Здоровье

«Бегите от врача, если он пугает вас раком и ВПЧ»: интервью с акушером-гинекологом Дмитрием Лубниным

© VOSTOCK

«У вас эрозия — значит нужно прижигать», «у вас ВПЧ — значит скоро будет рак» — к сожалению, эти фразы российские женщины все чаще слышат от гинекологов.

Разговоры вокруг ВПЧ (вирус папилломы человека) настолько участились, а их характер стал настолько агрессивным, что женщина сама не заметила, как ее жизнь превратилась в череду бесконечных страхов — не дай бог обнаружат ВПЧ, не дай бог поставят диагноз рак шейки матки.

Дмитрий Лубнин, к.м.н., практикующий гинеколог, известный блогер (@dmitry_lubnin) и публицист, недавно выпустил новую книгу «В зоне риска. Тонкости защиты женского организма. Как ВПЧ проникает в наш организм, чем он опасен и что поможет избежать последствий».

Дмитрий Лубнин

© Архив пресс-службы

В канун Всемирного дня борьбы с ВПЧ (отмечается 4 марта) редактор «Летидора» Татьяна Силина поговорила с известным акушером-гинекологом о том, почему российские женщины настолько напуганы ВПЧ и нужно ли действительно бояться этого вируса.

Дмитрий, расскажите коротко, что нужно знать женщине о ВПЧ?

На самом деле, женщине вообще не нужно знать, что такое ВПЧ. Информация о ВПЧ — это технический инструмент доктора. По данной теме женщина должна знать лишь две вещи: во-первых, раз в три года она должна сдавать цитологический мазок (это и есть самый эффективный способ профилактики рака шейки матки), во-вторых, ей необходимо привить своих детей от ВПЧ (лучше всего это сделать ребенку с 9 до 13 лет).

В странах с высокой социальной ответственностью женщин даже не информируют о ВПЧ. В назначенный день им просто приходит письмо о необходимости сдать цитологический мазок (это лабораторная диагностика, позволяющая обнаружить патологические отклонения в клетках шейки матки). Они сдают мазок и даже не знают результатов. Если цитология покажет что-то не то, то их пригласят и начнут обследовать по протоколу. Если все в порядке, то три года ее не будут беспокоить по этому вопросу.

У России же перекос в другую сторону:

наши женщины знают все про ВПЧ, и эти знания создают в их жизни персональный ад.

И в этом аду женщины живут совершенно незаслуженно. При этом они забывают о том, что просто раз в три года нужно сдавать цитологию.

Мазок раз в три года — этого точно достаточно?

Да, есть такой регламент. С 21 до 65 лет цитология сдается раз в три года, в 30 лет делается дополнительный анализ на ВПЧ.

Если он отрицательный, то дальнейший скрининг будет проводиться раз в три, а то и даже раз в пять лет. Если анализ на ВПЧ положительный, то скрининг нужно делать ежегодно до тех пор, пока что-то не будет выявлено — например, ВПЧ исчезнет или цитология поменяется на не очень хорошую.

© VOSTOCK

Как часто нужно сдавать анализ на ВПЧ?

Анализ на ВПЧ сдается раз в жизни после 30 лет. Если он отрицательный, то на этом тема закрыта!

Да, его результат может поменяться, если в жизни женщины произошла смена партнера. Но этот вопрос очень спорный. Считается, если после 30 лет ВПЧ нет, то в большинстве случаев с начала половой жизни (в среднем это 18 лет) организм уже справился со всеми вирусами из семейства папилломавирусов. Однако есть же женщины, которые начинают половую жизнь и после 30 лет.

Объективно анализ ВПЧ нужно сделать после 30 лет либо до этого возраста, если в цитологии есть какие-то отклонения от нормы.

Получается, если женщина вышла замуж в 40 лет (и это не первый ее сексуальный партнер), то анализ на ВПЧ сдать нужно?

