Психология

Токсичный стресс у детей

Токсичный стресс у детей

Обширные исследования в области природы стресса доказывают, что полноценное человеческое развитие невозможно в условиях перманентного воздействия тревожных факторов. Стресс оказывает разрушительное влияет на здоровье, способность к обучению и социальную адаптацию.

Будущее любого общества зависит от его способности обеспечить здоровое развитие следующего поколения. Обширные исследования в области природы стресса доказывают, что полноценное человеческое развитие невозможно в условиях перманентного воздействия тревожных факторов. Стресс разрушительное влияет на здоровье, способность к обучению и социальную адаптацию.

Согласно определению из американского медицинского словаря, токсичными называются отрицательные эмоции, вызываемые тревогой или злостью, которые оказывают негативное влияние на психическое и, возможно, физическое здоровье объекта агрессии.

Относительно недавно центр развития ребенка Гарварда выделил тему изучения и профилактики токсичного детского стресса в отдельное направление. Центр запустил проект «Победить токсичный стресс» (Tackling Toxic Stress) – серию журналистских публикаций, призванных показать, какие именно изменения в работе с детьми и семьями предлагают государственные и общественные институты, с учетом подтвержденных научных знаний о негативном влиянии токсичного стресс на раннее детское развитие.

«Хороший» и «плохой» стресс

Важно понимать, что умение справляться с трудностями – необходимый этап полноценного развития ребенка. Когда во взрослом возрасте мы сталкиваемся со стрессовой ситуацией, у нас учащается сердцебиение, повышается давление и вырабатывается гормон стресса кортизол. Иными словами, наш организм мобилизуется и готов к ответу. Когда маленький ребенок сталкивается со стрессовой ситуацией, то именно поддержка значимых для него взрослых людей позволяет его организму быстро справиться с тревожными переживаниями. Так формируется стрессоустойчивость. Но если стресс продолжителен, а ребенок не получает полноценную поддержку взрослого окружения, то в результате в работе мозга происходят необратимые нарушения, влияющие на всю дальнейшую жизнь человека.

Исследователи Гарвардской школы выделяют три вида стресса: позитивный (positive), терпимый (tolelerable) и токсичный (toxic).

«Позитивный» стресс является естественным и необходимым этапом здорового развития человека. Его характеризуют кратковременное учащенное сердцебиение и плавное повышение гормонального уровня.

Подобный стресс ребенок может испытывать, оставаясь в первый раз в детском саду или после посещения доктора и уколов. «Терпимый» или «управляемый» стресс вызывает более резкую психофизиологическую реакцию организма. Этот вид тревоги вызывают ситуации, связанные с потерей близких, разводом родителей, природными катаклизмами. Если ребенок не живет длительное время в подобной ситуации или ее последствиях, и рядом с ним находится заботливый взрослый, помогающий переживать негативные эмоции, ребенок полностью восстанавливается от пережитого стресса. Если же у ребенка нет возможности пережить травматическую ситуацию в благоприятных условиях, то она может в дальнейшем стать причиной необратимых изменений в физическом и психологическом развитии.

«Токсичным» для ребенка стресс становится, если негативные эмоции приходится испытывать продолжительное время, не получая адекватной поддержки со стороны взрослых. Сюда относятся ситуации физического и психологического насилия или равнодушия со стороны взрослых, денежные проблемы семьи, родственники, страдающие алкоголизмом, наркоманией или психическими заболеваниями. 

Узнайте, как можно побороть стресс у ребенка

Исследователи Гарвардской школы включают в группу риска подверженности токсичному стрессу детей из социально-неблагополучных семей или семей с низким доходом. Таким образом, бедность, алко- и наркозависимости, насилие, невключенность взрослых в воспитание детей являются ключевыми факторами риска для развития у детей последствий токсичного стресса. Опыт токсичного стресса в ранние годы жизни также негативно влияет на школьную успеваемость и физического развитие детей.

Британский эпидемиолог Майкс Мармонт недавно опубликовал книгу «Синдром статуса» (Status Syndrome). В ней автор приводит результаты исследований, доказывающих, что физическое здоровье напрямую связано с социальным статусом человека. Так, выходцы из образованных и обеспеченных семей реже имеют серьезные проблемы со здоровьем. Если ребенок провел детство в бедности, то независимо от того, насколько он в дальнейшем преуспеет в жизни и как будет заботиться о своем здоровье, у него выше риск болезни сердца, высокого давления или артрита во взрослом возрасте.

Но «группы риска» означают всего лишь более высокий процент распространения какого-либо явления. В случае с токсичным стрессом высокий социальный статус семьи не гарантирует отсутствие для ребенка травматичных переживаний. Это доказывает исследование в рамках проекта «Противодействие травматичному детскому опыту» (The Adverse Childhood Experiences (ACE) study). Группа ученых встретилась с молодыми жителями калифорнийского Сан-Диего. Выяснилось, что 94% участников исследования пережили травматичный детский опыт и страдают от его последствий. Исследователи отмечают, что все молодые люди учились в колледже и относили себя к успешным представителям среднего класса.

