7 малоизвестных фактов о нашем теле
Человеческий организм очень долгое время оставался загадкой для ученых. Так, лишь в XVII веке стало ясно, что центральный орган кровообращения – сердце. До того считалось, что кровь постоянно образуется в печени, затем поступает в вены, которые слепо заканчиваются в остальных органах. Еще в 60-е годы толком ничего не было известно о функциях лимфоцитов, даже об их жизненном цикле не было внятных данных. Лишь в 1985 году было официально признано, что основных вкусов, которые способен различать человек, не 4, а 5 – кислый, сладкий, соленый, горький и «белковый», он же умами.
Как видим, даже в наше продвинутое время об организме известно далеко не всё, по мере совершенствования методов изучения строения и функций человеческого тела открываются всё новые и новые глубины непознанного, а возможности и способности homo sapiens не перестают удивлять.
Тяжесть кожи
Бытует мнение, что самый тяжелый орган – это печень вечером в пятницу. При всей шутливости формулировки, некое рациональное зерно в ней есть: собственная масса нашей главной биохимической лаборатории – около 1,7 кг, плюс в ней депонируется примерно такое же количество крови.
Однако самый тяжелый орган – все-таки кожа. Ее площадь – примерно 1,6 м2 у женщин и 1,8 м2 у мужчин, а масса – примерно 10% от всей массы тела.
В мифах нередко можно обнаружить неожиданный медицинский подтекст. Так, всем известная история про Прометея и орла, каждый день терзавшего его печень, которая восстанавливалась за ночь, отражает реальное положение вещей. Печеночные клетки обладают уникальной способностью к регенерации: 25% ткани достаточно, чтобы восстановился целый орган, а 15% функционирующих гепатоцитов достаточно для поддержания жизнедеятельности. Для сравнения, критическая масса почек – 25%, эритроцитов – 35%, легких – 45%, объема циркулирующей плазмы – 70%.
В общем и целом основные биологические системы человека имеют троекратный запас прочности, в угрожающих ситуациях, когда речь идет о жизни и смерти организма, эти резервы могут возрастать еще вдвое, правда, на очень непродолжительное время.
Результаты микробиологических исследований, особенно активно проводившихся на рубеже XX-XXI века, заставляют сомневаться – а кому на самом деле принадлежит наше тело? Дело в том, что общий дом с нами делят множество бактерий, причем в пересчете на клетки их примерно в десять раз больше. В пересчете на гены – в 100 раз. Единственное, в чем мы их превосходим – это масса, многочисленные, но лёгкие «соседи» весят всего 1,5-3 кг.
Продолжая разговор о бактериях, нельзя не упомянуть, что они живут во внешней среде организма. Да, да, кишечник, рот, влагалище – это всё внешняя, сообщающаяся с окружающим миром среда. Несмотря на то, что всё перечисленное вроде бы находится внутри тела.
Настоящая внутренняя среда – то, что прячется за тканевыми барьерами. До последнего времени считалось, что в норме она стерильна. Да, при различных заболеваниях в крови и прочих жидкостях могут некоторое время циркулировать патогенные микроорганизмы, но после выздоровления там чисто.
Результаты свежих исследований показывают, что это не совсем так. Например, в плаценте обитает целый выводок бактерий, причем по видовому составу он схож с микрофлорой полости рта матери. Похоже, что именно эти микробы формируют первичную микрофлору ЖКТ будущего ребенка, что ставит под сомнение еще один постулат: ребенок рождается со стерильным кишечником, а его «засев» начинается сразу после родов.
Мало того, бактериальные пленки обнаружены даже на внутренней оболочке крупных кровеносных сосудов. Пока что это установлено только на микропрепаратах, но если находка подтвердится, многое в человеческой физиологии придется пересматривать.
Во всех школьных и многих вузовских учебниках написано, что яйцеклетки созревают до рождения, то есть девочка появляется на свет с ограниченным запасом примерно в 300 гамет, а после их израсходования дело стремительно идет к климаксу. Но данные исследований свидетельствуют о том, что и этот казавшийся незыблемым постулат может пошатнуться.
По крайней мере, удалось обнаружить так называемые «стволовые» клетки – предшественники гамет, которые «дремлют» в яичнике, но при определенных условиях вполне могут стать полноценными яйцеклетками.
Кстати, вездесущие британские ученые подсчитали, что для зачатия нужно в среднем 104 половых акта, то есть 3-6 месяцев достаточно регулярной и интенсивной половой жизни.
Опровергнуто и расхожее мнение о том, что нервные клетки не восстанавливаются. Первые сомнения в истинности этого постулата появились в конце XX века, а окончательно всё встало на свои места в 2013 году. Причем разобраться в этом непростом вопросе ученым помогли… наземные ядерные взрывы, которые активно проводились США и СССР во второй половине XX века. Оценивая содержание изотопа углерода 14С у людей разного возраста, удалось установить, что в сутки появляются примерно 1400 новых нейронов.
Это не так много, конечно, тем не менее, это факт, противоречащий многим учебникам. Интересно, что самое интенсивное обновление идет в гиппокампе, области мозга, отвечающей за такие когнитивные способности, как обучение в целом и запоминание в частности.
Диаметр самых мелких кровеносных капилляров – 4 мкм, диаметр эритроцитов – 6-7 мкм. Казалось бы, при таком раскладе переносчики кислорода и углекислого газа не могут проникнуть во все уголки организма. Однако газообмен идет без перебоев. В чем фокус?
Дело в том, что эритроцит – живая клетка, во всех смыслах этого слова. Он способен изменять свою форму и вытягиваться в длину, когда это необходимо. При необходимости его поперечный размер может сокращаться в три раза, что позволяет проникать даже в самые узкие участки сосудистого русла.
Эритроциты – долгожители среди форменных элементов крови, они живут около 120 суток, дольше могут существовать лишь отдельные клетки иммунной системы, хранящие информацию о тех или иных возбудителях. Для сравнения – тромбоциты живут 10-14 суток, нейтрофильные лейкоциты – 8-10 часов.
К слову, общая протяженность кровеносных сосудов – около 100 тысяч километров, только далеко не все из них заполнены кровью.