Психология

Зачем заниматься музыкой с ребенком?

Зачем заниматься музыкой с ребенком?

Как музыка может стать опорой для нравственного воспитания? Почему стоит уделять внимание не только интеллектуальному развитию малыша? Рассказывают Лев Мадорский, преподаватель музыкальной школы, и Анатолий Зак, профессор музыкальной Академии им. Гнесиных,

«Какой смысл заниматься музыкой ребёнку, если он всё равно не станет музыкантом? – сказал одному из авторов статьи отец 7-летнего мальчика. – Значительно больше пользы, если он будет ходить в бассейн или хотя бы во дворе поиграет с ребятами в футбол».

Действительно, нужна ли ребёнку музыка, если он не станет музыкантом? Мы убеждены, что нужна. Почему? Во-первых, обучение музыке тесно связано с нравственным воспитанием. Первый нарком просвещения А.В.Луначарский (наломавший  дров, но и сделавший много хорошего) сказал мудрые слова: «Образованный человек – это человек, в котором доминирует образ человеческий». То есть, способный к сопереживанию, умеющий в любви и в ненависти сохранить человеческое лицо.

Мы много внимания уделяем умственному воспитанию. Сегодня неграмотный человек – музейная редкость. Завтра такой же редкостью станет человек, не имеющий среднего образования. Хуже обстоит дело с нравственным воспитанием, с воспитанием культуры человеческих чувств. Есть все основания говорить о «ножницах» между эмоциональным и интеллектуальным развитием личности. Интеллектуальное развитие часто опережает эмоциональное.

«Опасность не в  том, – писал украинский специалист по кибернетике Г.Суворов, – что машины начнут думать по-человечески, а в том, что человек начнёт думать, как машина». Если у ребёнка не развивать эмоциональную сферу, он превратится в робота, перестанет мечтать, любить и сопереживать. Порой родители прилагают все силы, чтобы их дети поступили в престижную школу, получили аттестат или диплом с отличием и забывают об этом. Забывают о развитии духовного мира ребёнка! И тогда вырастают люди с неразвитой эмоциональной сферой, не способные к жалости и сочувствию.

Чтобы не рос злым

ребенок играет на пианино.jpg

82 родителям, дети которых учатся в музыкальной школе, мы задали вопрос: «Зачем вы учите ребёнка музыке?», попросив выделить главную причину. Вот как они ответили:
Шестнадцать  – «чтобы умел на инструменте играть».
Двадцать один – «для общего развития».
Тридцать шесть – «хотим, чтобы стал музыкантом».
Восемь – «чтобы полюбил музыку».
А один папа написал – «чтобы не рос злым».

Последний ответ, хотя и был единственным, для нас особенно важен, так как отражает основную тенденцию современной музыкальной педагогики: главной задачей массового музыкального воспитания является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир ученика.

Родители понимают, что у ребёнка мало знаний и опыта, но часто забывают о том, что его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обострённо чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Обучение музыке способно сохранить в детях эту свежесть и обострённость чувств. «Каждому ребёнку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны, – писал известный американский педагог Бенджамин Спок, – дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми». Одним из важнейших средств эмоционального развития становится музыка, для которой язык эмоций – родной.

Семилетняя девчушка играет пьесу «Болезнь куклы» из «Детского альбома» П.Чайковского и её глаза погрустнели. Обращаясь непосредственно к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадания чужому горю, чужому несчастью. Серёжа, 8 лет, прослушав пьесу Р. Шумана «Первая утрата», нарисовал рисунок: птенчик выпал из гнезда и лежит под деревом. Прилетели птички, папа и мама. Они сидят, нахохлившись, на краю гнезда и тоскуют. Слушая музыку, исполняя её, пытаясь выразить чувства, охватившие их при этом, даже немного выдумывая, дети учатся доброте, душевной тонкости.

Дети и музыка.jpg

О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали ещё древние. Пифагор, который больше известен нам как математик и астроном, сказал своё слово и в античной эстетике. «Смешивая различные мелодии, как лекарства, – свидетельствует
современник Пифагора (5 в. до н. э.), – он легко приводил к противоположному состоянию страсть, неуемную ревность, раздражение, выправляя каждый из этих недостатков к добродетели».

Пифагорейцы провозглашали музыку особым искусством, даром богов. Силой, которая очищает, облагораживает душу человека. Они считали, что звуки родственны чувствам и потому рождают в душе отклик. Из этого делался вывод о воспитательном воздействии музыки. Последователи Пифагора добивались, чтобы музыка перешла в ведение государства, так как в таком серьёзном с общественной точки зрения деле, как музыкальное искусство, недопустимы риск и произвол. Они искали «целебные составы» мелодий, танцевальных движений и ритмов, способных обуздать крайность страстей, очистить их от зла.

