Психология

Вражда взрослых братьев и сестер: где родители допустили ошибку

Почему между взрослыми братьями и сестрами существует вражда? Психолог Мария Баулина рассказывает, какие ошибки в воспитании могли допустить родители.

Глядя на конфликты детей и их ревность, родители надеются, что рано или поздно они перерастут эти проблемы и станут поддержкой друг другу в будущем. Однако годы идут, а отношения между взрослыми братьями и сестрами остаются прохладными. Какие ошибки в воспитании могли привести к этому? Давайте разбираться.

Сравнения

Непроизвольное сравнение детей, безусловно, свойственно всем родителям, поскольку опыт воспитания старшего ребенка так или иначе влияет на обращение с младшим.

Однако вовсе не обязательно озвучивать соображения вслух. Независимо от сравнения и ситуации, в котором оно происходит, «худший» ребенок интерпретирует его однозначно: «Родители рады мне меньше, чем брату (сестре)». Возможно, он захочет стать лучше, умнее, сильнее и послушнее, и воспитательная цель будет достигнута. Однако эмоциональный отрыв от брата или сестры лишь увеличится.

В зрелом возрасте они продолжат свое соревнование:

только на смену школьным оценкам придут машины, должности, квартиры или достижения собственных детей.

Взрослые братья и сестры вполне могут исправить этот родительский промах, если в один прекрасный момент кто-то из них просто прекратит конкуренцию. Ведь совсем не сложно в ответ на новость о покупке новой газонокосилки сказать: «Какой ты молодец! Теперь твой газон будет еще лучше!»

Распределение ролей

Разделение на «большого» и «маленького», «умницу» и «красавицу» закрепляет за каждым ребенком роль, которую ему затем приходится играть всю жизнь (или активно с ней бороться!).

В основе такого подхода в воспитании изначально лежит несправедливая идея о стабильности тех или иных качеств ребенка. В результате получается, что 6-летний мальчик, ставший в этом возрасте старшим братом, является «большим», а его младший брат, достигший этого же возраста, все равно остается «маленьким».

Многие родители не замечают абсурдности этой ситуации,

помогая материально 30-летнему «малышу», в то время как его старшему брату или сестре пришлось самостоятельно обеспечивать себя в 18.

Любые навязанные стереотипы ограничивают развитие ребенка или отнимают много сил и времени на их опровержение. Поэтому и родителям, и самим взрослым детям важно научиться оперативно реагировать на возникающие изменения в их поступках, мнениях, имидже и других сферах.

Изоляция

Некоторые родители, стремясь ограничить конфликты или уменьшить проявления ревности, стараются разделить детей.

Тогда кто-то из них становится «маминым», а кто-то — «папиным» или «бабушкиным» и так далее.

В итоге конфликтов действительно становится меньше, однако дети растут в семье не вместе, а просто рядом друг с другом, существуя как будто в параллельных мирах.

Например, пока старший ребенок находится в школе, мама возится с малышом. Когда школьник приходит домой, малыш отправляется гулять с бабушкой. За удобством разделения функций между взрослыми таится опасность изоляции братьев и сестер друг от друга.

Однако никогда не поздно начать искать общие точки пересечения интересов и придумывать совместную деятельность.

При этом важно культивировать в детях убежденность в том, что сам факт наличия брата или сестры — это большая жизненная ценность и удача.

Не стоит делать акцент лишь на практической стороне вопроса («У тебя всегда будет к кому обратиться за помощью»).

Брат или сестра — это свидетель и соучастник всего хорошего, что было в детстве, еще одно продолжение любимых родителей, бабушек и дедушек и просто родной человек.

Полное равноправие

Тенденция, ровно противоположная предыдущей, также чревата холодными отношениями между взрослыми братьями и сестрами.

В этом случае родители настаивают на необходимости все и всегда делать вместе, делить вещи, игрушки и еду поровну, а то и одинаково одеваться и стричься, если позволяют пол и возраст ребят.

Взрослым кажется, что тем самым они смогут устранить поводы для конфликтов, однако чаще всего детская реакция оказывается ровно противоположной.

Отстаивая свое право на индивидуальность и личное пространство, ребенок старательно ищет возможность существовать отдельно от брата или сестры.

Кроме того, ревность чужда рациональности, и это подтверждают всем известные факты: даже имея две абсолютно одинаковые игрушки, дети могут игнорировать свою и требовать чужую.

Для развития чувства солидарности и семейственности можно использовать самостоятельно созданные и уже существующие традиции, совместное времяпрепровождение за настольными играми и ужинами, поддержку детей при выступлениях на концертах или конкурсах и так далее.

Невмешательство

Политика предоставления полной свободы в разрешении конфликтов под лозунгом «Пусть сами разбираются!» приводит к тому, что дети не имеют возможности обучиться конструктивному диалогу. В результате побеждает сильнейший или более расторопный.

Многочисленные детские обиды накапливаются и остаются актуальными и для 16-летних, и для совсем уж «больших», 60-летних, детей.

Удивительно, но даже старики иногда с горечью вспоминают об эпизодах, когда старшие братья или сестры не принимали их в игру.

Чтобы этого не произошло, необходимо прорабатывать все проблемные ситуации вместе со взрослым, который должен выступать посредником между детьми.

Только так братья и сестры смогут понять чувства и мотивы друг друга, подобрать необидные слова для отказа и верный тон разговора.