Психология

Вопрос экспертам: почему ребенок играет со странными предметами

С одной стороны, удобно, что такие дети не закатывают истерик в магазинах игрушек с требованием «Купи!». А с другой, возникает вопрос: а нормально ли это, когда малыш игнорирует детские игрушки и возится с вещами, на которые другие дети даже не смотрят?

Со своей историей к «Летидору» обратилась одна обеспокоенная мама. Мы тут же связались с несколькими психологами, которые высказали свою точку зрения на эту ситуацию.

Моему сыну Никите три года и у него куча разных игрушек. Папа не упускает ни одной возможности купить сыну новую машинку, паровоз или конструктор. А ребенку все это не надо, он выбирает для игры разные странные предметы. Например, недавно нашел коробку из-под обуви и долго с ней возился. Когда я спросила, что он там с ней делает, он ответил, что это дом, в котором живут вилки и ложки. Он целый час терпеливо складывал их туда. Мне кажется, для трехлетнего ребенка это странно.

Еще Никита обожает бумажные полотенца. Он разматывает их, расстилает по комнате, а потом ходит, как по тропинке. Говорит, что он построил дорогу и теперь по ней гуляет. А игра с водой — это особая страсть: в ход идет любая посуда, кастрюльки и баночки. И вот, когда вся кухонная утварь принесена в комнату, малыш начинает набирать туда воду, а потом переливать туда-сюда. Эта игра доставляет ему особое удовольствие.

Меня давно волнует такой вопрос: почему сын не интересуется игрушками? Когда мы были на детской площадке, вместо того чтобы строить куличи с другими детьми или насыпать песок в грузовик для совместной стройки, сын… строил домик из камушков. Он никому не разрешал участвовать в его игре — у него своя, собственная стройка!

Как и другие дети, он бегает и прыгает, играет со мной в догонялки. Но сверстники и игрушки ему не нужны. Вот мы и думаем с мужем, нормально ли такое поведение? Это особенность характера или особенность развития? Чего нам ждать дальше?

Комментирует Татьяна Оникова, детский игровой психотерапевт и директор Института Практической Психологии и Психоанализа.

Вы пишете, что вас беспокоит, как ребенок играет и общается со сверстниками. И, похоже, действительно игра ребенка, его способ общаться с окружающим миром не вписываются в ваше представление о том, как это должно быть.

Ваше волнение понятно, ведь вы хотите быть хорошими родителями для своего ребенка и готовы сделать для него многое. Возможно, даже слишком. Папа не упускает случая, чтобы купить ребенку новые игрушки, но они ему неинтересны. Вы ходите с ним гулять и проводите вместе время, внимательно приглядываясь и пытаясь понять, а все ли вы делаете для ребенка, достаточно ли он развивается.

Само по себе игровое поведение ребенка, которое вы описываете, не говорит о какой-то проблеме.

Ребенок исследует окружающий мир, и ему нужно пространство для фантазии и реализации своих собственных творческих идей. Довольно трудно это сделать, когда функции предметов предопределены и известны. Возможно, ваш ребенок — творческая личность, и идеи, возникающие в его голове, требуют такого выражения. Или, например, дети играют с песком и строят куличики, а Никита норовит строить рядом дом из камушков, потому что в его голове в настоящий момент есть именно такой замысел.

А нежелание играть в общие игры может быть связано с интровертностью. Ведь с вами и с близкими он чувствует себя довольно хорошо.

Конечно, не видя ребенка и не зная всех аспектов его личности, довольно трудно сделать вывод о том, что нормально, а что является поводом для беспокойства.

Это можно сказать только после психологической диагностики. Но, похоже, в вашей ситуации вам можно подумать о том, как принимать ребенка таким, какой он есть, и прислушиваться к его потребностям.

Комментирует Евгения Куликова, психолог-логопед, заместитель генерального директора Монтессори-клуба «Созвездие».

У ребенка после 2-х лет начинает развиваться воображение, пик этой активности проявляется в 3-4 года. Поэтому дети начинают использовать в своих играх предметы быта, такие как коробки, ложки, кастрюли, покрывала, которые гораздо интереснее, чем купленные родителями в магазине игрушки.

С обычными игрушками ребенку все понятно: он знает, что делать с машинками, паровозиками, солдатиками, куклами. Для детей в этом возрасте важно экспериментировать, воображать, творить. Ребенок хочет быть самостоятельным, копирует действия взрослых и играет предметами, в которые «играют» родители, изучает их, проводит эксперименты.

Не нужно поучать ребенка, он прекрасно справляется с познанием мира. Показывайте свое одобрение и ни в коем случае не упрекайте, если малыш залез не туда, взял не то.

Главное — следите, чтобы эти предметы были безопасными для вашего малыша,

и обязательно показывайте на собственном примере, как пользоваться ими. Играйте вместе с ребенком, творите и экспериментируйте вместе.

Комментирует Светлана Бибикова, социальный психолог и бизнес-тренер.

Читая эти строки, я думала: «А в чем же тут подвох? Что странного или необычного мама и папа увидели в поведении своего малыша?» Может быть, родители умалчивают еще о чем-то действительно странном в поведении ребенка? Я имею в виду жестокость, молчание, отсутствие эмоций или, наоборот, излишнюю эмоциональность. Но ничего этого в тексте я не увидела.

Нормальный спокойный мальчик, с отличной фантазией и интересом к миру, который его окружает.

Замечательно, что способен сам находить для себя занятия: это залог того, что во взрослой жизни он сможет самостоятельно определяться со своими устремлениями.

Что можно посоветовать вот так, не зная всей совокупности факторов, не видя родителей и самого ребенка? Привожу несколько рекомендаций:

• Полезно вспомнить — а если не помните, спросите у своих родителей, — во что вы сами играли в детстве. Уверена, что многие игры покажутся вам еще более странными (например, забираться под кровать и представлять себе, что ты — тапочек; или что тебя зовут Буля, а твой друг — это оторванный кусок обоев с жирным пятном).

Со стороны это может вызывать изумление, но, поверьте, детская психика развивается именно в игре, и вовсе не в такой, какой вам хотелось бы.

• Поменьше ориентируйтесь на «правильное» поведение других детей: вполне может быть, что этим детям и поиграть не с кем дома. С ними не церемонятся, а потому они предпочитают общество сверстников, а не компанию родителей, с которыми скучно.

• Помните о том, что если ребенку дома хорошо, родители любят его, разговаривают с ним, просто находятся рядом, но не лезут в его игру, то у такого малыша вырабатывается иммунитет к дурному влиянию улицы.

В заключение хочу вас успокоить: ваш ребенок ведет себя вполне адекватно своему возрасту, если все так, как вы описываете. Когда ему будет 5-6 лет, он начнет втягиваться в отношения с другими детьми.

Фото: Shutterstock