Дети и наркоз: чего стоит бояться
Наркоз – без сомнения, одно из величайших изобретений медицины. Благодаря ему медики спасают жизни людей при заболеваниях, которые еще 200 лет назад были безусловным приговором. Придуманный изначально для развлечения зевак, наркоз постепенно превратился в одно из мощнейших средств в арсенале современных докторов.
Ошибки и традиции
Одна из самых распространенных ошибок – это словосочетание «общий наркоз». Такой конструкции в медицинском языке не может существовать в принципе. Дело в том, что есть анестезия, то есть «обезболивание», которую делят на местную, например, известные всем уколы ультракаина в десну в стоматологическом кабинете, и общую. Вот общая анестезия и называется наркозом. Принципиальная разница между местной и общей анестезией – в первом случае сознание пациента сохранено, во втором – всегда выключено.
Термин происходит от греческого «νάρκωσις», то есть «онемение, оцепенение». Интересно, что словом «нарке» древние греки называли электрических скатов, обитавших в Средиземном море. Постепенно слово стало обозначать состояние после поражения разрядом этих необычных рыб, ну а там и до искусственно индуцированного отключения сознания недалеко. К слову, одно из двух семейств электроскатов до сих пор носит название нарковых. Такая вот своеобразная дань традиции.
Популярная медицинская шутка гласит, что наркоз нужен для того, чтобы пациент своими криками не отвлекал хирургическую бригаду от работы. Доля истины в этом есть: до того, как выдающийся русский хирург Николай Иванович Пирогов первым применил эфир для обезболивания, тех же раненых оперировали исключительно под «крикаином», то есть без какого-либо обезболивания.
Наркоз – процедура комбинированная и достаточно сложная. Первый ее компонент – медикаментозный сон, в который погружается пациент. Второй – устранение вегетативных реакций на боль, то есть подъема артериального давления, учащения сердцебиения и т.п. Третий – расслабление мышц, без которого невозможна работа врачей.
Проводит наркоз врач-анестезиолог, ему помогает медсестра-анестезистка. Анестезиолог – главный в операционной. Именно он может дать команду «Стоп!» и отогнать от стола даже очень именитых хирургов, если жизни пациента начинает угрожать опасность. И только после ее устранения он разрешает бригаде вернуться к операции.
Наркозы бывают разные. Препараты могут вводиться в вену или пациент может дышать ими через маску и трубку, введенную ему в трахею. Хотя чаще всего процедура носит комбинированный характер, и анестезиолог последовательно вводит необходимые в данный конкретный момент препараты.
Вопрос безопасности наркоза поднимался неоднократно, особенно в части, касающейся детей. Несмотря на то, что периодически появляются шокирующие новости о том, как общая анестезия безжалостно уничтожает нейроны и связи между ними в детском мозгу, чаще всего они являются следствием неправильной интерпретации серьезных клинических исследований. На настоящий момент, утверждает Амеркианская ассоциация анестезиологов, нет доказательств негативного влияния наркоза, как ингаляционного, так и инъекционного, на мозговую деятельность. Зато есть сведения о том, что различий в сложной деятельности коры мозга до и после наркоза не обнаружено.
В любом случае, наркоз – меньшая из проблем для ребенка, идущего на операцию. Куда большую опасность для него может представлять само заболевание, по поводу которого планируется хирургическое вмешательство. Не приходилось встречать родителей, который требовали бы провести аппендэктомию их сыну или операцию по поводу разрыва кисты яичника их дочери не под общей, а под местной анестезией.
Заранее объясните ребенку, зачем его кладут в больницу, что будут делать доктора и для чего ему нужно будет «поспать» в операционной. Идеальный вариант – предварительная экскурсия в отделение, но такое возможно далеко не везде.
Последний прием пищи – за 6 часов до наркоза, для грудных детей последнее кормление – за 4 часа до операции. Напоите ребенка водой за 2 часа до того, как к нему заглянет анестезиолог. Впрочем, возможны варианты, о которых вам обязательно сообщит лечащий врач.
Перед операцией под наркозом любого пациента, в том числе маленького, осматривает кардиолог. Его голос может оказаться решающим в выборе метода обезболивания.
Премедикация, то есть введение расслабляющих и некоторых других препаратов, обычно проводится еще в палате. Лишь потом пациента перевозят в предоперационную. Не стремитесь провожать ребенка туда – он будет нервничать и отвлекаться.
А вот после операции вы будете очень нужны ребенку, он обязательно захочет вас увидеть после того, как действие анестетиков закончится. Некоторые дети ведут себя в этот момент не совсем адекватно – размахивают руками и ногами, плачут, пытаются встать. Подобное поведение может продолжаться до получаса. Медсестра подскажет, как правильно вести себя в этой ситуации.
В подавляющем большинстве случаев дети хорошо переносят наркоз и быстро от него оправляются. Но примерно в 1 случае из 10 ребенок может жаловаться на боль в горле, головную боль и головокружение. В 1 случае из 10 тысяч может развиться аллергическая реакция на собственно анестетик или поддерживающие и дополнительные препараты.