Психология

Улучшить память и справиться с невнимательностью

Улучшить память и справиться с невнимательностью

Самые частые жалобы родителей, которые приводят к нейропсихологу ребенка, это «плохая память» и «невнимательность». Чаще всего, возникает этот запрос в переходные периоды – когда ребенок начал ходить в детский сад, когда готовится к школе, когда идет подготовка к ГИА и ЕГЭ.

В ряду специалистов, работающих с детьми, обособленно стоит такой специалист как детский нейропсихолог. Немногие из родителей знают, что это за специальность и когда стоит обратиться именно к нейропсихологу. «Летидор» поговорил с кандидатом психологических наук, руководителем кафедры клинической психологии с Центром интеллектуального развития Московского психолого-социального университета, автором книг Андреем Цветковым.

фото для интервью

О нейропсихологии

Нейропсихология – это наука о том, как высшие психические функции, такие как речь, мышление, память, внимание, «привязаны» к нашему мозгу. За счет знания о том, как работает мозг, нейропсихолог может восстановить у взрослого или сформировать у ребенка нарушенный психический процесс. А также нейропсихолог через исследование психики может выявить болезни нервной системы и указать, где локализуется очаг болезни.  

Эта наука в нашей стране скорее пока экзотика, хотя наиболее заметное ее направление именно в России и зародилось. Чтобы стать грамотным нейропсихологом, обычного базового образования мало. Помимо психологии нужно хорошо знать неврологию, психиатрию, лингвистику, педагогику. Наши методы –  не «книжные», есть множество моментов, о которых можно прочесть, но для реальной работы их надо освоить практически. Мало того, учиться нужно постоянно, знание о мозге во всем мире расширяется сейчас достаточно стремительно. Так и получается, что грамотных нейропсихологов мало, а те, что есть – нарасхват.

187674139.jpg

Самые частые жалобы родителей, которые приводят к нам ребенка, это «плохая память» и «невнимательность». Чаще всего, возникает этот запрос в переходные периоды – когда ребенок начал ходить в детский сад, когда готовится к школе, когда идет подготовка к ГИА и ЕГЭ.

При любых проблемах с познавательной сферой, если ребенок не справляется с учебой и явно отличается в этом плане от сверстников, стоит обратиться к нейропсихологу, хотя бы для специальной диагностики. «Обычный» психолог может отлично проводить развивающие занятия, но часто не может найти причину, в итоге работа с ребенком идет вхолостую.

Еще одна группа обращений – после постановки какого-то диагноза врачами или логопедом. Аутизм, ДЦП, задержки развития любого рода, очень много обращаются с детьми, которые по каким-то причинам не начали говорить. Все это тоже «наши» запросы, здесь есть с чем поработать нейропсихологу.
Многим известный сейчас синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – это еще одна «наша» сфера работы. Бесполезно призывать невнимательного и гиперактивного ребенка к порядку, «строить» его, от этого становится только хуже. Нейропсихолог проведет специальную диагностику и при необходимости будет заниматься с ребенком, чтобы помочь ему преодолеть трудности.

При любой неврологической патологии также потребуется помощь нейропсихолога. Врач-невролог лекарствами, физиотерапией и прочим выправляет работу «процессора» в нашем внутреннем «компьютере». Но поставить нужное «программное обеспечение» он не сможет, это не его задача. Здесь должен подключаться нейропсихолог.

Если говорить о возрасте ребенка, то в чистом виде работа начинается с трех лет, для более раннего возраста нейропсихологических методов попросту не разработано. Верхнего предела нет, ведь закономерности развития психики едины на всем протяжении жизни.

478043709.jpg

Все дети уникальны, поэтому универсальной схемы занятий быть не может. Хотя, конечно, есть некие универсальные приемы – их можно и нужно проводить в группе.  Группа дает ребенку то, чего не может дать занятие один на один – модель общества. Социализация не менее важна в развитии психики, чем адекватная работа мозга.

Однако больший упор делается на индивидуальные занятия. Занятие состоит из разных заданий, в зависимости от возраста и состояния ребенка. Они подбираются для конкретного случая. Для дошколят занятие проходит в форме игры, для младших школьников используется сочетание игр и заданий, упражнений. Подростки решают своего рода проблемные задачи. Вид этих заданий в любом возрасте зависит от того, на какие психические процессы направлена работа.

