Здоровье

Детская медицина в Америке: только спокойствие

Детская медицина в Америке: только спокойствие

С высокой долей вероятности можно предположить, что одно из важных мест в жизни родителей новорожденного ребенка занимает педиатр. Особенно, если ребенок первый, а вопросов с каждым днем становится только больше.

Соединенные Штаты Америки подкупают возможностью широкого выбора, и медицинские сервисы не являются исключением.

Педиатр для беременных

iStock_000022463077Small.jpg

Когда я приходила в госпиталь во время беременности – посмотреть, как выглядит родовое отделение, медсестры показывали мне комнаты и желали «хорошей покупки», так как процесс выбора госпиталя по-английски описывается емким выражением «hospital shopping». В какой-то момент количество возможностей начинает пугать, потому что, с одной стороны, важное же дело - и госпиталь, и доктор, а с другой - ну как, не являясь профессионалом в медицине, определить хорошего специалиста? В трудом справившись с подступающей паранойей, я поняла, что для меня работает только один вариант – успокоиться и сделать выбор волевым решением.

В американских госпиталях с родильным отделением, разумеется, есть дежурные неонатологи и педиатры, но если родители выбрали доктора заранее, то именно он приходит к новорожденному и осматривает его, даже если этот доктор не работает в данном конкретном госпитале. Педиатр может иметь свою практику, или же это может быть совместная практика нескольких докторов – и тогда вы каждый раз будете общаться с новым специалистом во время визита. Но при этом получать, в случае сомнения по каким-либо вопросам, дополнительное врачебное мнение. Выбрав педиатра, вы говорите говорите ему предполагаемую дату родов и госпиталь, в котором вы собираетесь рожать. Педиатры работают с определенным количеством госпиталей, поэтому важно уточнить, что он сотрудничает именно с выбранным вами. При поступлении в роддом персонал госпиталя связывается с вашим педиатром, и он навещает вас и ребенка в первые сутки после родов.

iStock_000017222108Small.jpg

После родов ребенок чаще всего находится в палате вместе с родителями (почти во всех палатах есть раскладное кресло, где может остаться на ночь отец ребенка). Входя в палату все доктора и медсестры обязательно представляются. Если им необходимо взять ребенка на медицинские процедуры, у родителей спрашивают разрешения и подробно описывают, что именно собираются делать. В роддоме младенцу делают прививку от гепатита B, проверяют зрение и слух, взвешивают и измеряют рост. Педиатр осматривает ребенка, запрашивает все медицинские документы, контролирует госпитальный осмотр и прививки ребенка и назначает дату первого визита через несколько дней после выписки из роддома, как правило, это третий-четвертый день жизни ребенка. В США не существует практики вызова доктора на дом, если это не экстренный случай. В последнем случае при вызове приезжает скорая, пожарная (на всякий случай) и полицейская (убедиться, что нет криминала) машины. Предполагается, если все остальные, нуждающиеся в медицинской помощи или консультации, могут дойти до доктора сами, то именно это им и следует сделать.

На первом визите у педиатра доктор осматривает ребенка и отвечает на все вопросы родителей по кормлению и уходу. В первый месяц родители с ребенком приходят еженедельно, затем – раз в месяц. После визита в полгода, следующий раз ребенок приходит в доктору в год, а затем – в 18 месяцев, если нет необходимости посещения врача раньше.

93479637.jpg

Согласно национальному календарю прививок, в течении первого года ребенку делают около десятка прививочных вакцин, некоторые из которых необходимо повторить несколько раз. Сайт американского центра контроля и предотвращения заболеваний публикует рекомендуемый план прививок для детей первого года жизни. В некоторых штатах родителям могут рекомендовать проведение дополнительной вакцинации в случае вспышек каких-либо заболеваний. Важно строго соблюдать расписание вакцин, так, например, ряд прививок важно сделать строго в полгода или год ребенка, иначе, при поступлении в школу их заставят переделывать.

