Психология

«Я больше не играю» или Правила честных игроков

«Я больше не играю» или Правила честных игроков

Мало кого успокаивает фраза «Главное – не победа, а участие». Что ни говори, а выигрывать приятно.  Почему дети жульничают в процессе совместных игр, как научить ребенка играть по правилам и не расстраиваться в случае поражения?

– Ну, тогда я не играю! – наверняка, вы не раз слышали эту фразу. Обычно дети ее произносят, как только игра оборачивается не в их пользу. У мамы на кубике выпала шестерка, а у сына – единица, и до финиша всего один бросок: он не выиграет, катастрофа!

Остап Бендер тоже переворачивал шахматные доски противников, когда понимал, что его гроссмейстерское дело – труба. Стоит ли упрекать детей за то, что они не всегда могут контролировать эмоции из-за того что им очень, очень хочется выиграть. Так хочется, что они забывают получать удовольствие от самой игры, а к победе стремятся даже в обход правил.

Мало кого успокаивает фраза «Главное – не победа, а участие». Что ни говори, а выигрывать приятно. Но все-таки выигрыш – это еще не все. Есть дружеские отношения между игроками, есть спортивное товарищество, а в будущем придется соблюдать правила не только в играх, но и в работе и в других сферах жизни. Поэтому желательно, чтобы дети понимали, почему важно играть по правилам:

• от честной игры получают удовольствие все участники;
• ребят, которые играют по правилам, с охотой приглашают в компанию, так как для остальных это сигнал о том, что дети будут хорошими товарищами, не подведут команду;
• другие дети чувствуют обиду, когда победа достается кому-то нечестным путем.

Почему дети жульничают?

Прежде всего, из-за нежелания и неумения проигрывать. Это особенно тяжело дается тем, кому взрослые часто поддавались, чтобы не расстроить проигрышем. Действительно, знакомя ребенка с новой игрой, разумно пару раз поддаться, чтобы он получил удовольствие от процесса и разобрался в стратегии. Но если пятилетка каждый раз первым добегает до противоположной стены коридора, в то время как папа стабильно оказывается в отстающих, спортивный интерес ребенка снижается. Более того, встретившись с соперником, привыкшим играть честно, ребенок будет неприятно удивлен: оказывается, выигрывать не так легко, как ему казалось, нужно прикладывать усилия!

Если дети еще маленькие, нервничают из-за проигрышей и начинают хитрить, отложите на время игры, в которых нужно проявлять свои умения (например, шахматы или дартс). Вместо этого выбирайте игры на удачу (лото, настольные «бродилки»), а также игры на удовольствие (прятки, съедобное-несъедобное, сюжетно-ролевые игры). На одной из вариаций пряток можно потренироваться соблюдать правила: попросите детей закрыть глаза и не подглядывать, а сами спрячьте любой предмет в комнате, и пусть дети ищут его по подсказкам «холодно или горячо». Тех, кто все-таки подглядывает, быстро разоблачают остальные, а публичное осуждение – дело неприятное, поэтому обычно нечестный эксперимент дети уже не решаются повторять.

Бывает, что ребенок идет обманным путем, если боится не выиграть, потому что родители хвалят его лишь за отличные оценки и первые места, а четверки и старания по достижению результата остаются незамеченными. Тогда он стремится победить любой ценой, чтобы заслужить похвалу мамы и папы. Для взрослых такие случаи – повод пересмотреть свое отношение к детским достижениям.

Повторяйте правила перед игрой. Даже если вы не впервые устраиваете с маленькими гостями игру в футбол, будет нелишним напомнить основные моменты, которые обычно нарушаются: не трогать мяч руками и не толкаться. Убедитесь, что правила игры понятны всем, а дети примерно одинаково владеют навыками и находятся в одной возрастной категории. Коллективные игры предполагают, что у всех есть одинаковый шанс выиграть – только в этом случае игра кажется детям честной, и участвовать в ней они захотят еще раз.

Адаптируйте игры под разный возраст. Если в прятки вовлечены участники разных возрастов, предложите дать младшим фору. Пусть ведущий считает не до двадцати, как обычно, а до тридцати пяти, чтобы малыши успели спрятаться. Если игра не подразумевает форы, лучше отказаться от нее в пользу другой или отвлечь младших другим занятием. Например, если большие дети играют в бадминтон, предложите маленьким его облегченный вариант: вместо волана выдайте им воздушный шарик, а вместо ракеток – бумажные тарелки. Эта игра будет им под силу.