Достаточно сдавать цитологию. Анализ на ВПЧ ничего не регламентирует, ВПЧ мы не можем вылечить. Нужно знать, что ВПЧ является причиной тех изменений, которые мы выявили в цитологии.

То есть первична цитология, а не анализ на ВПЧ.

Вирус же развивается долго, бессимптомно. На каком-то бытовом уровне можно понять, что что-то не так?

Вирус имеет право побыть с вами, вызвать небольшие изменения (если это вирус не онкогенного типа, то это кондиломы, если онкогенного — то легкая дисплазия) и пройти. Пройти как грипп, который у большинства сходит на нет за 7 дней.

Но мы знаем, что ежегодно от гриппа умирает полмиллиона человек. И у каждого из этих людей грипп начинался просто как грипп. В какой-то момент болезнь начинает течь как осложнение, что в итоге приводит к летальному исходу. Но, согласитесь, мы же не смотрим на всех больных гриппом как на людей, которым потенциально грозят плохие последствия. Мы спокойно сбиваем температуру, лечим. Мы начинаем немного волноваться, если прошло 7 дней, а температура не спадает и появляются дополнительные симптомы.

Так вот — с ВПЧ то же самое! Только здесь все это расписано уже не на неделю, а на годы.

По большому счету, нам не надо прислушиваться к организму и искать какие-то признаки, если цитология в норме.

А что делать, если цитология не в норме?

Дальше нужно следовать жестким, строгим алгоритмам, которые существуют во всем мире. Они описаны у нас в письме Минздрава от 2016 года. В этих алгоритмах прописано все очень четко: учитывается возраст, показатели цитологического заключения, наличие ВПЧ онкогенных типов и дополнительные данные — кольпоскопия, биопсия. Все вместе позволяет принять решение.

Нужно понимать, что когда речь идет о ВПЧ, мы имеем в виду только хирургические методы, потому что медикаментозного лечения не существует.

© VOSTOCK

Детям нужно сдавать анализ на ВПЧ?

Нет, конечно. Повторю, анализ на ВПЧ нужно сдать примерно в 30 лет либо раньше, если есть изменения в цитологии.

Девочку в 9-13 лет мы должны привести на прививку (перед прививкой анализ на ВПЧ не требуется). Мальчикам прививка нужна для создания так называемого популяционного иммунитета.

Когда в Австралии стали прививать мальчиков и девочек, распространенность генитальных кондилом резко снизилась.

Поговорить о снижении риска рака шейки матки мы сможем лишь через лет 50, потому что самой прививке всего 10 лет.

А мужчинам как часто нужно проверяться?

Мужчинам вообще не нужно проверяться на ВПЧ. У мужчин может быть только проблема в подростковом возрасте, и она связана с появлением кондилом. Онкологические проявления ВПЧ у мужчин (рак полового члена, прямой кишки и ротоглотки) — проблема крайне небольшого количества людей, на фоне серьезных сопутствующих заболеваний (ВИЧ-инфицированные, искусственное снижение иммунитета после трансплантаций и т.д.).

ВПЧ, вызывающий появление кондилом, это не вирус онкогенного типа.

Есть информация, что прививаться от ВПЧ можно до 26 лет, в случае с другой вакциной — до 45 лет. Позже нет смысла?

В принципе, да, есть такие рекомендации. Скорее всего, они основаны на результатах проведенных клинических исследований, где участвовали эти возрастные группы.

Вероятно, есть смысл сделать прививку позже, если в ближайшие 20 лет жизни вы планируете поменять полового партнера. Дело в том, что, как правило, до этого возраста иммунитет подавляющего большинства людей уже справился с разными типами ВПЧ, которыми человек заразился в начале половой жизни. Но, возможно, у вас был достаточно «чистый» партнер или был только один партнер, и так получилось, что до 26 лет вы имели либо только не онкогенные типы ВПЧ, либо вообще не заразились. Потом в вашу жизнь в 28 лет приходит партнер, имеющий очень много разных типов ВПЧ, а ваш иммунитет еще не натренирован на них. Поэтому прививкой вы себя защищаете.

