Психология5 мин.

Трагедия или шанс для развития: почему стресс бывает «полезным» и «вредным»

Это далеко не всегда зависит от источника неприятной ситуации

© Pexels-photo

Жизнь современного человека немыслима без стрессовых ситуаций. С тревогой время от времени сталкиваются как взрослые, так и дети. В подростковом возрасте многие юноши и девушки особенно сильно подвержены эмоциональному напряжению. Но все-таки стресс иногда становится для человека «полезным». Итак, в каких случаях он бывает здоровым, а в каких — опасным?

Ответ на этот вопрос мы нашли в книге Лизы Дамур (директор Центра исследования развития девочек-подростков) «Под давлением. Эпидемия стресса и тревоги у девочек». В этом издании особое внимание отводится психологическому состоянию именно дочерей. Дело в том, что вероятность развития депрессии у девочек 12–17 лет почти в 3 раза выше, чем у мальчиков этого же возраста.

С разрешения издательства «Питер» мы публикуем отрывок, посвященный здоровому и опасному стрессу.

Здоровый стресс

Вряд ли найдется человек, которому нравится ощущение стресса. Хотя люди редко любят работать на пределе, здравый смысл и наука подсказывают нам, что стресс, возникающий, когда мы выходим из зоны комфорта, помогает нам развиваться.

Здоровый стресс возникает, когда мы пробуем что-то новое (например, выступаем с речью перед большой аудиторией) или делаем то, что мысленно воспринимаем как психологическую угрозу (к примеру, решаем поговорить с неприятным коллегой).

Вытолкнув себя за рамки привычного круга действий, мы развиваем свои способности.

© Pexels-photo

Точно так же бегуны готовятся к марафону, постепенно увеличивая дистанцию во время тренировок

Смелость перед лицом неприятных ситуаций — еще один навык, который вырабатывается с практикой. Ученые используют термин «инокуляция стресса», когда описывают давно доказанный факт: люди, успешно преодолевшие сложную жизненную ситуацию, например серьезную болезнь, зачастую вырабатывают повышенную устойчивость, которая помогает им справиться с новыми сложностями.

Пример из жизни. Старение вряд ли сулит что-то хорошее, но у этого процесса есть особое преимущество: теперь меня не волнуют многие проблемы. Как и многие из моих ровесников, я накопила достаточно жизненного опыта, чтобы спокойно перенести неприятные события (допустим, отмену рейса), которые вывели бы меня из себя в более молодом возрасте. Пусть утверждение «То, что нас не убивает, делает нас сильнее» и преувеличено, все же доля правды в нем есть.

Будучи родителями, мы должны относиться к стрессу спокойно и невозмутимо. Нельзя допускать того, чтобы уровень стресса девочки всегда был слишком низким или слишком высоким. Но самое главное — нужно относиться к разумному уровню стресса как к источнику здорового развития, который поможет ей стать сильной и уверенной в будущем.

Как правило, девочки учатся управлять своим стрессом, наблюдая за тем, как это делают родители.

Они смотрят на нас и ищут подсказки, пытаясь понять, стоит ли беспокоиться из-за жизненных сложностей. Если мы поддаемся внутреннему паникеру и начинаем нервничать из-за вполне решаемой проблемы, то подаем им плохой пример. Если мы признаем, что стресс зачастую ведет к развитию, и помогаем дочери признать это, то мы будем меньше переживать в сложных ситуациях.

Тем не менее препятствия сделают нас сильнее, только если мы преодолеем их.

С вашей помощью девочка поймет, что стресс — это позитивная и полезная часть жизни.

За исключением тех ситуаций, когда это не так.

© Pexels-photo

Как стресс становится нездоровым

Стресс становится нездоровым, если из него нельзя извлечь какую-либо пользу. Четких критериев нездорового стресса нет, потому что у каждого человека свой уровень решаемых проблем, который в некоторых случаях может меняться день ото дня. На то, выйдет ли стресс за допустимые рамки, влияют два фактора: характер проблемы и характер человека, который с ней столкнулся.

Психологи считают стресс нездоровым, если он негативно влияет на здоровье человека в краткосрочном или долгосрочном плане.

Удивительно, но влияние стресса почти не связано с его источником. Значение имеет лишь то, есть ли у человека ресурсы для борьбы с ним — личные, эмоциональные, социальные или финансовые. Например, перелом руки будет досадной неприятностью, ведущей к психологическому росту для той девочки, которая умеет писать другой рукой и у которой есть много отзывчивых друзей, готовых носить ее учебники.

Но та же проблема станет концом света для другой девочки, которая не сможет принять участие в соревнованиях и потеряет шанс получить стипендию за спортивные достижения. Точно так же потеря работы главного кормильца станет серьезной проблемой для семьи без финансовой «подушки» и простой неприятностью для семейства с внушительным счетом в банке.

Ради благополучия своих дочерей мы должны понять, что стресс становится нездоровым, лишь когда он превышает наши ресурсы. У нас не всегда есть возможность предотвратить катастрофу, но во многих случаях можно мобилизовать свои ресурсы и помочь девочке справиться с жизненными трудностями.

© Pexels-photo

Пример из жизни. Я работаю психологом в школе последние пятнадцать лет и знаю, что несколько старшеклассниц переболели мононуклеозом, острым вирусным заболеванием и не менее острым источником стресса. Последствия болезни одинаковы для всех: девочки получают освобождение от занятий на несколько недель. Но оказалось, что болезнь вызывает разный уровень стресса.

В идеальных условиях родители девочки могут окружить свою дочь любовью и поддержкой, чтобы помочь в тяжелой ситуации. Они следят за тем, чтобы дочь отдыхала, и поддерживают связь с учителями, чтобы она вовремя выполняла домашние задания. Родители одной девочки, игравшей в школьной команде по футболу, с радостью возили свою дочь на матчи, чтобы она могла поддержать свою команду.

Если родители обладали финансовыми ресурсами, болезнь становилась лишь легкой неприятностью в жизни их дочери.

Другие семьи, особенно те, которые уже не раз сталкивались с серьезными проблемами, обеспечивали лишь минимальную поддержку. Девочки, остававшиеся целыми днями одни дома, предпочитали сну социальные сети, из-за чего болезнь было сложнее вылечить. Они не выполняли домашние задания и грустили из-за нехватки школьного веселья и общения с подругами. Когда ученицы наконец поправлялись, они нередко говорили с сожалением: «Ну спасибо тебе, мононуклеоз, за то, что испортил этот год».

Фото: Pexels-photo