В начале работы с ребенком проводится особая нейропсихологическая диагностика. Она состоит из специально подобранных заданий на запоминание, мышление, работу со словами и образами, которые позволяют выявить уровень развития познавательных процессов и, грубо говоря, уровень здоровья мозга.

Часто родители, которые присутствуют на наших занятиях, бывают разочарованы тем, что они видят. «Какие-то у вас обыкновенные картиночки, упражнения руками и задачки. Мы-то думали…». А начнешь им рассказывать, что ты увидел по итогам этих «картиночек», рот открывают. Это методы нейропсихологии, разработанные А.Р. Лурия и его учениками – Хомской, Цветковой, Корсаковой.

77867144.jpg

Самый эффективный вариант при проблемах почти любого рода – один-два раза в неделю индивидуальные занятия нейропсихолога с ребенком и одно в неделю – групповое. Каждое занятие длится от 20 минут до часа, в зависимости от возраста и состояния ребенка. Плюс к этому специалист дает своеобразные «домашние задания», которые нужно делать 5-6 дней в неделю по 15-20 минут. Эта работа очень важна. При самом хорошем раскладе с нами ребенок проводит 3 часа в неделю. А остальное время? Ведь развитие психики идет непрерывно. Наша работа требует времени, на курс занятий в зависимости от ситуации уходит от нескольких месяцев до пары лет.

Полноценное обследование у детского невролога (с томографией, энцефалографией и прочим) я бы рекомендовал всем детям в возрасте 6-7 лет. Если же были проблемы с беременностью и родами (например, кесарево сечение, поздний токсикоз) или серьезные инфекционные заболевания у ребенка на первом году жизни, то это просто обязательно. Среди детей, у которых «вдруг» появляются проблемы, большую часть составляют именно дети из этих категорий.

Но просто знания о том, что именно у ребенка в мозге работает неэффективно, мало. Надо понять, как идет обработка информации по каждому из психических процессов, где слабое звено, а где сильное. Надо так построить занятия, чтобы были нагружены именно сильные звенья, и в итоге психика нашла и освоила обходной путь, минуя слабые звенья.

К сожалению, у нас происходит следующим образом: ребенок плохо учится, сначала ему нанимают репетиторов, которые еще больше бьют в ту точку, где что-то не получается. Начинаются истерики, нервозность, часто возникают  психосоматические заболевания. Врач тоже не всегда может помочь, квалифицированных детских неврологов мало, так что в большинстве случаев родители получают стандартные назначения: витамины, ноотропы, массаж.

Тупое натаскивание, тренировка могут быть не только бесполезными, но и вредными для ребенка. К примеру, есть проблема с памятью. Сделать ее сильнее, на самом деле, не получится, никак. Но мы говорим только о слабой механической памяти – способности заучивать без всякого смысла. А нейропсихология говорит – а давайте посмотрим, что у ребенка со смысловой памятью, скажем, как он рассказы и сказки запоминает. И если смысловая память в норме, то вместо заучивания мы учимся с ребенком находить смысл в материале и использовать это.

454125345.jpg

О хорошем специалисте говорят не только рекомендации, но и достижения. Как говорится, нет ничего практичнее хорошей теории. Иными должна быть какая-то научная, аналитическая работа. Выступления на конференциях, статьи в научных журналах, семинары. Ведь практически каждый ребенок копилку знаний чем-то обогащает – этим хочется делиться. Хороший специалист постоянно повышает свою квалификацию. А значит, легко ответит на вопрос, где, когда и чему в последний раз учился. Нейропсихологов, действительно, меньше, чем хотелось бы, спрос превышает предложение. В итоге расписание хорошего специалиста всегда перегружено, а стоят его услуги (если он работает не в государственном учреждении) довольно дорого. Это нормальная рыночная ситуация. Поэтому если специалист готов принять вас за скромные деньги, буквально сегодня, да еще и приехать на дом – я бы советовал насторожиться по поводу его квалификации.

Наконец, главное. На занятия к хорошему нейропсихологу дети идут с удовольствием, даже если им не все задания легко даются. Говоря словами классиков нашей нейропсихологии, «любое занятие должно быть осмысленным». А то, что осмысленно, не может быть в тягость. Я бы хотел призвать всех не бояться обращаться к специалистам, не оттягивать до последнего. Если у ребенка есть какие-то трудности, ему нужно и чаще всего можно помочь.