Психология

Вопрос экспертам: почему ребенок сторонится сверстников

Психологи часто называют семилетний возраст точкой отсчета стремительного повышения социальной активности. Так почему же иногда ребенок младшего школьного возраста добровольно выбирает уединение вместо того, чтобы играть со сверстниками?

Если малышам свойственно не пускать других детей в свою игру, то стремление к одиночеству у младшего школьника может вызвать недоумение. Воспитатели в детских лагерях иногда наблюдают картину: мальчик или девочка время от времени отстраняется от группы и подолгу проводит время наедине с собой.

На вопрос «Тебя кто-то обидел?» вожатые могут услышать, что все хорошо. И здесь есть два варианта: либо это действительно так, либо ребенку нужна помощь взрослых, но он ее не просит.

Чтобы разобраться, что происходит, мы попросили психологов ответить на три главных вопроса:

• по каким причинам младшеклассник сторонится сверстников;

• когда это считается нормой;

• как понять, что ребенок действительно нуждается в вашей помощи.

Основные причины такого поведения

Ирэна Похомова

Комментирует Ирэна Похомова, детский психолог

Причин того, что ребенок в возрасте 7-10 лет предпочитает находиться в одиночестве, нежели играть со сверстниками, может быть несколько. Основные из них:

1. Темперамент. Если это ребенок сенситивного или восприимчивого темперамента, то по природе своей ему уютней, когда он находится один или в знакомой компании, где очень мало детей.

2. Чрезмерная опека родителей. Если мама слишком беспокоится за сына или дочку, проявляет излишнюю заботу, то ребенок растет неуверенным, несамостоятельным и, как следствие, не очень общительным. Любое взаимодействие с другими детьми вызывает у него тревогу, и он максимально старается его избежать.

3. Замкнутость родителей. Если родители малыша ведут очень закрытый образ жизни, мало и редко с кем общаются, предпочитают проводить время дома за книгой, телевизором, чем в обществе, то ребенок может перенять эту модель поведения как единственно верную и придерживаться ее.

4. Сложная, некомфортная для ребенка ситуация в школе или во дворе. Предположим, ребенка в школе обзывают, смеются над ним, не хотят с ним общаться. И тогда такой малыш может пойти по принципу наименьшего сопротивления — не общаться совсем, чтобы не испытывать боль.

Он может отказываться ходить в школу, говорить, что ему дома спокойней, лучше. Хотя потребность в общении при этом может быть очень высокой.

Тот случай, когда для беспокойства нет причин

Владислав Сотников

Комментирует Владислав Сотников, директор реабилитационных программ Благотворительного фонда «Шередарь», клинический психолог, кандидат психологических наук

Какими мы привыкли видеть семилетних детей? Конечно, веселыми, беззаботными и непосредственными. Они со скоростью реактивного самолета носятся по коридорам школы и летним дворам, провожаемые взглядами строгих учителей и бдительных бабушек.

В глубине души многие родители хотят видеть своих детей именно такими.

Поэтому они и бьют тревогу, если их чадо отказывается от игры со сверстниками, хочет уединиться и проводит время в одиночестве.

Тысяча причин может стать объяснением этого недоумения — болезнь, проблемы в школе, влияние социальных сетей и другие страшные предположения, какие только способны появиться в родительской голове. Все это важно исключить. И если вы не нашли ничего подозрительного, можно говорить о необходимости принять тот факт, что дети иногда нуждаются в одиночестве. И вот почему.

Им это может быть просто необходимо физиологически. Современная информационная среда и интенсивный стиль воспитания, когда ребенок должен посетить десяток секций на неделе, требуют затрат большого количества энергии.

И восполнить ее можно за счет «одиноких передышек» — периода физиологической перезарядки.

Обычно в этом нуждаются дети-меланхолики, так как этому типу темперамента свойственен высокий уровень чувствительности и быстрая истощаемость нервной системы. Но объяснять такое поведение ребенка только его темпераментом нельзя, ведь он всегда маскируется воспитанием, социумом и так далее.