Здесь перенесёмся на минутку в наше время и заметим, что свобода музыкального выражения на сегодняшней телевизионной эстраде, выражаясь языком пифагорейцев, далеко не всегда способствует правильному подбору этих мелодий и, порой, носит не «целебный», но  «вредящий»  характер.

Другой древнегреческий философ, Платон, сочувствующий эстетическим взглядам Пифагора, писал, что «...ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают её, если воспитание поставлено правильно. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Восприятие музыки ведёт к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой».

Мысль Платона развил Аристотель: «Не должна ли музыка помимо того, что она доставляет обычное наслаждение, служить и более высокой цели, а именно, производить своё воздействие на человеческую этику и психику. Что музыка влияет на моральные качества, доказывают, помимо многого иного, песни Олимпа, которые, по общему признанию, наполняют душу энтузиазмом, который есть эффект этического порядка в нашей психике».

Большое значение правильному музыкальному воспитанию придавали и в Древнем Китае. В представлении древних китайцев музыка была символом порядка и цивилизации. По их мнению, каждый образованный человек должен был уметь играть на том или ином музыкальном инструменте. Известно, например, что Конфуций играл на цине (китайский музыкальный инструмент того времени) в минуты опасности.

Музыка.jpg

Чтобы научиться играть на любом музыкальном инструменте, надо ежедневно трудиться, снова и снова, повторяя отдельные аккорды, фразы, пассажи.  Все без исключения большие музыканты в детстве занимались игрой на инструменте по много часов в день. Причём, чтобы добиться результата, необходимо не только много работать, но и работать сосредоточенно, научиться концентрировать внимание.

Расскажем одну притчу. У Николо Паганини не было учеников. Точнее, был только один – посредственный скрипач-оркестрант. В течение нескольких лет он ездил за великим итальянским скрипачом и просил взять его в обучение. Наконец, маэстро согласился. Через год занятий оркестрант стал виртуозом и начал выступать с сольными концертами. Когда новоиспечённого виртуоза спрашивали о методе Паганини-педагога, он был краток: «Паганини научил меня концентрации внимания ».

Музыкальные занятия, как, пожалуй, никакие другие, развивают это важное качество, которое пригодятся не только музыканту, но и человеку любой другой профессии. Хотя бы поэтому можно утверждать, что если  ваш ребёнок, окончив музыкальную школу, не стал музыкантом, но занимается совсем другим делом, время проведённое за инструментом не прошло зря. Он научился одному из самых важных умений в жизни – сосредоточенно и много трудиться.

Исследования показали, что у детей, обучающихся  игре  на музыкальных инструментах, (особенно, струнных и клавишных) улучшается координация движения, мелкая моторика. Это не удивительно: при игре пальцы и вся рука делают множество  движений, в том числе очень мелких. Кроме того,  правая и левая рука, совершают, подчас, абсолютно разные движения, играют  с разной силой (одна может играть громко, а другая тихо), в разном характере и  в разном темпе.  Всё это способствует  улучшению связей между центрами мозга, управляющими движениями, и руками, развивает пространственное мышление.

Как же всё-таки объяснить, что звуки, которые, по его словам, «ничего конкретного не выражают», становятся столь значительным средством  воспитания? Как мы уже отметили выше, с восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры, которая,  в свою очередь, стимулирует работу мысли, заставляет задуматься над смыслом тех или иных нравственных критериев. Таким образом, эмоции и мышление тесно связаны между собой. И.П. Павлов писал, что «…главный импульс для полушарий коры головного мозга идёт из подкорки. Если исключить эти эмоции, то кора лишается главного источника силы».Под влиянием музыкальных впечатлений начинают разговаривать самые инертные дети с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими силами невозможно было расшевелить.

Значительного интеллектуального напряжения требует от юного музыканта и игра по нотам, когда ребёнок должен не только «читать»  нотную информацию, подчас, достаточно сложную, но и, что называется, озвучить её.

Как показали совместные исследования венгерских и немецких учёных, дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счёт. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями ребёнка. Учителя младших классов рассказывают, что после уроков музыки очень хорошо проходят уроки чтения, так как у детей обостряется восприятие, они лучше соображают.

Музыка будит мысль. Венгерский педагог Тибор Шараи считает, что «…слушание музыки способствует лучшему усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности». Музыкальный урок со своими игровыми элементами, художественными переживаниями, являющийся некоторым противовесом изучению научных дисциплин, выполняет в расписании функцию разрядки, способствуя тем самым освоению познавательного материала других предметов и обострённому восприятию других искусств».

Занятия музыкой сближают детей и родителей. Мы имеем в виду не только сам процесс обучения на музыкальном инструменте, но и совместное слушание музыки, совместное пение. И, пожалуй, особенно, совместное музицирование. Тут возможности самые разнообразные: игра в четыре руки, игра в ансамбле на разных инструментах. Или, например, вариант, когда родители, умеющие играть,  аккомпанируют маленькому скрипачу или певцу.

