Юлия Чайковская: "Основной страх, который мешает стать взрослым – это страх общения"
Юлия Чайковская, психолог «Центра социальной помощи семье и детям», считает, что подростковый возраст позволяет человеку проиграть различные модели поведения и попробовать на вкус «большую жизнь», при этом находясь в самых безопасных условиях. Родители же воспринимают пубертат как один из самых непонятных периодов в жизни их ребенка. – Для начала хотелось бы определиться с понятием психологического возраста подростка.
– Если говорить о возрасте биологическом, то нам легко понять, о чем идет речь. Мы видим общее состояние организма на данный момент, понимаем, стар человек или молод, готов ли он к большим физическим нагрузкам или нет. Если же говорить о психологическом возрасте, то речь идет о том, кем себя ощущает человек, как он чувствует себя. Ощущает ли себя в свои 14 лет подростком или древним стариком? Внутреннее ощущение себя не зависит от биологического возраста. Это и есть психологический возраст, который может сильно меняться. Например, взрослый может вернуться в детство в зависимости от той или иной ситуации. К сожалению, уход в подростковый или детский возраст во взрослом состоянии это не вторая молодость, а инфантилизм, который будет только мешать человеку в его дальнейшей жизни.
– Когда человек становится взрослым психологически?
– Вопрос сложный. Тут нужно решить, что это значит. Обычно взрослость определяется как финансовая независимость от родителей, способность принимать решения, способность в целом брать ответственность на себя. Например, взрослым может себя ощущать старший ребенок из многодетной семьи, когда приходится брать ответственность за младших сестер и братьев, решать связанные с этим сложности и, действительно, часто дети из таких семей становятся взрослыми быстрее, чем их сверстники.
Обычно человек может считаться психологически взрослым, когда он успешно адаптируется в социуме, может адекватно справиться со сложными ситуациями. Но все это относительно. Всегда бывают сложные ситуации, которые человеку трудно преодолевать без эмоций и сильных переживаний, но от этого он не станет подростком или ребенком. Бывает, что переход во взрослую жизнь может затрудняться гиперопекой родителей. Нужно понимать, что постоянная опека и ограничения (или наоборот, попустительство) способствует увеличению страхов у детей и подростков, что мешает им пробовать самостоятельно развиваться без поддержки.
– Возможно ли возвращение в подростковый возраст взрослого?
– Это сложно назвать возвращением, когда человек, попадая в стрессовую ситуацию, отвечает подростковыми или детскими реакциями. Это можно назвать регрессом или инфантильностью. Бывает, что в подростковый возраст может вернуть человека старая не проработанная психологическая проблема. Говорят: «Там где тонко, там и рвется». Старые обиды или страхи, встреча с прошлым часто бывает неизбежна.
В то же время регресс возможен при очень тяжелом эмоциональном потрясении, когда человек чувствует себя без сил, без опоры в жизни. Сильным стрессом является потеря близкого человека или тяжелая болезнь. В таких ситуациях психика человека может прийти в плачевное состояние, и это может привести к регрессу.
Если речь идет о подростках, то тут очень важно понять его интересы и устремления. Бывает, что подросток сам того не понимая, старается переложить ответственность за свои поступки на чужие плечи. Родители же могут помочь подростку развиваться во взрослого и независимого человека. Для этого нужно общаться с ним как с другом, не ребенком.
– Всегда ли взрослого человека характеризует наличие семьи и детей?
– Если говорить о России, то нашу страну характеризует одна особенность: молодые специалисты, студенты, очень редко в начале карьеры могут обойтись без материальной поддержки родителей, что непосредственно влияет на психологию молодых людей и подростков. Представим, что человек зависимый от средств родителей, уже привыкший к их постоянной поддержке настолько, что связан эмоционально с родителями, без их решения он не может самостоятельно действовать. В один из дней родители понимают, что их ребенку пора уже и самому обзавестись семьей и говорят ему об этом, человек принимает это как свое решение и начинает поиски партнера для брачных отношений.
Можно ли назвать такого человека взрослым, который после того, как ему сказали родители, что нужно строить семью, пытается ее создать без собственного желания, имея только наставления родителей? Как часто мы слышим от родителей «Тебе пора замуж (женится)», «Найти нормальную работу», «Получить достойное образование». Конечно, в этих словах ничего плохого нет. Но только в том случае, если человек, который их слышит, готов к действию и хочет этого. А если нет? Много семей создается по инерции, не обдуманно. Просто потому, что «возраст пришел» или «мама сказала». Учиться определять свои желания и чувства, отделяя свои желания от чужих – это очень тяжело. Особенно когда давление происходит это ненавязчиво. Взрослый человек прислушивается к себе и своим желаниям. Он понимает, что важно и что имеет смысл для него. Ведь это его жизнь, а не чужая.
– ** Возможно ли во взрослом возрасте сохранить подростковые страхи?**
– Подростковый возраст – это время, когда человек самореализуется в общении и отношениях со сверстниками. Если по каким-то причинам подростку не удалось социально самоутвердиться, то это может привести к развитию социальных страхов, например, боязнью быть не таким как все. Впрочем, список можно продолжать довольно долго:
– боязнь показать или проявить себя в чем-то. Т.е. почувствовать себя неуверенным. Из-за этого большинство детей замыкается в себе, просто ради того, чтобы сверстники не посмотрели или же не сказали чего-то обидного (на взгляд замкнувшегося подростка);
– страх быть отвергнутым;
– страх отношений с противоположным полом;
– страх интимной близости;
– страх жизни.