Руководитель исследования доктор Роберт Анда объясняет, почему травматичный детский опыт дает такой долгоиграющий эффект: «Когда случаются эпидемии заболеваний или экологические катастрофы, вроде урагана или наводнения, худшее довольно быстро остается позади, и основные усилия людей сконцентрированы на том, как восстановить ресурсы и продолжать дальше нормальную жизнь. С детскими травмами все обстоит ровно наоборот, они становятся причинами человеческих трагедий, и поведенческая модель транслируется от поколения к поколению.

Если не устранять причины, вызывающие токсичный стресс, если ребенок не получает поддержку и принятие взрослых – родственников, учителей, соседей – то он просто «изчезает» для общества в том виде, в котором он есть, и входит в общественные институты уже другим человеком, перенося на социум свои проблемы со здоровьем, образованием, социальной адаптацией и, зачастую, криминальным поведением. Роберт Сапольски, нейробиолог из Стенфорда сравнивает перенесенный в раннем возрасте стресс со шрамами, которые с возрастом все сложнее удалить. Этот шрам никогда не исчезнет, но чем позднее человек начнете избавляться от последствий детской травмы, тем сложнее работа ему предстоит.

Исследования подтверждают, что продолжительное нахождение ребенка в стрессовой ситуации негативно влияет на развитие всех систем органов, ухудшает когнитивные способности, повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний во взрослом возрасте.

Дети, пережившие опыт токсичного стресса, хуже успевают в школе, чаще имеют проблемы с алкоголем, хуже адаптируются в социуме, реже получают высшее образование и менее успешны во взрослой жизни.

Ранние годы жизни - это период формирования нейронных связей мозга, и если на этом этапе возникают препятствия – например, в виде стресса – то связи останутся слабыми на протяжении всей жизни.

Исследователи доказывают, единственное, что может может снизить или предотвратить негативный эффект токсичного стресса в детские годы – постоянная поддержка ребенка близкими взрослыми людьми.

Таким образом, за пережитый в детстве токсичный стресс своим психическим и физическим здоровьем человек расплачивается уже во взрослом возрасте. Чем дольше ребенок оставался в ситуации, связанной с предельной мобилизацией всех сил своего организма, тем выше вероятность, что во взрослом возрасте у него появятся связанные с этими проблемы со здоровьем.

Здесь важно отметить, что последствия токсичного стресса влияют не только на конкретного человека, но и обходятся довольно дорого всему обществу. Строительство и содержание тюрем гораздо дороже разработки детских образовательных программ, а вести здоровый образ жизни гораздо дешевле, чем расплачиваться болезнями сердца и диабетом. Здесь мы говорим уже не только о моральных аспектах последствий детского токсичного стресса, но и о гигантских финансовых расходах, которое несет на себе из-за этого общество.

Подробнее эту тему хорошо раскрывает публикация в Boston Globe.

Марта Фара (Martha Farah), нейроспециалист из университета Пенсильвании, экспериментально выявила разницу в способностях молодых людей к обучению в зависимости от их социального статуса. Она установила, что социоэкономические причины влияют на способность концентрироваться и игнорировать отвлекающие факторы. У детей из финансово незащищенных семей можно было заметить изменения функции префротальной коры головного мозга, отвечающей за планирование и самоконтроль.

Конечно, можно сказать, что необязательно становится нейропсихологом, чтобы рассуждать о необходимости уделять детям внимание для их гармоничного развития, но само подтверждение факта физических изменений могза уже переводит проблему бедности из плоскости дискуссии о равенстве возможностей, в проблему социального здоровья всего общества.

Как мы видим, цена за перенесенный ребенком стресс ложится на все общество – на нас с вами. В виде наших налогов, которое государство тратит на содержание тюрем, полиции и медицинскую реабилитацию. В виде высокого уровня смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, спровоцированных употреблением алкоголя и наркотических веществ. В виде социального климата общества, где большое количество людей во взрослом возрасте страдает от последствий перенесенных в детстве травм. Очевидно, что проведение широких образовательных кампаний для семей по вопросам воспитания и развития ребенка обойдется существенно дешевле.

Исследования гарвардских ученых научно доказывают, что вызываемые токсичным стрессом последствия, необратимы. И, к сожалению, от него страдают дети из совершенно разных семей, поэтому мы уже не можем говорить об одной «группе риска». Эта группа – мы с вами. Единственно возможный способ решить задачу формирования здорового общества – профилактика токсичного стресса. Через информированность родителей и проведение для них образовательных мероприятий. Через профессиональную деятельность социальных институтов – детского сада и школы, системы здравоохранения, и их активное вовлечение в задачу профилактики. Через развитие систем общественной поддержки – это действительно работает. Через принятие важного решения – что только мы сами отвечаем за свое будущее. И оно наступает в тот момент, когда у нас появляются дети.

Вот здесь можно посмотреть короткую видеозарисовку о том, что взрослые люди могут сделать, чтобы уменьшить влияние токсичного стресса на детей.