Позволяйте детям сочинять свои правила. Даже если это их личная версия игры в жмурки, далекая от оригинала – творческий подход всегда приветствуется, но только если остальные игроки готовы соблюдать новые порядки. Становясь авторами правил, оказываясь в роли ведущего или судьи, дети чувствуют ответственность и с большим вниманием следят за тем, чтобы правила соблюдались остальными участниками.

Поздравляйте победителя. Пусть одной из важных традиций будет – протягивать руку тому, кто выиграл, и говорить ему «Поздравляю!» Посмотрите с детьми спортивную трансляцию, где в конце матча игроки обеих команд пожимают друг другу руки. Поначалу детям трудно протягивать руку от души: перевешивает чувство досады от собственного проигрыша. Но если вы сами продолжаете уважительно относиться к победителям и всегда первыми их поздравляете, ребенок однажды начинает действовать так же.

Поддерживайте проигравших. С самыми маленькими работает система утешительных призов и игр, где не бывает проигравших: отрезать с завязанными глазами сюрпризы на ниточке не обидно, ведь подарки достаются всем. Но в «больших» играх чаще всего есть как победители, так и те, кто остается без призов. И стоит научить ребенка достойно вести себя, оказавшись на первом месте: не хвалиться перед другими, не дразнить тех, кто ему уступил, не демонстрировать полученный приз, вызывая обидные чувства у окружающих.

На кубике выпала двойка, а ребенок шагает на пять кружков вперед? Возьмите паузу в игре и объясните, что происходит не так. Не нужно реагировать слишком бурно, называть ребенка обманщиком или вовсе отказываться от игры. Спокойно скажите: «По правилам нужно делать столько шагов, сколько цифр на кубике» и покажите, как вернуться назад.

Ребенок пробует разные линии поведения, и они не всегда бывают честными. Но задача взрослых – контролировать такие моменты и дать понять: вы замечаете непорядок, и остальные игроки тоже в курсе, когда кто-то поступает нечестно, но каждому дается шанс на исправление. Если ребенок продолжает хитрить, то рано или поздно сталкивается с тем, что с ним не хотят играть другие дети, а так же видит, что в серьезных, особенно спортивных играх, очки, заработанные обманным путем, не засчитываются, а ударивший игрока на поле, получает удаление. И это заставляет его задуматься о том, чтобы все-таки вести себя честно.

Может оказаться, что ваш ребенок играет по правилам, а жульничает его оппонент. Пока дети маленькие и играют под наблюдением, мы можем вмешаться в спорную ситуацию и напомнить правила, предложить переиграть кон или сделать перерыв в игре, которая стала слишком напряженной. Для случаев, когда дети начнут играть без присмотра взрослых, важно научить их оставаться вежливыми даже в неприятный момент. Не поддерживать инициативу нечестной игры, начатую кем-то другим. Заменять эмоциональные выкрики «Уйди отсюда» на сдержанные «Мне не хватает места, отойди, пожалуйста, на два шага в сторону». Хвалите ребенка за вежливое поведение во время игры: отмечайте, как здорово, что он терпеливо ждал своей очереди, не пытался бросить мяч большее количество раз, чем положено, пригласил в игру новеньких и вместе со всеми похлопал победителю.

Для напоминания можно разработать памятку честного игрока, повесить на видном месте и обращаться к ней всякий раз, когда в игре возникнут недоразумения. В памятку можно включить, например, такие правила:

  1. Я уважаю соперника и пожимаю руку победителю.
  2. Я никому не причиняю вреда: не толкаюсь, не ставлю подножки, не обзываюсь.
  3. Я не хвастаюсь, когда выигрываю у кого-то.
  4. Я не жалуюсь, когда проигрываю.
  5. Я стараюсь не только выиграть, но и получить удовольствие от игры.

«Здорово сыграли!», «Ты сегодня был молодцом», «Вот это было веселье!» – находите слова, которые расскажут о том, какое удовольствие вам доставила игра с детьми. Даже если вы не стали победителем. Или если, наоборот, пришли к финишу первыми. Видя, что ребенок расстроен результатом, подбодрите его: «В следующий раз получится!», «Будем еще стараться!» Слова поддержки важны в любом случае, но преувеличивать расстройство от проигрыша в «Морской бой» или пионербол все-таки не стоит. В конце концов, это всего лишь игра!