Я слышала мнение, что прививки от ВПЧ вызывают бесплодие. Откуда вообще зародились такие мысли?

То, что прививки от ВПЧ вызывают бесплодие, абсолютный бред! Обычно так говорят антипрививочники. А ведь что такое бесплодие? Слово «бесплодие» несет в себе столько же конкретики, как слово «проблема»: это и непроходимость маточных труб, и отсутствие овуляции, и повреждение матки, и мужской фактор.

Поэтому, произнося в данном случае слово «бесплодие», они говорят: «Не делайте прививки, ведь у вас будут проблемы».

Давайте разбираться, что такое прививка от ВПЧ. Обычно для создание тех или иных вакцин используются ослабленные микроорганизмы, возбудители заболевания, а в прививке от ВПЧ нет даже ослабленного вируса!

В прививке есть белок L1 (он входит в состав капсида вируса папилломы человека). Капсид — это своеобразный скафандр вируса, с помощью которого он перемещается между клетками. Вирус не может находиться вне клетки, ему нужен белочный скафандр — он его надевает, чтобы жить. Таким образом белок доходит до клетки и отбрасывает скафандр.

© VOSTOCK

Антителам достаточно быть «натравленными» на скафандр.

Для запуска каскада иммунных реакций нужен лишь белок его оболочки. На фоне попадания в организм оболочки в иммунной системе создается отдел, который «знакомится» с ВПЧ. Когда ВПЧ решит атаковать организм, то у него ничего не получится — организм распознает его и уничтожит.

Этот белок просто-напросто не может привести к возникновению какой-либо из возможных причин бесплодия.

Есть ли какие-то сложности с беременностью у женщин с ВПЧ?

Никаких затруднений с беременностью у женщин с ВПЧ не наблюдается.

Да, во время беременности иммунитет падает, поэтому мы можем видеть более агрессивное течение ВПЧ (например, у кого-то мелких кондилом стало больше или степень дисплазии изменилась). Но при этом мы спокойно относимся к этой проблеме.

К тому же при наличии кондилом можно родоразрешаться через естественные половые пути.

Таким образом ВПЧ может передаться ребенку?

ВПЧ передается детям. Но подавляющее большинство малышей теряет ВПЧ уже к первому году жизни. Все благодаря иммунитету.

Хочу вернуться к рискам рака шейки матки. Насколько они велики?

Это проблема 8-10% инфицированных. То есть 90-92% людей с ВПЧ рак шейки матки вообще не касается. Проблема только в том, что этот вид рака страшный с точки зрения его стремительного развития и 50%-ной летальности, если процесс достиг именно стадии рака. Предраковые изменения (дисплазия) развиваются годами, и мы всегда их можем полностью вылечить.

Сдавая вовремя цитологию, мы можем поймать проблему и справиться с ней.

А когда перед нами уже рак, то прогноз очень плохой. Это радикальная операция — удаляются практически все органы малого таза (придатки, матка, шейка, клетчатка, лимфоузлы), но и это не дает гарантии. Летальность может достигать 50%.

Я часто сравниваю рак шейки матки с убийцей, который за 10 лет до «часа икс» присылает вам письмо, в котором максимально подробно рассказывает, где, когда и каким способом покончит с вами. Потом раз в три года убийца напоминает вам, что его планы не изменились. И вот спустя 10 лет в назначенное время и место он является. А там вы — ждете его с распростертыми объятиями.

Те 17 женщин, которые каждый день умирают от рака шейки матки, — это ровно 17 абсурдных ситуаций, в которых они реально могли бы себя спасти.

