Психология

Звуковая атака: почему они ноют?

Звуковая атака: почему они ноют?

Одно из самых полезных открытий, которое малыш делает в самом раннем возрасте, можно сформулировать так: «высокая эффективность воздействия нытья на психику взрослых». Монотонные звуки, повторяющиеся в течение десяти минут, способны ввести бабушку в состояние гипноза, в результате чего её руки сами подсовывают ребёнку конфеты, застёгивают непослушные пуговицы на курточке или включают мультики. Папы и мамы выдерживают дольше, однако и они, в конце концов, сдаются.

Одно из самых полезных открытий, которое малыш делает в самом раннем возрасте, можно сформулировать так: «высокая эффективность воздействия нытья на психику взрослых». Монотонные звуки, повторяющиеся в течение десяти минут, способны ввести бабушку в состояние гипноза, в результате чего её руки сами подсовывают ребёнку конфеты, застёгивают непослушные пуговицы на курточке или включают мультики. Папы и мамы выдерживают дольше, однако и они, в конце концов, сдаются.

Несмотря на упорство, с которым ребёнок капризничает, не стоит подозревать его в злом умысле. Как правило, дети просто не знают другого способа, с помощью которого можно было бы получить желаемое, или не верят в их эффективность.

0-2 года

У малышей хныканье выполняет роль предупредительного выстрела в воздух. Если взрослый не реагирует, ребёнок начинает плакать по-настоящему. Поскольку он ещё плохо говорит (или пока совсем не умеет этого делать), малыш использует интонацию, по которой родитель сразу может понять, что что-то не так. Чтобы ребёнок реже пользовался своим «смертельным оружием», научите его другим способам коммуникации.

  1. Оперативно реагируйте на хныканье малыша. Не игнорируйте ноющего ребёнка, добиваясь, чтобы он «нормально попросил» то, что хочет. В этом возрасте он ещё не может выполнить подобное требование!

  2. Дайте ребёнку понять, что услышали его просьбу, и укажите жестом на требуемый им предмет. Как правило, дети копируют такие движения. Когда малыш тоже покажет пальчиком на нужную вещь, похвалите его и скажите: «Молодец, ты ХОРОШО попросил яблоко!». Возможно, когда вы в следующий раз предложите «хорошо попросить», ребёнок сможет переключиться с нытья на жестовый диалог.

  3. При первых признаках недовольства ребёнка, не отворачивайтесь от него и не исчезайте из поля зрения. Посмотрите ему в глаза и старайтесь, чтобы малыш мог видеть ваше лицо. Это убедит ребёнка в том, что его призыв услышан.

  4. Если ребёнок капризничает, не показывайте своего раздражения. Да, это требует выдержки индийского йога, однако ваш срыв только усугубит ситуацию, - пусть эта мысль придаёт вам силы!

  5. Когда ребёнок устал, он приходит в состояние «всё плохо!». Не дожидайтесь этого момента. Следите за режимом малыша, обращайте внимание на то, не слишком ли долго он ходит, не жарко ли ему и т.д.

  6. Если ребёнок хочет спать, то нытьё оказывает на него убаюкивающее действие. Попробуйте подстроиться под его «песенку», монотонно повторяя ласковые слова или какую-то простую мелодию. Это облегчит ребёнку процесс засыпания.

188141358.jpg

В этом возрасте уже можно приучать ребёнка к тому, что нытьё – не самый лучший способ для того, чтобы убедить взрослого выполнить просьбу. Поскольку дети часто сознательно применяют хныканье в качестве средства давления, имеет смысл показать, что коварный замысел раскрыт, и пора менять тактику.

  1. Уловив неискренность в ноющих интонациях ребёнка, сообщите ему об этом, например: «Мне кажется, ты плачешь, чтобы я согласилась купить тебе игрушку. К сожалению, мы всё равно не будем покупать её, потому что пришли сюда за ботинками». При этом обязательно покажите, что разделяете чувства сына или дочери: согласитесь, что игрушка очень красивая, мультфильм безумно интересный и т. п. А потом объясните причину отказа.

  2. Если ребёнок продолжает испытывать ваше терпение, предупредите, что устали его слушать и собираетесь действовать. Скажите, что вы уйдёте из магазина (из гостей или с детской площадки), если «концерт» продолжится. Важно, чтобы вы, действительно, были готовы выполнить вашу угрозу. Пусть вам придётся прервать прогулку, зато в следующий раз ребёнку придётся задуматься над тем, стоит ли исполнять ноктюрн на ваших нервах.