Очень многие страхи могут переноситься во взрослую жизнь человека. Например, страх быть отвергнутым есть практически у каждого взрослого. Но если он достигает своего пика, то из-за страха быть отвергнутым такой человек отказывается от близких отношений. А это уже повод задуматься о том, что же произошло еще в подростковом возрасте, что сейчас мешает человеку строить отношения и любить. Многие ответы на вопросы «Почему мне сложно общаться?», «Почему я боюсь проявлять себя?», «Почему мне так важно чужое мнение?» можно найти именно в этом возрасте. Поэтому так важно «прожить» подростковый возраст в «свое время», наобщаться, нагуляться, попробовать многое и от многого отказаться, быть разным или как все. В этом опыте, таком пугающем для родителей, нет ничего страшного, странно будет, если этот опыт будет пытаться получить человек в 30-40 лет.
– Существуют ли перекосы у подростков при таком поиске?
– Например, акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых некоторые черты характера намного усилены. Или если говорить простым языком – это чрезмерно выраженные черты характера. В зависимости от степени выраженности существует две степени акцентуации характера: явная и скрытая.
Явная акцентуация отличается постоянством характера. При скрытой акцентуации черты характера выражены слабо или не проявляются совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций, например, стрессовых.
– Связана ли акцентуация характера с взрослостью человека?
– В подростковом возрасте особенности характера часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении. Все это обычно временно и если родители замечают такое за своим ребенком, это не повод для паники. При повзрослении особенности характера остаются достаточно выраженными, но компенсируются и обычно не мешают адаптации. Характер взрослого человека в отличие от подросткового становится менее выраженным, что позволяет человеку успешно справляться с трудностями в разных жизненных ситуациях.
– Какие подростковые проблемы и страхи чаще всего мешают человеку стать взрослым?
– Основной страх, который мешает человеку стать взрослым – это страх общения. Без общения и различных контактов человеку сложно составить картину мира и представления о себе. Общение в узком кругу дает одностороннюю картину мира и мировозренние человека остается неполным. Чем больше подросток общается, тем быстрее он сможет стать самостоятельным и позаботиться о себе. Общение помогает справиться с неуверенностью в себе или страхами, поскольку чувствуя поддержку других людей можно со многим справиться и многого добиться. Сейчас социальные связи решают многое. Чем больше людей человек знает, тем более достоверную информацию он имеет, тем больше возможностей использовать эти знания себе во благо. Для самостоятельной жизни общение жизненно необходимо, это и коллеги по работе, и личная жизнь, и друзья.
–** Есть ли различие между социальной и психологической зрелостью? **
– Социальный возраст обычно определяется количеством социальных ролей, т.е. роль родителей, детей, работников, студентов. Не всегда человек понимает, какую роль он играет и нужна ли она ему. Если человек осознает себя со своей социальной ролью, справляется с ней и ощущает при этом себя комфортно, то можно говорить и о психологической зрелости человека. Что значит осознать себя со своей ролью – это говорит о том, что человек берет ответственность, за свои действия, принимая на себя те или иные обязанности. Для примера возьмем роль матери. Женщина может понимать, что она ответственна за ребенка, но неосознанно пытаться переложить ответственность за ребенка на плечи бабушек и дедушек или мужа, в этом случае можно говорить, что она имеет социальную роль, но психологически к ней она не готова. Психологическая зрелость характеризуется тем, что человек осознанно принимает решения и готов к их последствиям.
– ** Какой вид психотерапии чаще всего используется в преодолении подростковых страхов и конфликтов?**
– Психотерапия подростков, в отличие от взрослых, проводится с учетом возрастного фактора. В процесс психотерапии очень важно привлечение членов семьи подростка, что сближает ее с семейной психотерапией. В то же время если конфликт в семье может спровоцировать психологические сложности у подростка, лучше провести психотерапию индивидуально. Кроме того, необходимо учитывать особенности микросоциума или круга сверстников, в связи, с чем в этом возрасте актуальными становятся работа в группе сверстников или привлечение одноклассников или знакомых друзей подростка для профилактической беседы.
Среди методов психотерапии подростков с учетом их эмоциональной увлеченности интересных для подростков делом эффективны символдрамы и эмоционально-образной психотерапии. Принимая во внимание классические взгляды на ранние стадии развития ребенка основателей психоанализа, в подростковом возрасте получила распространение психодинамическая психотерапия.
Склонность подростков к формированию страхов (проблемы одиночества, смысла жизни, выбора) делают возможным использование экзистенциальной психотерапии. Несомненна роль различных методов арт-терапии (сказкотерапия, танцедвигательная терапия, музыкотерапия, терапевтический театр, песочная психотерапия и др.). Отдельные техники когнитивно-поведенческой психотерапии могут помочь в коррекции поведенческих нарушений. Проблемы коммуникации у подростков позволит решить групповая психотерапия.