«Война не сможет стать для нас тем, чем она была для наших мам и бабушек»: колонка подростка
«Твой прадед воевал», — говорит мама и показывает мне черно-белое фото, на котором изображен парень чуть старше меня. Я смотрю на него, пытаюсь что-то почувствовать и не могу. Прадедушка умер за пятнадцать лет до моего рождения, и для меня он — больше часть семейной истории, чем реальный человек.
Мама, конечно, знает больше, но это детские воспоминания — дед часто приезжал в гости и, по ее словам, про войну рассказывать не любил. Было и было, слава богу, что прошло.
А вот бабушка не может говорить об отце без слез, она была его любимицей, и для нее он, хоть и давно ушедший, — всегда живой.
И он, и братья матери, которые ушли на фронт. На двоих пришли похоронки, а третий после серьезной контузии вернулся практически ребенком, как говорили в деревне ласково, «дурачком», и всю жизнь прожил у родственников. Когда речь заходит о Великой Отечественной, то конфликт трех поколений становится выпуклым. Взрослые не очень умело пытаются передать нам то, что передать невозможно, и выходит сплошной пафос, газетные штампы: подвиг всего советского народа, мужество и героизм, проявленные солдатами в кровопролитных боях с немецко-фашистскими захватчиками, миллионы погибших…
В школу приходят ветераны — не те, кто воевал, таких в нашем городе уже не осталось. В основном это бабушки и дедушки, заставшие войну детьми.
Нас заставляют учить стихи, родительский комитет покупает гвоздики, и их вручают рассказчикам.
Попробуй только не прийти на встречу!
О войне рассказывать сложно, особенно сейчас и особенно подросткам, поэтому зачастую выбирается самый простой, без подводных камней, путь — мифологизация.
Тогда, на фронте и в тылу, люди мужественно сражались и героически погибали ради счастья других. Не было трусости и предательства, страха, подлости, пессимизма — никаких человеческих слабостей. Войну превращают в греческие мифы — что-то героическое, но не имеющее никакого отношения к реальной жизни.
Второй по популярности способ донести до нас трагедию — это упреки и обвинения. Фразы вроде «твои ровесники мосты взрывали, под пытками держались, а ты даже параграф выучить не в состоянии!» можно часто услышать от родителей или педагогов.
Ты ноешь, что не можешь из-за карантина пойти поесть гамбургеров, а дети в войну хлеба досыта не ели.
Максимум, что такие беседы вызывают, — комплекс неполноценности и раздражение. Да, мы (да и вы, кстати, тоже) не гибли под пытками и не теряли всех близких, не ели хлеб из крапивы и не работали по 18 часов на заводе. Но как-то неправильно ставить это в вину.
Возможно, читатели на этом моменте спросят: «И что, совсем теперь про войну не рассказывать, потому что бедных подростков все травмирует?» Конечно, нет, но, может быть, доверить это тем, кто умеет рассказывать? Есть художественные книги, фильмы, стихи, песни — и отклика они вызывают гораздо больше. Тем более, что многие из советских произведений о войне создавались людьми, непосредственно имевшими отношение к боевым действиям.
Я углубленно изучаю историю, и поэтому мне особенно интересен художественный взгляд на то, что я до этого видел только в виде стрелок на карте и цифр в учебнике.
Кстати, хороший и легко читаемый источник информации о войне — мемуары.
Они часто доходят до печати далеко не в первоначальном виде, но, тем не менее, из них можно многое почерпнуть. Там, в них, живые люди, которые далеко не всегда вели себя как герои и думали как герои. Им было временам страшно, они, как и мы, дружили, шутили и тосковали по дому.
Однажды я был с родителями на экскурсии в Мышкине и увидел памятник — выбитые на огромных листах письма бойца домой. Настоящие письма настоящего человека, который ушел на фронт и не вернулся. И они проняли меня гораздо больше, чем все школьные мероприятия к 9 Мая вместе взятые.
Надо понять и принять — для нас война не сможет стать тем, чем она была для наших мам и бабушек, и вовсе не потому, что мы бесчувственное поколение. Не надо заставлять кого-то идти вместе с «Бессмертным полком» или возмущаться, что мы не так эмоционально реагируем на истории о сражениях, как хотелось бы вам.
Но это не значит, что нам «наплевать, что деды гибли за наше счастье». Просто мы хотим сделать выводы сами, а не повторять то, что говорят.
И если вам не хочется, чтобы у молодежи военные события ассоциировались с нудными лекциями в школе, георгиевскими ленточками в «Пятерочке» и наклейками на машинах, дайте нам возможность разобраться в этой теме самим.
Читайте нас также в Яндекс.Дзен! Подписывайтесь на наш канал!
Фото: Depositphotos