Есть страшная фраза, которую, кажется, приписывают Сталину, что нужно быть очень смелым человеком, чтобы быть трусом в Красной армии. Перефразировать его слова на наш лад можно так: нужно быть очень смелым человеком, чтобы не ходить к гинекологу 10 лет и не сдавать мазок. Это реальная лотерея!

В моей практике был случай, когда 32-летняя женщина приходила планировать беременность с жалобой, что слегка подкравливает после полового акта. Я ее осмотрел, а у нее уже распадающаяся опухоль! Она в 23 года была последний раз у гинеколога!

© VOSTOCK

Когда думаю, что женщину могла бы спасти вовремя сданная цитология, волосы встают дыбом.

Понимаете, это не несчастный случай, это не случайность, это планомерное самоубийство! Три года назад эта женщина была бы спасена…

Рак шейки матки — единственный вид рака, от которого мы можем полностью защититься сами — надо лишь вовремя делать цитологический мазок.

В американской литературе описано, что вероятность дойти до рака шейки матки, сдавая цитологию, — 0,3%.

К сожалению, у нас женщины чаще делают тест на ВПЧ, чем цитологический мазок…

Именно! В этом и заключается извращенное отношение к этой проблеме в нашей стране. Вместо того, чтобы призывать женщин сдавать цитологию, некоторые гинекологи превращают их жизни в «адок» и заставляют тратиться на «лечение» от ВПЧ, отрезают в 18 лет шейки, прижигают бесконечные эрозии, создавая условия, которые затрудняют последующую диагностику.

На Западе врачи нередко про наших женщин говорят: «Российские женщины с прижженными шейками».

Представьте, что произойдет в гинекологическом кабинете, если мы оттуда уберем эрозию и ВПЧ? Мы уберем гигантский пласт работы — прижигание, диагностику, лечение, бесконечные визиты испуганных женщин, мотивированных ходить к врачам снова и снова.

Пока по рукам не ударишь, врачи будут прижигать эрозию до последнего.

Это называется цыганщина в плохом смысле. «Вижу у тебя горе, беда будет, позолоти руку — тогда отведу», — говорят они. Даже человек, который во все это не верит, в какой-то момент подумает — а может, она и правда видит, давай все-таки 100 рублей дам.

В кабинете гинеколога они заглядывают туда, куда вы не можете заглянуть, достают оттуда испуганные глаза и говорят: «Какая ужасная у вас эрозия», «У вас выявлен ВПЧ, значит и рак». И вы уже думаете — караул!

© Архив пресс-службы

Чувствуется, что у вас накипело!

Книгу «В зоне риска. Тонкости защиты женского организма. Как ВПЧ проникает в наш организм, чем он опасен и что поможет избежать последствий» я захотел написать от безысходности, невозможности как-то иначе повлиять на ситуацию. Больше смотреть на то, что делает часть врачей с нашими женщинами, я спокойно не мог. Мне захотелось дать своим читателям «спасательный круг», информацию, с помощью которой можно были бы «отбиваться» от такого «агрессивного врачевания» и не забывать о том, что надо делать на самом деле — регулярно проходить цитологический скрининг. Я понял: пока не препарирую эту тему до клеточного уровня, никто не поймет.

Благодаря этой книги у женщины появится свой понятный источник, в котором представлены все алгоритмы действий. Опираясь на него, она сможете четко понимать, что надо делать».

Все данные в этой книге достоверны. Я писал ее на основании большого количества источников литературы, которые перечислены в конце книги. Также в конце представлены алгоритм действий.

При посещении врачей старайтесь критично относиться к тому, что они говорят, и перепроверять информацию, если она вам кажется сомнительной. Теперь у вас есть книга, в которую можно заглянуть после визита и разобраться во всем. Если гинеколог не объясняет, а пугает ВПЧ и раком, — наверное, стоит обратиться к другому врачу.

Фото: VOSTOCK

Давайте дружить в социальных сетях! Подписывайтесь на нас в Facebook, «ВКонтакте» и «Одноклассниках»!