправильную» еду, что в сумме вызывает эмоциональное расстройство. В преддверии праздника говорите с ребенком только о прекрасном. «А у детей постарше просто спросите, чего хотят они сами»,— добавляет психолог Ирина Дьячкова.