Звуковая атака: почему они ноют?
Одно из самых полезных открытий, которое малыш делает в самом раннем возрасте, можно сформулировать так: «высокая эффективность воздействия нытья на психику взрослых». Монотонные звуки, повторяющиеся в течение десяти минут, способны ввести бабушку в состояние гипноза, в результате чего её руки сами подсовывают ребёнку конфеты, застёгивают непослушные пуговицы на курточке или включают мультики. Папы и мамы выдерживают дольше, однако и они, в конце концов, сдаются.
Несмотря на упорство, с которым ребёнок капризничает, не стоит подозревать его в злом умысле. Как правило, дети просто не знают другого способа, с помощью которого можно было бы получить желаемое, или не верят в их эффективность.
0-2 года
У малышей хныканье выполняет роль предупредительного выстрела в воздух. Если взрослый не реагирует, ребёнок начинает плакать по-настоящему. Поскольку он ещё плохо говорит (или пока совсем не умеет этого делать), малыш использует интонацию, по которой родитель сразу может понять, что что-то не так. Чтобы ребёнок реже пользовался своим «смертельным оружием», научите его другим способам коммуникации.
-
Оперативно реагируйте на хныканье малыша. Не игнорируйте ноющего ребёнка, добиваясь, чтобы он «нормально попросил» то, что хочет. В этом возрасте он ещё не может выполнить подобное требование!
-
Дайте ребёнку понять, что услышали его просьбу, и укажите жестом на требуемый им предмет. Как правило, дети копируют такие движения. Когда малыш тоже покажет пальчиком на нужную вещь, похвалите его и скажите: «Молодец, ты ХОРОШО попросил яблоко!». Возможно, когда вы в следующий раз предложите «хорошо попросить», ребёнок сможет переключиться с нытья на жестовый диалог.
-
При первых признаках недовольства ребёнка, не отворачивайтесь от него и не исчезайте из поля зрения. Посмотрите ему в глаза и старайтесь, чтобы малыш мог видеть ваше лицо. Это убедит ребёнка в том, что его призыв услышан.
-
Если ребёнок капризничает, не показывайте своего раздражения. Да, это требует выдержки индийского йога, однако ваш срыв только усугубит ситуацию, - пусть эта мысль придаёт вам силы!
-
Когда ребёнок устал, он приходит в состояние «всё плохо!». Не дожидайтесь этого момента. Следите за режимом малыша, обращайте внимание на то, не слишком ли долго он ходит, не жарко ли ему и т.д.
-
Если ребёнок хочет спать, то нытьё оказывает на него убаюкивающее действие. Попробуйте подстроиться под его «песенку», монотонно повторяя ласковые слова или какую-то простую мелодию. Это облегчит ребёнку процесс засыпания.
В этом возрасте уже можно приучать ребёнка к тому, что нытьё – не самый лучший способ для того, чтобы убедить взрослого выполнить просьбу. Поскольку дети часто сознательно применяют хныканье в качестве средства давления, имеет смысл показать, что коварный замысел раскрыт, и пора менять тактику.
-
Уловив неискренность в ноющих интонациях ребёнка, сообщите ему об этом, например: «Мне кажется, ты плачешь, чтобы я согласилась купить тебе игрушку. К сожалению, мы всё равно не будем покупать её, потому что пришли сюда за ботинками». При этом обязательно покажите, что разделяете чувства сына или дочери: согласитесь, что игрушка очень красивая, мультфильм безумно интересный и т. п. А потом объясните причину отказа.
-
Если ребёнок продолжает испытывать ваше терпение, предупредите, что устали его слушать и собираетесь действовать. Скажите, что вы уйдёте из магазина (из гостей или с детской площадки), если «концерт» продолжится. Важно, чтобы вы, действительно, были готовы выполнить вашу угрозу. Пусть вам придётся прервать прогулку, зато в следующий раз ребёнку придётся задуматься над тем, стоит ли исполнять ноктюрн на ваших нервах.
-
Учитывайте, что для маленьких детей очень важна предсказуемость событий. Даже сообщая ребёнку о поездке в гости, вы можете увидеть недовольную гримаску и услышать звуки иерехонской трубы, если делаете это за полчаса до выхода из дома. Поэтому заранее предупреждайте ребёнка о предстоящих изменениях в привычном распорядке дня.