Первую прививку, от гепатита B, ставят в первый день жизни младенца. В полтора месяца делают ревакцианацию. В два месяца младенца ждет тривакцина против дифтерии, столбняка, коклюша (единая вакцина); вакцина против ротавируса, гемофильной и пневмококовой инфекций и полиовакцина. В четыре месяца повторяют прививки второго месяца. В полгода повторно ставят тривакцину против дифтерии, столбняка, коклюша, ротавируса, гемофильной инфекции, полиомелита и гепатита В, а также делают новую вакцину против гриппа. В год ребенка вакцинируют против гепатита А, краснухи ветряной оспы и повторно - против гриппа.

Для сомневающихся в целесообразности прививок в Америке работает доказательная медицина. В кабинетах нашего педиатра висят плакаты «Отказываетесь от вакцины? Спросите об этом Смитов». Ниже фотография семьи с детьми и история смерти одного из детей на фото от заболевания, которое можно было предотвратить прививкой. Такое наглядное информирование довольно действенно, при этом и у педиатров, и на сайте государственных медицинских ведомств общедоступна информация о побочных действиях всех вакцин.

Здесь можно отметить, что идея предотвращения возможных негативных последствий в целом очень американская. Профилактическая медицина является приоритетом и активно популяризируется. Так, например, при ежегодных (плановых) визитах к специалистам с пациента не берут co-pay – сумму, которую человек платит за визит при наличии любой страховки. Обычно она колеблется в районе 30-50 долларов.

174233618.jpg

Почти все аргументы педиатров – у нас их было двое, и еще я общалась с несколькими докторами в процессе выбора, сводятся к доказанным статистическим фактам. Например: «действие этого препарата не доказано, поэтому мы его не назначаем». Или – есть статистика, что от этого лекарства вот такой процент риска осложнений. Все довольно четко и по делу. Мы с доктором обсуждали подробно статистические цифры, когда принимали решение о противотуберкулезной прививке БЦЖ. В России ее делают в роддоме, а Америке ее не делают никому – несколько десятков лет назад Штаты официально признали, что победили туберкулез. Тем не менее, раз в год ( и далее – регулярно) у детей проверяют реакцию Манту. Взрослым в группе риска (регулярно приезжая в Россию, мы в нее попадаем) рекомендуют реакцию Манту ежегодно. Наш педиатр делает ее четыре раза в год – специфика профессии. По данным американских исследователей, надежность вакцины от туберкулеза колеблется в районе 64%, это очень низкий показатель. Поэтому ни один из наших докторов не настаивал, чтобы мы делали эту прививку своему ребенку, оставляя финальное решение за нами.

Инструкция родителям практически при любом детском недомогании доктора сводят к простым рекомендациям: если вы не знаете, что именно происходит с ребенком, подождите и позвоните педиатру. Если это угрожает жизни ребенка, никому не звоните и срочно езжайте в госпиталь. Задача родителя – отличить одно от другого.

Меня в начале родительского пути удивило, что при всем совершенстве американской медицины, никто не делает лишних исследований без специальных показаний, «на всякий случай». Не выписывает «страховочных» лекарств и витаминов. Я ни разу не слышала от педиатра о необходимости младенческого массажа, обязательном осмотре у невролога или прохождении томографии.

При простуде надо ждать, если температура поднимется до 38 С и дать детский тайленол. До этого не надо делать ничего. Мои перечисления народных средств доктор выслушала с интересом и сказала: «вы можете попробовать, если вам это не будет мешать».

163213326.jpg

Практика первого нашего педиатра находилась рядом с госпиталем в пригороде Филадельфии, где проходили мои роды. Доктор терпеливо отвечала на все мои звонки (в первый месяц я звонила по несколько раз в день) и отвечала на все мои вычитанные в книжках и на форумах вопросы.

Через несколько месяцев после рождения ребенка мы переехали в другой штат, и снова принялись за поиск врача. На сайте журнала «Вашингтониан» существует целый раздел городского рейтинга профессионалов, где можно найти «лидеров» практически всех медицинских областей и косметологии. Пролистав рейтинг, мы решили пойти более привычным путем рекомендаций и записались на прием к доктору, которая наблюдала ребенка наших соседей.

