6 докторов из детских книг с сомнительными методами лечения
Пожалуй, все дети любят играть во врачей. Белый халат, фонендоскоп, дышите, не дышите, скажите «А». А вот в книжках почему-то и медики нетипичные, и методы лечения своеобразные. Но мы все равно их любим! И вот почему.
Айболит («Доктор Айболит», Корней Чуковский)
Ветеринар широкого профиля, которого почему-то любят изображать на стенах детских поликлиник. Хотя Док — мастер на все руки: и корову, и волчицу, и жучка с паучком вылечит, так, может, и с бронхитом у человеческого ребенка справится? А даже если нет, само лечение — просто мечта: хлопает по животикам и всем по порядку дает шоколадку. И гоголем-моголем (если кто не знает, то это сладкий крем из желтка, сахара и, опционально, рома) потчует!
Шутки шутками, а яичным десертом раньше действительно лечили кашель. Надо думать, дети соглашались с удовольствием.
Медуница и Пилюлькин («Приключения Незнайки и его друзей», Николай Носов)
Помните двух докторов из Цветочного и Зеленого города? Строгий Пилюлькин панацеей считал йод. Лечение йодом, который щиплет и жжется, по мнению врача, имело большое воспитательное значение:
«Если больной полезет через забор и оцарапает себе ногу, то царапину надо прижечь йодом, чтоб больной хорошенько запомнил, что лазать через забор не надо».
Про второе любимое средство, касторку, и говорить не хочется. Касторовое масло — популярное слабительное и, говорят, применялось итальянскими фашистами для издевательства над политическими противниками. Медуница на этом фоне — просто воплощение гуманизма. Внутрь — мед, наружу — мед, а воспитывать девочек-малышек, прогнавших хулиганов-малышей, не было никакой необходимости, они и так удивительно милые и трепетные.
Глеб Сергеевич Пугач («Про девочку, которая плохо кушала», Сергей Михалков)
Классика советской литературы и педагогики заодно — стихи о кормлении через силу девочки Юли с плохим аппетитом. Мама с бабушкой скачут вокруг крошки, пока та морщит носик: не буду, не хочу. Строгий и сердитый доктор отчитывает Юлю как следует, и та моментально требует покормить ее.
Доктор («Слон», Александр Куприн)
Помните, маленькая девочка заболела и стала чахнуть на глазах? Доктора разводили руками, и самый главный велел родителям радовать малышку и исполнять все капризы. Беда только в том, что девочка ничего не хотела. Разве что слона. Живого, доброго, настоящего. Любящий отец внимает рекомендации медиков и договаривается с хозяином зверинца.
Слон Томми навещает девочку, и наутро она просыпается здоровая.
История невероятно трогательная и, что странно, встречающаяся в несколько измененном виде в «Жареных зеленых помидорах» Фэнни Флэгг, написанных 80 лет спустя. Там серый гигант тоже спасает от недуга темнокожую девочку по имени Озорная Птичка.
Доктор Ливси («Остров сокровищ», Роберт Льюис Стивенсон)
Пожалуй, самый суровый и реалистичный из всех книжных врачей. Дает о себе знать Викторианская эпоха, в которую одним из невероятно действенных методов считалось кровопускание. Если больной не умрет, то точно будет жить! Впрочем, пирату Билли Бонсу не повезло, но сам виноват — надо было вовремя завязывать с алкоголем. Максимум — гоголь-моголь!