Сближают и совместные домашние концерты.  Далеко не все  дети  любят  быть солистами – куда приятней выступать в ансамбле с папой, мамой или бабушкой. Знаем семью, где за семь, десять дней до праздника (это может быть и семейная дата) девятилетний Дима, занимающийся в музыкальном кружке, начинает готовиться к концерту: подбирает аккомпанемент к песне, которую будет петь старшая сестра, репетирует дуэт с папой, играющим на гитаре. Гостям рассылаются пригласительные билеты, которые также делаются всей семьёй.

Девочка играет на скрипке.jpg

Музыка не только помогает воспитанию чуткости, поэтического видения мира, но и развивает, так сказать, мужские качества: решительность, уверенность в себе.  Как сказал. Бетховен: «Музыка должна высекать огонь из мужественной души»

В истории немало ярких примеров воздействия музыки, особенно, песенной на человека и даже на массы людей. 10 августа 1792 года, Париж…Во время штурма королевского дворца вспыхнул жестокий бой. Перевес был на стороне королевской охраны. Но вот зазвучала «Марсельеза» Руже де Лиля. Восставший народ бросился на штурм с новой энергией. Дворец взят. Монархия уничтожена. На следующий день по приказу революционного правительства песня издаётся неслыханным для того времени тиражом в 10000 экземпляров и расходится по всей стране. Один из революционных генералов писал в донесении: «Пришлите подкрепление в тысячу человек или в тысячу экземпляров «Марсельезы».

В годы Великой Отечественной войны музыка воодушевляла советских людей, была источником мужества и нравственной силы. И тут, конечно, вспоминается знаменитая песня А.Александрова «Вставай, страна огромная». Она была исполнена для бойцов, отправляющихся на фронт, прямо на Белорусском вокзале 25 июня, через три дня после начала войны. Или седьмая Ленинградская симфония Д.Шостаковича, которая прозвучала в марте 1942 года, в осаждённом Ленинграде. Причём, многие музыканты для исполнения симфонии были отозваны с передовой.

Музыка приходит на помощь  человеку в трагические минуты его жизни. Когда в 1912 году на «Титанике» возник пожар, корабль стал тонуть и спасения уже нее было, музыканты судового оркестра достали инструменты и заиграли Бетховена.  И случилось чудо: обезумевшие люди, метавшиеся по палубе (в лодках уже места не было) остановились и стали слушать. Огромная внутренняя сила бетховенской музыки победила ужас смерти, помогла человеку до последнего мгновения остаться человеком.

Музыкальный класс.jpg

Есть в обучении и игре на музыкальном инструменте ещё один воспитательный момент. Ребёнок не просто учится играть на инструменте – он учится играть для других. Учится приносить людям радость. Это оказывает на детей облагораживающее воздействие. Делая добро, мы сами становимся добрее.

Как-то знакомая директриса  музыкальной школы рассказала, что к ней пришла мама и попросила принять её сына 12 лет: «Совсем от рук отбился. Дома грубит. Курит. Учиться не хочет. Помогите». Звучит анекдотично. Но, вообще-то, если вдуматься, в  такого рода обращении нет ничего странного. Музыка, как мы видим, способна решать задачи не только эстетического, но и этического характера. Таким образом, в заключение, хотим ещё раз повторить: музыка и нравственность тесно переплетены. Музыкальная культура становится одним из важнейших условий воспитания нравственной культуры.  Это лучший ответ папе, считающему, что чем заниматься игрой на музыкальном инструменте, «...лучше сходить в бассейн или поиграть во дворе с ребятами в футбол ». И в заключение:

Великие о музыке

Анри-Мари Бейль (Стендаль): «Слушая музыку, я сосредотачиваюсь с большой ясностью и напряжённостью над тем, чем занят внутренне».
И.Е.Репин: «Я всегда любил музыку. Если мне подолгу не приходилось её слушать, я тосковал».
Ч.Дарвин: «...если бы мне пришлось вновь пережить свою жизнь, я установил бы для себя правило ежедневно читать какое-то количество стихов и слушать какое-то количество музыки. Быть может, путём таких упражнений мне бы удалось сохранить активность тех частей моего мозга, которые теперь атрофировались. Утрата этих вкусов к поэзии и музыке равносильна утрате счастья и может вредно отражаться на умственных способностях, а, ещё вероятнее, на нравственных качествах, так как ослабевает эмоциональную сторону нашей природы».
А.И.Герцен: «Есть минуты, в которые вполне чувствуешь недостаток земного языка, хотел бы высказаться какой-то гармонией, музыкой. Музыка одна может перенести трепет одной души в другую...»
И.С.Тургенев: «Редко что может заставить меня плакать. Ещё иногда стихи Пушкина до слёз тронут. А от музыки часто плачу».