Чудесная доктор с отменным чувством юмора оказалась находкой для моих панических настроений при каждом чихе ребенка и образцом здравого смысла, которого мне порой не хватало. Она постоянно напоминала мне, что ребенок – сосредоточение огромных маркетинговых усилий корпораций, а человек слаб, поэтому важно развивать в себе критическое мышление. В стране, где в каждом магазине и аптеке отведено место товарам для детей, бороться с искушением ненужных (а иногда опасных) покупок очень сложно.

Педиатр приводила неоспоримые логические доводы: «Да, это очень красивая соска, но если ребенок ее потеряет, то заказ из интернет-магазина надо ждать еще два дня. Попробуйте начать с самой просто соски, которая продается в любой аптеке». Та же самая рекомендация была мне выдана, когда я уточняла лучшую марку бутылочек для молока и смеси, марку подгузников и все тех вещей, которыми родители пользуются постоянно. Каждый раз суть ответа сводилась к одному совету – не надо усложнять себе жизнь. Начните с самого простого и дешевого товара (по умолчанию подразумевая, что он не вредный для здоровья) – если ребенку что-то не понравится, он вам об этом скажет, и тогда можете начинать пробовать что-то еще. Но если работает что-то удобное – не придумывайте себе дополнительных сложностей, их и так будет достаточно.

Еще из советов моего американского педиатра, которые мне понравились:

  • Специальные прорезыватели для зубов , наполненные водой очень красивые. Но, во-первых, их регулярно отзывают из продаж (дети их прогрызают) и, самое главное, - в этой жидкости постоянно находят какие-то бактерии – то есть, они как-то попадают внутрь игрушки. Как вариант решения задачи с прорезывателями, можно разрезать полотенце и класть тряпочки в морозилку. Стиральная машина поможет им оставаться чистыми с более высокой степенью надежности.

  • Обычное минеральное масло из аптеки увлажняет кожу ребенка точно также, как мало дорогих «детских» марок.

  • Все, что имеет этикетку «специальное детское», повышает стоимость товара в разы.

  • После года все родители хотят давать ребенку экологически чистое молоко. Важно обращать внимание не только на этикетку «натуральное» (organic), но и на надпись «от коров с пастбищ» (grass-fed cows). Чаще всего такое молоко продается в стеклянных бутылках (которые потом можно сдавать в те же магазины, которые его продают и получать назад стоимость стеклянной бутылки - порядка двух долларов).

  • Пакеты для использованных детских подгузников (при прогулке и играх вне дома) ничем не отличаются от таких же для владельцев собак, убирающих на улице за своими питомцами – но стоят в несколько раз дороже.

  • Такая же ситуация со сменными одноразовыми детскими пеленками – пеленки для маленьких пород собак существенно дешевле и мало чем отличаются.

При этом доктор, скептически относясь к ненужным покупкам для ребёнка из-за родительского тщеславия, обращала мое внимание на по-настоящему важные вещи:

  1. Самые красивые пакетики с детским питанием гораздо хуже приготовленной домашней еды.
  2. Органические продукты лучше неорганических,
  3. Молоко лучше смеси,
  4. Разнообразие продуктов полезнее монодиеты.

Она же посоветовала мне пройти онлайн-курсы первой детской помощи (их также часто проводят в госпиталях). Уже самостоятельно я прошла два онлайн-курса курса лекций по детскому питанию и здоровью, что оказалось совсем не лишним.

В России я вызывала педиатра один раз к трехмесячному ребенку. Доктор оказалась профессиональной и приятной, но после ее ухода мне стало тревожно. Я переживала, что не делала никаких УЗИ, у ребенка почти недостаток веса, и прикорм я ввожу не по точному количеству грамм. Детский вес за первые полгода и так занимал много места в моих раздумьях, и мне было очень важно в моменты взвешивания ребенка у педиатра слышать философское: «Вы в границах нормы. Я вам скажу, о чем нужно переживать, так вот это – не тот случай». Мне оказалось близким американское понятие «diversity» – разнообразие. Детей много, они все разные и развиваются в своем ритме. Важно уметь понять настораживающие сигналы, когда с ребенком что-то не так, и отпустить свою тревожность во всех остальных случаях.

Я еще только учусь отличать родительское важное от неважного и догадываюсь, что предстоит немало работы.