Психология

«Вальдорфская кукла»: особая игрушка для ребенка

«Вальдорфская кукла»: особая игрушка для ребенка

Вальдорфовская педагогика базируется на идее, что ребенок всему может научиться через игру, естественным образом впитывая необходимые для него знания и навыки. Как в этом может помочь кукла и почему взрослым нужно включаться в детские игры?

Чтобы понять отличие вальдорфских игрушек от традиционных, лежащих на прилавках магазинов, нужно совершить маленький экскурс в вальдорфскую методику воспитания детей, или как ее еще называют – вальдорфскую педагогику. Она существует уже более 100 лет и в последнее время приобретает все большую популярность во всем мире, в том числе и в России. Основной подход здесь основан на естественном, не опережающем развитии. Основная идея – ребенок всему может научиться через игру, естественным образом впитывая необходимые для него в данный период знания и навыки – навыки самообслуживания, общения, построение взаимоотношений со взрослыми и со сверстниками.

Еще одно из основных методов воспитания – воспитание через творчество, где ребенок реализует свои фантазии, может дать волю воображению. Взрослые лишь умело направляют его в нужное русло. Такой подход формирует внутренне свободную личность. И вот здесь на помощь родителям и воспитателям приходит вальдорфская игрушка, как неотъемлемая часть вальдорфской педагогики.

Среди остальных игрушек особое значение в воспитании ребенка играет кукла. Именно с куклы начинается знакомство грудничка с игрушками, именно кукла участвует в играх подросшего малыша. Поэтому очень важно, какая она будет, с чего ребенок начнет познавать мир. А познавать его он начинает на ощупь. Поэтому кукла должна быть сделана из приятного мягкого материала.

Что вообще отличает вальдорфскую куклу от обычных игрушек? Это ее натуральность и ручное изготовление. Это всегда тряпичная кукла. В идеале – изготовленная мамой для своего ребенка. На самом деле эта игрушка очень непроста в изготовлении и трудоемка. Сегодня многие мамы, начинавшие когда-то шить таких кукол для своих детей, делают их уже на продажу.

Теперь немного об основных чертах, присущей этой замечательной игрушке. Материал, из которого создается кукла, всегда натуральный – хлопок, лен, шерсть. Набивка – овечья шерсть (никакого синтепона или холлофайбера). Вторая особенность – это соответствие куклы возрасту ребенка. Именно здесь наиболее тщательно соблюдается принцип вальдорфской педагогики о не опережающем развитии. О соответствии куклы возрасту ребенка будет чуть позже. Главное, что должно объединять эти куклы – пропорции. Голова довольно большая, составляет 1\3 часть всего тела куклы. Это соответствует пропорциям детского тельца. Ребенок, играя с такой куклой, получает представление о самом себе, о человеческом теле и человеческом облике вообще. Для развития эмоциональной сферы вальдорфская кукла никогда не наделяется четким выражением лица. Тогда ребенок может в процессе игры наделять ее радостью, удивлением, может заставить ее смеяться или грустить. Это очень важно для развития сопереживания в ребенке.

По мере взросления ребенка «взрослеет» и его кукла

Вальдорфовская кукла и ребенок.jpg

От рождения до двух с половиной лет

В этом возрасте ребенку важна игрушка, которую он будет чувствовать на ощупь. Он должна быть мягкой, нежной и маленькой, так, чтобы ему удобно было брать ее в руки. Игрушка должна быть предельно простой, с круглой плотной головкой и мягким тряпичным тельцем без набивки. Их еще называют куклы-бабочки, узелковые или пеленашки. Лицо у такой куклы не прошивается вообще, для ребенка это пока не имеет значения. Кукла не имеет съемной одежды, ребенок пока не сумеет одеть или раздеть ее. Главное, чтобы кукла оживала в маминых руках, выражая любовь и заботу о малыше.

От двух с половиной до пяти лет

К трем годам ребенок уже достаточно самостоятелен, он уже овладел основными навыками самообслуживания и начинает осознавать себя личностью. Окружающий его мир уже конкретизировался, ему необходима более сложная кукла, похожая на него. Поэтому кукла для детей такого возраста уже имеет руки и ноги, у нее должно быть прорисовано лицо, волосы – пока короткие, съемная одежда. Возможность раздевать и одевать куклу способствует развитию у ребенка мелкой моторики. Тело куклы должно быть пластичным, чтобы в процессе игры ей можно было придать различные позы.

От пяти лет и старше

В пятилетнем возрасте дети начинают осваивать ролевые игры, поэтому кукол должно быть несколько, и они должны быть разные. Объединять их должно одно – они, опять же, должны соответствовать возрасту ребенка. На ручках и ножках кукол уже оформляются пальчики, для них можно сшить несколько сменных нарядов. Это могут быть уже куклы-девочки и куклы-мальчики. Черты лица должны быть уже не просто намечены, а прошиты более выпукло. С этими куклами уже можно разыгрывать целые спектакли, в которых активное участие ребенка будет способствовать его эмоциональному развитию и дальнейшей социализации. Размеры кукол для разных возрастов могут иметь любые размеры, от самых крошечных кукол, которых можно взять с собой на прогулку, до больших – около 50 сантиметров. В любом случае, они должны радовать ребенка, чтобы он не хотел с ними расставаться.

Куклы.jpg

Игра в жизни ребенка занимает важное место, значение ее трудно переоценить. Это способ изучения мира, один из методов социализации ребенка. С помощью игры ребенок воспроизводит жизненные ситуации так, как он их видит. Научить ребенка играть, чтобы он мог занимать себя самостоятельно – это не главная задача родителей. Научить его играть – это значит развивать и воспитывать его. Игра в куклы для маленького ребенка – сложная задача. Не имея жизненного опыта, он не может разнообразить игровые сюжеты. Вот здесь на помощь должны прийти взрослые. Оказывается, куклу можно покормить за обедом, уложить спать, спеть ей песенку – как малышу поет перед сном мама, можно собрать ее на прогулку, покатать в коляске. Много чего можно придумать. В этих играх ребенок познает самого себя, воспринимая ее как свое второе Я.

Вальдорфская кукла, как никакая другая, подходит для таких игр. Они, в отличие от «покупных» кукол, открыты для придания им любых эмоций. Ребенок может сердиться, улыбаться, смеяться, грустить – и в процессе игры наделять этими чувствами свою куклу. Воспользуйтесь моментом, чтобы объяснить ему, почему, например, кукла грустит и что нужно сделать, чтобы ее развеселить, а если плачет – как ее утешить.

Для создания сюжетных игр должны быть соответствующий «реквизит» – кукольная одежда, мебель, машинки и т.п. Но самое главное, чтобы был сюжет. Поэтому на первых порах режиссером должен быть взрослый. И помните, что воспитание игрой – это хорошая возможность избежать нравоучений и научить многому своего ребенка именно через игру. И через творчество, ибо любая игра – это еще и полет фантазии.