Здоровый больной: с любовью к мнимым болезням
Синдром Мюнхгаузена – это симулятивная патология, проявляющаяся в намеренном вызывании у себя (или у других) симптомов какой-либо болезни. Такие люди принимают лекарства, чтобы заболеть, а не вылечиться. Или просто дают волю воображению и сочиняют себе диагноз. Если ипохондрики, склонные рассматривать маленькую царапину как смертельную рану, сразу же бегут к врачу, то «мюнхгаузены» предпочитают сначала вызвать более очевидные симптомы недуга (например, сильное кровотечение). Обычно они «специализируются» на какой-либо определенной болезни: внимательно изучив ее признаки, они всеми силами (иногда даже прибегая к помощи химических препаратов) стараются им соответствовать. Эти пациенты испытывают что-то вроде удовлетворения, когда врач прописывает им особое лечение; чем серьезнее они «больны», тем комфортнее они себя чувствуют.
Этот синдром впервые был описан в 1951 году Ричардом Ашером. Ученый дал такому виду психического расстройства имя барона Мюнхгаузена, который любил приукрасить истории о собственных похождениях.
Одна из разновидностей данного заболевания – делегированный, или направленный на третье лицо, синдром Мюнхгаузена. Он может проявляться у чересчур заботливых мамочек, которые травят собственных детей лекарствами, чтобы потом ходить с ними по больницам и поликлиникам. Эта форма синдрома была описана английским педиатром Роем Мидоу в 1977 году, поэтому в некоторых источниках она называется «синдром Мидоу». Такая разновидность более опасна, так как вредит не только ребенку и его маме (ведь ей тоже необходима медицинская, часто психиатрическая, помощь), но также и лечащему врачу «жертвы», его репутации – отличить мнимого больного от настоящего довольно сложно, ведь искусственно вызванные симптомы отличаются от болезни лишь своим происхождением.
Так, в 2002 году одна француженка регулярно вводила дочери инсулин и антидиабетические препараты, хотя девочка была абсолютно здорова. Сама же мнимая больная «страдала» от опухоли; ей даже удалось убедить парижского хирурга удалить ей поджелудочную железу. В США внезапная смерть грудных младенцев в 15% случаев объясняется именно синдромом Мюнхгаузена у одного из родителей (чаще у матери).
Материнская забота или патология?
К сожалению, синдром Мюнхгаузена не исследован во всех деталях; но это не делает его менее серьезным. Случаи заболевания довольно сложно выявить: все мамы беспокоятся о здоровье своих малышей, и это вполне естественное чувство. Чтобы отличить «нормальную» заботу от «ненормальной», требуется время (от 1 года до десятка лет), но выход все-таки есть: самое главное, не терять бдительности и своевременно обращать внимание на следующие «тревожные звоночки»:
- Повторяющиеся случаи редких заболеваний в одной семье;
- Улучшение состояния ребенка в отсутствие родителей;
- Патологическое беспокойство родителей по поводу здоровья ребенка, постоянное обращение к различным врачам, требование прописать малышу медицинские препараты;
- Родитель отказывается говорить о том, как симптомы болезни возникли у его ребенка;
- Случаи, когда, несмотря на длительное лечение, изменений в состоянии ребенка не наблюдается.
Эрик Бине, французский психолог, описывает мамочек-мюнхгаузенов как «ослепленных, одержимых собственным самопожертвованием», готовностью сделать всё необходимое (а часто и вовсе не обязательное) для их чада.
В чем именно может проявляться делегированная форма синдрома Мюнхгаузена? Как можно ввести в заблуждение врачей, специалистов в своей области? Как показала практика, самые частые «приемчики» мамаш-мюнхгаузенов – это:
– намеренная фальсификация мочи ребенка, предоставляемой в больницу для анализов с помощью примешивания крови;
– интоксикация ребенка различными химическими препаратами (фенолфталеин, слабительные и рвотные средства) для того, чтобы появились сыпь, повышенная температура, удушье, диарея);
– искусственно вызванные кровотечения.
По мнению французского психиатра Андре Зоке, причины ментальных расстройств нужно искать в нашем подсознании. Иногда синдром Мюнхгаузена может быть вызван чрезмерно преувеличенным чувством ответственности за ребенка: мамочки считают, что выполняют необходимые процедуры по уходу за младенцем, но на самом деле причиняют вред его здоровью, даже не догадываясь об этом, и уж, тем более, совершенно не желая печального результата.
Синдром Мюнхгаузена может быть следствием внутренних комплексов или психологической травмы: например, после смерти близкого человека от какой-либо болезни может остаться страх потерять от такого же заболевания еще и ребенка. Эта внутренняя тревога и приводит к злоупотреблению лекарствами.
Предполагается, что синдром Мюнхгаузена может быть вызван желанием самоутвердиться в обществе: особые случаи заболеваний требуют особого ухода, следовательно, особого внимания со стороны окружающих, начиная от врачей и заканчивая дальними родственниками. Определенную роль играет и «нарциссизм»: мамаше-мюнхгаузену доставляет особую радость тот факт, что она способна распознать симптомы недомогания у своего чада; и не важно, что она сама же их и вызвала. Вследствие этого, синдром Мюнхгаузена иногда развивается у тех, кто имеет доступ к медицинским препаратам.
Андре Зоке считает, что такие мамаши скорее жертвы, чем злоумышленники. Они причиняют вред неосознанно, «из лучших побуждений». В некоторых случаях они могут догадываться о том, что поступают неправильно; но чувство материнской ответственности и безграничное доверие всем лекарствам подряд превращают их в одержимых. В этом смысле синдром Мюнхгаузена похож на клептоманию: голос рассудка заглушается внутренними стимулами и человек уже не может действовать рационально. Форумы и сайты в интернете являются для них своего рода руководством к действию, стоит только неправильно истолковать рекомендации врачей или рецепты лекарств.
Статистика показывает: если в детстве родители постоянно давали ребенку много лекарств, то, став взрослым, он, скорее всего, последует их примеру. Постарайтесь этого избежать – помните, медицинские препараты могут как помочь, так и навредить!
Конечно, жертвы этого симптома вовсе не считают себя жертвами; наоборот, они думают, что являются образцовыми прилежными мамами, которые всегда приходят на помощь малышу. Поэтому их трудно убедить в том, что они нуждаются в лечении. Сложность заключается еще и в том, что без содействия со стороны родственников поставить диагноз «синдром Мюнхгаузена» невозможно: чтобы полностью удостовериться, врачи просят людей из близкого окружения потенциальной больной проследить за ее повседневным поведением, особенно в отношении ребенка.
Тем, кто страдает синдромом Мюнхгаузена, опасно говорить об их болезни открыто: в большинстве случаев они отрицают этот факт, обращаются к другому специалисту, или, что еще хуже, вообще отказываются от консультаций врачей, продолжая пичкать ребенка таблетками. Прежде всего мнимых больных рекомендуют госпитализировать. Самое важное – исключить возможность доступа к медицинским препаратам, а при выраженной делегированной форме симптома – изолировать «мюнхгаузена» от его «жертвы». А в качестве профилактики данного заболевания врачи советуют помнить: любое лекарство необходимо принимать строго согласно инструкции и только после консультации со специалистом.