Что такое общее недоразвитие речи?
Все чаще родители после обследования ребенка у логопеда сталкиваются с заключением: «общее недоразвитие речи». Несмотря на то, что звучит это неприятно, паниковать не стоит. Необходимо просто как можно раньше начать с малышом коррекционную работу – тогда вероятность того, что в школу он пойдет уже без речевых проблем, значительно возрастет.
Предмет разговора
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение, при котором у ребенка сохранны слух и интеллект, но имеются сложности формирования всех компонентов речевой системы. Затруднения, которые такие дети испытывают, связаны как с фонетической стороной речи, так и со смысловой и синтаксической. Это и нарушение звукопроизношения, и очень бедный словарный запас, и неумение употреблять предлоги, и все это в комплексе.
Среди возможных причин таких нарушений - различные инфекции, перенесенные матерью во время беременности, патологии или травмы при родах и т.д.. Также развитие ОНР провоцируют неблагоприятные условия воспитания, сложные ситуации в семье – в особенности, во время формирования и становления речи как таковой.
ОНР у детей не диагностируют раньше трех лет. Это не значит, что у ребенка, еще не достигшего этого возраста, не может быть речевых проблем: задержка развития речи (или ЗРР) – распространенная проблема среди полуторагодовалых. Но говорить об общем недоразвитии речи можно только тогда, когда речь уже должна сформироваться. В норме это как раз и происходит к трем годам.
В речевой карте ребенка рядом с заключением «ОНР» логопед обязательно указывает в скобках уровень развития речи: первый, второй или третий.
Дети с первым уровнем речевого развития – отнюдь не чемпионы. Первый уровень – самый «нижний» и тяжелый. Словарный запас у них крайне беден и состоит в основном из нескольких звукоподражаний («мяу», «би-би», «цок-цок») и «полуслов» – отдельных слогов или их комбинаций, за которыми ребенок закрепляет значения («бах» – «упало»; «ай» – «дай»; «ди» – «иди») – одним подобным словом может заменяться целый ряд понятий. Чаще всего этим скудным набором малыши и довольствуются, щедро «приправив» свою речь мимикой и жестами, но в более тяжелых случаях имеет место и полное отсутствие речи. Для детей с первым уровнем речевого развития характерно также преобладание пассивного словаря над активным. Это значит, что они понимают больше слов, чем употребляют. Становясь старше, ребенок пользуется только простыми предложениями и начинает допускать ошибки в их синтаксическом строе. Такие дети затрудняются определить место звука в слове и иногда произвольно сокращают сложное слово на один-два слога. Кроме того, малыши плохо усваивают новую информацию, с трудом запоминают новые слова, что тоже не помогает развитию речи.
Ребенок со вторым уровнем речевого развития испытывает похожие проблемы, но кроме жестов и «лепетных» слов в его словарный запас включаются отдельные общеупотребительные, хотя и в искаженной форме: например, «лябока» – «яблоко». Падежи часто используются детьми со вторым уровнем речевого развития неправильно, и они не видят разницы между различными падежными формами. Слоговая структура слова тоже часто бывает нарушена: ребенок пропускает слоги или меняет их местами.
Третий уровень речевого развития – самый легкий по степени нарушения речи. На этом уровне появляется развернутая речь: малыш способен строить целые фразы или даже небольшие рассказы на заданную тему. При этом несколько звуков одной фонетической группы часто заменяются одним звуком: например, «сярф» – «шарф». С малознакомыми людьми такие дети предпочитают общаться только в присутствии родителей, которые способны пояснить, что ребенок имеет в виду. Некоторые дети сознательно избегают слов и выражений, вызывающих у них затруднения и заменяют их на другие – по их мнению, сходные по смыслу.
Занятия с ребенком с ОНР должны быть не только логопедическими, но и просто развивающими. Такие дети нуждаются в постоянном обогащении активного словаря и развитии навыка связной речи. Поэтому в коррекционных детсадах воспитатель группы с ОНР обязательно работает в содружестве с логопедом и старается органично вписывать рекомендованные им занятия в свободную деятельность детей. Кроме того, такое явление как ОНР требует активного участия родителей в коррекции речевого нарушения.
Что могут сделать родители, чтобы помочь малышу справиться с ОНР? Не так уж мало.
Для практически не говорящего ребенка первым шагом должна стать работа над пониманием речи. Его необходимо как можно чаще просить выполнить какие-то несложные инструкции («Принеси игрушку», «Покажи, где мишка?»). Важно также развивать подражательность: сначала малыш может только повторять за родителями простые движения – танец, комбинацию прыжков или хлопков, а затем их начинают сопрягать с речью (именно на это направлены всем известные детские игры – «Ладушки», «Сорока-белобока» и др.). Крайне важно стимулировать развитие слухового и зрительного внимания и памяти. Необходимо научиться сортировать предметы по цвету, величине и форме, называть части тела, показывать предметы на сюжетной картинке. Все игры, в которые с малышом играют родители, должны быть направлены на побуждение к общению, так как у многих детей с ОНР наблюдается так называемый речевой негативизм – нежелание (а порой и страх) говорить.
Следующий шаг – обучение построению простых предложений – для начала всего из двух слов. Затем – расширение пассивного словарного запаса (слова, которые ребенок понимает, но не обязательно употребляет) и различение форм единственного и множественного числа.
В дальнейшем необходимо обращать внимание на грамматическое построение предложения, учить отличать сходные по звучанию слова и показывать обозначающие их предметы на картинках, делить слова на слоги.
Не рекомендуется самостоятельно заниматься коррекцией звукопроизношения: некоторые тонкости родители могут просто не учесть, зато логопед сразу поставит звук, как следует. В целом, работу над коррекцией ОНР родители должны вести совместно со специалистом и следовать его указаниям. Конечный результат зависит от возраста ребенка и степени недоразвития речи: в среднем коррекционная работа составляют от одного года до трех лет.
Журнал «Российские аптеки»