Порой изоляционному поведению способствует семейный уклад. Как часто сами родители выходят в гости? Есть у семьи друзья? Привык ли ребенок заводить знакомства и общаться с новыми людьми? Требовать от ребенка то, что является для семьи чем-то новым, по меньшей мере странно.

Если ребенку просто иногда хочется побыть одному, а после этого он возвращается в семью, класс, к сверстникам — счастливый, довольный и работоспособный, то проблемы в этом нет и искать ее здесь не стоит.

Как говорил один из отечественных общественных деятелей: «Не чешите там, где не чешется».

Как распознать, что ребенку нужна ваша помощь

Юлия Богомолова

Комментирует Юлия Богомолова, детский психолог, старший консультант в онлайн-школе TutorOnline

Младший школьный возраст — один из самых значимых периодов для формирования личности. Ребенок идет в школу, меняется его распорядок, он вынужден приспосабливаться к новым условиям, считаться с окружающими, учиться правильно себя вести — одним словом, социализироваться.

И если социализация — это формирование личности «вовне», то параллельно происходит еще один процесс, который скрыт от глаз окружающих. Речь идет о самопознании.

Дети по-новому узнают самих себя в изменившихся условиях: один ребенок может переживать изменения через непосредственный контакт с родителями, новыми друзьями, учителями, а активность другого направляется внутрь — ребенок испытывает потребность наблюдать, а не действовать.

Сразу бить тревогу и впадать в панику, если школьник замкнулся и не хочет, что называется, прямо с порога заводить друзей, не стоит.

Но следует запомнить несколько правил, которые помогут разобраться в ситуации.

Прежде всего, внимательно наблюдайте за ребенком. Он всегда был активным, имел склонность к лидерству, легко заводил знакомства, а в школе вдруг стал замкнутым и нелюдимым? Или же ваш малыш всегда умел сам себя развлечь и не нуждался в постоянной компании? Не все дети должны иметь 100500 друзей.

Если всегда веселый и активный ребенок резко и, на первый взгляд, беспричинно замкнулся в себе, первое, что стоит сделать родителям, — поговорить. Но под «поговорить» подразумевается не допрос с пристрастием, а доверительная беседа на равных, дружеский ненавязчивый разговор.

Дайте ребенку понять, что вы в любом случае на его стороне. Он должен чувствовать себя защищенным и любимым, он должен видеть в вас друга.

Лучше всего сразу не задавать вопрос в лоб: «Почему ты такой грустный? Что случилось? Кто-то тебя обидел?».

Во-первых, ребенок может сам до конца не понимать причину своего подавленного состояния. Во-вторых, если он не видит в вас друга, он не станет жаловаться и откровенничать.

Если выяснится, что ребенок не хочет общаться со сверстниками из-за конфликта (например, в школе его обижают, дразнят), необходимо углубленно разобраться в ситуации.

Однако причин столь очевидных, как буллинг, может и не быть. Ребенку может просто быть некомфортно в новом коллективе. И в данной ситуации очень важно понимать следующую закономерность: чем более доверительная и психологически комфортная атмосфера в семье, тем проще ребенку смириться с некоторыми неудобствами в школьном или любом другом коллективе.

Если ребенок знает, что в семье он найдет поддержку и опору, он легко справится с любыми трудностями.

Если ребенок не испытывает потребности постоянно находиться в коллективе (и это не следствие конфликта или какой-либо травмирующей ситуации), не давите и не заставляйте. Не формируйте в нем ощущение собственной неполноценности.

У каждого человека (и ребенка, и взрослого) есть свой коммуникативный порог. Кто-то не может провести в одиночестве и часа, а кому-то вполне достаточно одной-двух встреч с друзьями в месяц, чтобы чувствовать себя значимым и любимым.

К слову, чем более самодостаточен человек, тем легче он переносит одиночество.

Фото: Shutterstock