Психология

Управление поведением в школе: метод ClassDojo

Управление поведением в школе: метод ClassDojo

Самыми суровыми наказаниям за плохое поведение в трех московских школах, где мне довелось учиться, были визит к директору и вызов родителей. В Малайзии и Индии за опоздания, болтовню и хамство до сих пор бьют учеников розгами, но большинство стран, к счастью, отменило телесные наказания. Самый современный способ борьбы за дисциплину придумали два англичанина из компании ClassDojo. Они сделали приложение для смартфонов, которое позволяет преподавателям менять поведение своих учеников.

Самыми суровыми наказаниям за плохое поведение в трех московских школах, где мне довелось учиться, были визит к директору и вызов родителей. Последнее так ни разу и не случилось, а первое оказывалось не таким страшным, как рисовалось в коридоре, на пути к кабинету. Но доходило до этого редко. Чаще всего учителя грозно сдвигали брови, поднимались из-за стола и железным голосом произносили: "Иванов!" За этим следовал взгляд, еще более суровый, и угрожающее шипение о последствиях, которые ждут непослушного Иванова в ближайшем будущем (на перемене). Как только учитель отворачивался, Иванов непременно корчил рожу, чем провоцировал сдавленное хихиканье в последних рядах. Занятие продолжалось.

В Малайзии и Индии за опоздания, болтовню и хамство до сих пор бьют учеников розгами, но большинство стран, к счастью, отменило телесные наказания. Некоторые, кстати, совсем недавно — в Греции старшеклассников перестали шлепать всего семь лет назад. На смену физическому пришло оружие психологическое. Кроме бровей и шипения, учителя используют роли учителя-мучителя, учителя-друга и учителя, которому все равно. В особо непослушных случаях и то, и другое, и третье работает не слишком успешно. Полученный урок условный Иванов забывает уже к концу занятия.

Самый современный способ борьбы за дисциплину придумали два англичанина из компании ClassDojo. Они сделали приложение для смартфонов, которое позволяет преподавателям менять поведение своих учеников.

Как это работает? У каждого ребенка в классе появляется собственный профайл с количеством очков. За достижения — например, работу в команде и креативность — очки прибавляются, за проступки — отнимаются. Чем больше очков, тем выше уровень. У каждого профайла — свой аватар: зеленый монстр с одним глазом или гибрид панды с тремя. Все это учитель проецирует на доску, так что аватары радуются и расстраиваются на глазах у всего класса. Изменения в поведении учеников начинаются уже через неделю.

За пять месяцев существования ClassDojo начали использовать больше 70 000 учителей. У приложения нет ни рекламы, ни маркетинга — новости о нем распространяются только в режиме сарафанного радио. У такого успеха есть несколько секретов.

Профессора из Стендфордского и Колумбийского университетов, которые работали над психологической структурой приложения, основывались на теории положительной дисциплины. Это можно назвать "методом кнута и пряника", если пряник сделать в три раза больше кнута, который, в свою очередь, должен превратиться в тросточку. Согласно такой теории, детей нужно как можно чаще ловить на хорошем поведении и как можно охотнее за это хвалить.

"У школьника есть два способа обратить на себя внимание", — рассказывает сооснователь ClassDojo Сэм Чаудхари. — "Хорошими оценками от учителя, и проказами — от сверстников. А как быть ребенку, которому не даются академические достижения? Ему все равно хочется внимания. Единственный выход — плохо себя вести". Фокус на хороших поступках дает возможность признания всем детям в классе и предотвращает саму причину плохого поведения: хамить больше не круто, круто думать и писать интересные доклады. Концепция, которую не успела запатентовать Пионерская организация.

Моментальная реакция — другой важный принцип работы ClassDojo. Как только Джону поставили "Отлично" за сочинение, розовый слон в его профайле получает +1 за углубление в тему. А когда Кейт и Мэри вместе настроили микроскоп, их аватары сразу же награждаются очками за работу в команде. Ни очки, ни уровни не имеют никакой материальной ценности, но получать их, как выяснилось, нравится всем.

Результаты, набранные детьми за неделю, преподаватель отправляет родителям. В будущем приложением смогут пользоваться и они. Забияки остаются ими и дома, но семья, в отличие от учителя, не может каждый день наблюдать, что и почему делают дети.

В профайлах хранится вся информация о том, за что прибавились и почему пропали очки — таким образом, можно лучше понять сильные и слабые стороны ребенка. За работу над поведением дома ClassDojo будет брать деньги — пока что программа бесплатная. Скачать ее может любой преподаватель, независимо от страны, в которой он живет: правда, если в ней не говорят по-английски, приложение придется перевести.

При всей простоте и геймофицированности ClassDojo преследует не на шутку глобальные цели. "Мы не хотим превратить детей в паинек — мы хотим вырастить хороших людей", — рассказывает Сэм.

Еще одна научная база приложения — исследование Джеймса Хекмана о дошкольном развитии детей. Его результаты, полученные через 40 лет начала работы, показали: если акцентировать внимание на развитии личностных качеств человека с самого раннего возраста, выиграют все социально-экономические сферы его жизни.

Казалось бы, чем еще занимаются в школе, если не развитием личности? Читаешь "Преступление и наказание", значит, понимаешь про хорошо и плохо. Играешь в баскетбол, значит, будешь успешно работать в команде. "Одного из другого совсем не следует", — считает Сэм. — "Как насчет тех, кто не играет?. Подразумевается, что концентрация, лидерство, умение принимать решения будут развиваться сами собой, и в итоге эти качества просто игнорируются. Мы исправляем эту ошибку".

Воспитайте хороших людей, и оценки подтянутся. ClassDojo сделали первый шаг в этом направлении, начав с поведения — верхушки айсберга, которым является личность. Сработает ли это с Ивановым, пока не ясно. Но, надеюсь, скоро узнаем.