-
Иногда взрослые сами провоцируют ребёнка на нытьё тем, что просят его подождать, не учитывая тот факт, что 10 минут для человека, не умеющего определять время, - это целая вечность. Когда ребёнок зовёт вас, не отвечайте: «Иду», - если не готовы немедленно отвлечься. Объясните, чем вы заняты и обозначьте конкретные временные рамки, например: «Я починю колесо на твоей машинке, когда дорежу эту луковицу». Дайте возможность ребёнку побыть рядом, чтобы он мог наблюдать за приближением заветного момента.
-
Ребёнку, как и взрослому, необходима эмоциональная разрядка. Если вы видите, что малыш чем-то расстроен, дайте ему возможность немного поворчать и поныть, изредка кивая головой в знак солидарности. Скорее всего, минут через 10-15 к нему вернётся хорошее настроение.
Капризы школьников обычно связаны с ситуациями, в которых требуется приложить волевые усилия. Это касается приготовления домашних заданий, раннего подъёма по утрам или, наоборот, необходимости отправляться в постель вечером. Чтобы помочь ребёнку преодолеть себя, сосредоточьте его внимание на «бонусах», которые приносят собранность и усидчивость.
-
Напомните о любимых делах школьника, которыми он сможет заняться, как только сделает уроки. Оговаривая предстоящий объём работы, постарайтесь преуменьшить его: «Тебе нужно сделать всего 3 урока и повторить стихотворение! Вчера у тебя было гораздо больше заданий».
-
Выразите готовность помочь в том случае, если у ребёнка возникнут какие-то затруднения.
-
Не упрекайте ребёнка за нытьё, напоминая о том, что он уже большой. Школьник потому и хнычет, что хочет лишний раз убедить в любви и поддержке родителей, несмотря на свой «преклонный» возраст.
-
Школьники часто становятся капризными вследствие большой физической или психологической нагрузки. Постарайтесь трезво оценить возможности ребёнка, планируя график посещения различных кружков и секций.
-
Подробно расспросите ребёнка о его отношениях с учителями и одноклассниками. Их давление или холодность могут влиять на эмоциональное состояние ребёнка, в результате чего он выплёскивает негативные эмоции на близких. Не оставляйте его наедине с имеющимися проблемами, предлагая «разбираться самому». Обсуждение школьных неприятностей поможет сыну или дочери переключиться с бессильного нытья на обдумывание конкретных действий.
Пессимистичный настрой подростков тесно связан с гормональными изменениями. Любое неосторожное слово, изменения в планах способно вывести их из равновесия и заставить жаловаться на жизнь. В ответ на утешения и заверения в том, что всё будет хорошо, подростки приводят универсальный аргумент в пользу серьёзности их проблемы: «Вы меня не понимаете!» Поэтому не нужно пытаться убедить их в том, что жизнь прекрасна. Да, она ужасна и несправедлива, но небезнадёжна.
-
Приведите в пример аналогичные ситуации из вашего опыта и расскажите о том, как действовали вы. Пусть это не выглядит как назидание. Наоборот, расскажите, как точно так же ныли и капризничали, пока не придумали, как выйти из трудного положения.
-
Даже если ребёнок уже сравнялся с вами по росту, и у него растут усы или грудь, он всё равно ребёнок. Обнимите его и погладьте. Как-то так получается, что с каждым днём «большие» дети получают всё меньше и меньше ласки, хотя очень в ней нуждаются.
-
Если вы считаете, что сделали всё возможное для успокоения ребёнка, дайте ему возможность побыть одному, чтобы «переварить» возникшие проблемы. Не мешайте ему использовать наиболее приемлемые для себя способы выражения эмоций - прослушивание громкой, «агрессивной» музыки, долгих разговоров по телефону с другом или подругой и т.д.
-
Сделайте подростку неожиданный комплимент: например, его откровенности с вами или вниманию к трудному школьному предмету. Полученные положительные эмоции могут вернуть ребёнка в состояние душевного равновесия.
-
Услышав нытьё подростка, также пожалуйтесь ему на свои проблемы. Вместе погоревав над жизненными невзгодами, вы оба почувствуете значительное облегчение.