  3. Учитывайте, что для маленьких детей очень важна предсказуемость событий. Даже сообщая ребёнку о поездке в гости, вы можете увидеть недовольную гримаску и услышать звуки иерехонской трубы, если делаете это за полчаса до выхода из дома. Поэтому заранее предупреждайте ребёнка о предстоящих изменениях в привычном распорядке дня.

  4. Иногда взрослые сами провоцируют ребёнка на нытьё тем, что просят его подождать, не учитывая тот факт, что 10 минут для человека, не умеющего определять время, - это целая вечность. Когда ребёнок зовёт вас, не отвечайте: «Иду», - если не готовы немедленно отвлечься. Объясните, чем вы заняты и обозначьте конкретные временные рамки, например: «Я починю колесо на твоей машинке, когда дорежу эту луковицу». Дайте возможность ребёнку побыть рядом, чтобы он мог наблюдать за приближением заветного момента.

  5. Ребёнку, как и взрослому, необходима эмоциональная разрядка. Если вы видите, что малыш чем-то расстроен, дайте ему возможность немного поворчать и поныть, изредка кивая головой в знак солидарности. Скорее всего, минут через 10-15 к нему вернётся хорошее настроение.

477911077.jpg

Капризы школьников обычно связаны с ситуациями, в которых требуется приложить волевые усилия. Это касается приготовления домашних заданий, раннего подъёма по утрам или, наоборот, необходимости отправляться в постель вечером. Чтобы помочь ребёнку преодолеть себя, сосредоточьте его внимание на «бонусах», которые приносят собранность и усидчивость.

  1. Напомните о любимых делах школьника, которыми он сможет заняться, как только сделает уроки. Оговаривая предстоящий объём работы, постарайтесь преуменьшить его: «Тебе нужно сделать всего 3 урока и повторить стихотворение! Вчера у тебя было гораздо больше заданий».

  2. Выразите готовность помочь в том случае, если у ребёнка возникнут какие-то затруднения.

  3. Не упрекайте ребёнка за нытьё, напоминая о том, что он уже большой. Школьник потому и хнычет, что хочет лишний раз убедить в любви и поддержке родителей, несмотря на свой «преклонный» возраст.

  4. Школьники часто становятся капризными вследствие большой физической или психологической нагрузки. Постарайтесь трезво оценить возможности ребёнка, планируя график посещения различных кружков и секций.

  5. Подробно расспросите ребёнка о его отношениях с учителями и одноклассниками. Их давление или холодность могут влиять на эмоциональное состояние ребёнка, в результате чего он выплёскивает негативные эмоции на близких. Не оставляйте его наедине с имеющимися проблемами, предлагая «разбираться самому». Обсуждение школьных неприятностей поможет сыну или дочери переключиться с бессильного нытья на обдумывание конкретных действий.

173298812.jpg

Пессимистичный настрой подростков тесно связан с гормональными изменениями. Любое неосторожное слово, изменения в планах способно вывести их из равновесия и заставить жаловаться на жизнь. В ответ на утешения и заверения в том, что всё будет хорошо, подростки приводят универсальный аргумент в пользу серьёзности их проблемы: «Вы меня не понимаете!» Поэтому не нужно пытаться убедить их в том, что жизнь прекрасна. Да, она ужасна и несправедлива, но небезнадёжна.

  1. Приведите в пример аналогичные ситуации из вашего опыта и расскажите о том, как действовали вы. Пусть это не выглядит как назидание. Наоборот, расскажите, как точно так же ныли и капризничали, пока не придумали, как выйти из трудного положения.

  2. Даже если ребёнок уже сравнялся с вами по росту, и у него растут усы или грудь, он всё равно ребёнок. Обнимите его и погладьте. Как-то так получается, что с каждым днём «большие» дети получают всё меньше и меньше ласки, хотя очень в ней нуждаются.

  3. Если вы считаете, что сделали всё возможное для успокоения ребёнка, дайте ему возможность побыть одному, чтобы «переварить» возникшие проблемы. Не мешайте ему использовать наиболее приемлемые для себя способы выражения эмоций - прослушивание громкой, «агрессивной» музыки, долгих разговоров по телефону с другом или подругой и т.д.

  4. Сделайте подростку неожиданный комплимент: например, его откровенности с вами или вниманию к трудному школьному предмету. Полученные положительные эмоции могут вернуть ребёнка в состояние душевного равновесия.

  5. Услышав нытьё подростка, также пожалуйтесь ему на свои проблемы. Вместе погоревав над жизненными невзгодами, вы оба почувствуете значительное облегчение.