Психология

Владимир Свириденко: "Цирковое искусство будет цениться всегда"

Владимир Свириденко: "Цирковое искусство будет цениться всегда"

Руководитель цирковой школы при Одесском цирке Владимир Свириденко рассказал "Летидору", где начинается путь на арену, каких детей берут на обучение, и почему, попав в цирк, уйти из него сложно.

фото: Оксана Канивец, журнал "Афиша Одессы"

Владимира Митрофановича, которого все в цирке зовут, конечно же, "Митрофанычем", мы ждем на проходной. Вахтеры - седые старцы - поглядывают с подозрением. Мимо нас медленно проплывает легендарный "Дядя Паша" - человек, работающий в цирке уже пятьдесят лет. Владимир Митрофаныч – в усах, бордовой рубашке и кожаных джинсах, проводит нас внутрь.

Цирк в Одессе старый, таинственный, настоящий, цирку 120 лет. За кулисами Владимир Митрофанович показывает нам стенды с фотографиями. Вот он сам - молодой гимнаст - во время итальянских гастролей пожимает руку Папе Римскому Иоанну Павлу Второму. Вот артист поменял амплуа: он клоун и жонглер. А вот уже катит на одноколесном велосипеде по протянутой над ареной цирка проволоке один из его учеников.

А вот что Владимир Митрофанович рассказал "Летидору" о том, как попасть в цирковую школу и почему из цирка трудно уйти.

О цирковой школе

Нашей школе уже 15 лет, и за это время мы выпустили около 30 номеров международного уровня, с которыми ученики ездят по всему миру, представляют страну.

Конечно, при наборе я отдаю предпочтение детям, которые до этого занимались спортом. Они более серьезные, подготовлены лучше физически и психологически, из них легче лепить. Подкачка, раcтяжка, балет, ритмика. Сначала из новеньких нужно сделать физически подготовленных людей, а только потом можно приступать к трюкам, подготовке номеров. На мой взгляд, ребенок должен быть, во-первых, спортсменом, во-вторых, артистом. Или сначала артистом, а потом спортсменом. 

В нашей школе можно стать гимнастом, эквилибристом, канатоходцем, фокусником. Мальчика или девочку я беру на испытательный срок, присматриваюсь и предлагаю изучить определенный жанр. Говорю: "Ты будешь жонглером, а ты - эквилибристом". У меня глаз наметан. Обычно я не ошибаюсь. 

С животными мы не работаем. С ними много проблем: их надо кормить, поить, они требуют особого ухода. 

Занятия проходят пять раз в неделю с трех дня до пяти-шести вечера. Ребята (сейчас в школе двадцать учеников) приходят после школы или университета. Все уроки бесплатные. А вот костюмы и реквизит изготовляются за счет родителей. Кроме того, реквизит и костюмы - собственность самих ребят, они не остаются в цирке или у меня. Артист должен привыкать, что реквизит он должен делать или покупать сам. 

Мы берем детей от 12 лет , но можем взять и с 11 лет, если ребенок пришел из спорта.

Мы не берем в цирковую школу маленьких детей, в первую очередь, по технике безопасности. Представьте: рядом конюшня, на конюшне стоят лошадки и верблюды. Приезжает программа, конюшня заполнена. В середине конюшни - клетки с медведями, тиграми. Дальше слоновник. Маленький ребенок может не пойти на занятие вверх, а пойти гулять по конюшне. Ведь зоопарк - это так интересно! "Вот какой мишка хорошенький", - подумает малыш, захочет его погладить, а мишка – цап его! Кто будет отвечать за ребенка? Владимир Митрофанович. А я не могу всех бросить и водить малыша за ручку по цирку. 

За кулисы одесского цирка попасть сложно – руководство корреспондентов недолюбливает. Журналисты якобы пишут о том, о чем не следует. В то же время, здесь иногда происходят истории, которые могут случиться только в цирке. Десять лет назад уссурийский тигр вцепился в горло дрессировщице, уволок ее с арены. Артистка погибла. Прошлым летом во время гастролей цирка "Кракатук" одна из воздушных гимнасток сорвалась из-под купола цирка и упала на арену. "Она стала кричать, дети - плакать, мы быстро ушли из цирка" - писали комментаторы в Интернете. Девушка сломала ноги, провела несколько недель в больнице, но сегодня продолжает работать в цирковом шоу "Кракатук". 

Что касается номеров, которые мы готовим в цирковой школе, то никаких смертельных номеров тут нет и быть не может. Я десять раз перестрахуюсь, чтобы с ребятами не случилось неприятностей. За свою жизнь я сам два раза разбивался, падал с высоты и знаю, где, как говорится, соломки подстелить. Выходя на сцену без страховки, артист, конечно, знает, что идет на риск.

Кстати говоря, у многих возникает вопрос по поводу змей, которыми артисты себя обматывают. В таких номерах, насколько я знаю, используются не те змеи, которые жалят, а те, которые душат. Чаще всего питоны. А чтобы питон не удушил дрессировщика, питона очень хорошо кормят перед представлением! Есть много тонкостей в цирке, о которых зритель не знает. В которых ему, может быть, и не нужно разбираться.

Вы только представьте, мы с кем-то из ребят готовим номер. Потом репетиция на арене цирка. Прогон под музыку, но еще без зрителей. У парня или девочки уже что-то получается, и я чувствую, что в человеке начинает расти это чувство – любовь к цирку. И вот – твой выход во время настоящего представления! Ты молодой артист, выбегаешь в зал в красивом костюме, а там аншлаг, музыка. Тут объявляют номер, называют твое имя! Барабанная дробь!

Вот вам наркотик цирка – в хорошем смысле слова. Ты уже болен цирком!

Я сам из спортивной семьи. Мой отец - военный, он увлекался акробатикой, мама спортивная гимнастика, сестра КМС по гимнастике. Я тоже занимался акробатикой и гимнастикой. Многие гимнасты и акробаты приходят продолжать свою карьеру из спорта в цирк. Мы жили через дорогу – и все детство я провел тут в цирке. В спорт пошел именно чтобы попасть в цирк. Работал во всех цирковых жанрах, был эквилибристом, жонглером, закончил карьеру клоуном.

Есть мнение, что цирковое искусство в целом переживает кризис с 80-х годов прошлого века. Все это - полная ерунда! Хорошее уровневое цирковое искусство ценится, и будет цениться всегда. Кто открывал одну из последних церемоний награждения премиями Оскар? "Цирк дю Солей"!