Психология

Стоит ли платить ребенку за хорошие оценки?

Стоит ли платить ребенку за хорошие оценки?

Повышение «выплат» в случае школьных успехов и «урезание» карманных денег в случае неудач нарушает как сам процесс обучения, так и формирование здорового отношения к деньгам. Почему так происходит?

Язык денег – один из тех, которые современные дети учат быстро и абсолютно без принуждения. Практика выдачи карманных денег, поощрение хорошего поведения рублем или преподнесенная бабушкой ко дню рождения кругленькая сумма — все это позволяет ребенку быстро понять выгоду своего личного материального благополучия. Поэтому, когда родители в целях мотивации ребенка к учебе начинают поощрять «пятерки» и «четверки» наличными деньгами, школьник быстро привыкает к новому способу «заработать».

Баш на баш

Принцип рыночных отношений относительно школьных успехов достаточно прост: за каждую хорошую оценку или при успешном завершении четверти/полугодия ребенок получает определенную сумму наличными. Отсчитать купюры дорогому чаду раз в неделю или раз в четверть для многих родителей намного проще, чем тратить ежедневно драгоценные вечерние часы на проверку домашнего задания, обсуждение школьного проекта или контроль, занимается ли ребенок учебой после школы в принципе.

Однако обосновывают свои действия мамы и папы в большинстве случаев не собственной ленью или нехваткой времени, а современным особым отношением к процессу учебы и мотивации. Логика проста. Взрослые работают и получают за это зарплату. Зарплата — основная мотивация для многих, особенно когда работа сложная и не приносит особой радости. Ребенок учится — это его главная «работа», и получать за успехи в ней вознаграждение так же естественно, как получать зарплату. Помимо этого, в школе дети должны готовиться к взрослой жизни, а во взрослом мире деньги играют огромную роль. Чем успешнее бизнесмен, тем больше он зарабатывает. Чем профессиональнее сотрудник, тем больше ему платят. Почему же ребенку не зарабатывать на хороших оценках?

Другой аспект подобного подхода к мотивации школьников: какая сумма будет необходимой и достаточной, чтобы ребенок действительно захотел ее «заработать» и прилагал больше усилий в учебе? А с другой стороны, чтобы эта сумма не была бы в тягость родительскому бюджету? Или другой пример: а все ли пятерки имеют одинаковый «вес»? И по физике, и по физкультуре? Обычно, в каждой семье это решается индивидуально. Важно, переходя на «рыночные отношения», сразу обговорить весь «прайс» с ребенком. Чтобы потом не было неожиданностей, если подросток в один момент придет с вопросом: «Мам, а сколько накинешь за пятерку за полугодовую контрольную по математике?».

Специалисты же утверждают, что использование денег в педагогическом плане — в корне неверное решение. Повышение «выплат» в случае школьных успехов и «урезание» карманных денег в случае неудач нарушает как сам процесс обучения, так и формирования здорового отношения к деньгам. Денежное вознаграждение не может заменить участие родителей в образовательным процессе. Для детей важен не только результат (оценка и вознаграждение), но и сам процесс: обучение и активное участие родителей в нем, их внимание к тому, что происходит с ними в школе. Даже обычный разговор или обсуждение с родителями темы грядущего сочинения, творческого проекта или непонятного материала помогает ребенку «расставить по полочкам» ту кучу знаний, что пытаются передать ему учителя. А, к примеру, объяснение принципа сообщающихся сосудов в исполнении папы и подсобных емкостей на кухне запомнится быстрее и лучше, чем десять раз прочитанный параграф в учебнике.

Противники денежного метода мотивации склонны думать, что ее сторонники — это поголовно занятые родители-бизнесмены или те, кто пытается «откупиться» от ребенка. На самом деле, среди сторонников много и обыкновенных современных родителей, придерживающихся принципа, что ребенок должен знать цену деньгам с раннего возраста. Помимо этого среди приверженцев рыночного отношения с детьми есть и популярные люди, мировые звезды, за поведением которых повторяют и «обычные смертные». Так к примеру топ-модель и четырехкратная мама в одном лице Хайди Клум не только считает верным денежные поощрения, но и сама «платит» своим детям за то, что они едят полезную еду. Каждый стакан овощного сока «стоит» в доме Клум один доллар.

Другой путь распространения рыночных отношений — это сарафанное радио среди детей. Когда один из одноклассников начинает хвастаться полученными за хорошую оценку деньгами перед друзьями, другие дети задаются логичным вопросом «А почему я ничего не получил от своих родителей?». И идея денежных вознаграждений приходит в дом уже с подачи самого ребенка.

«Деньги за успехи — это не метод воспитания, а лишь попытка манипуляции» — категорично заявляетАнреас Энгель, психолог и консультант по вопросам воспитания — «Этот «метод» приводит лишь к собственному спокойствию родителей и кратковременной заинтересованности ребенка. Деньги в принципе играют в нашем обществе большую роль, чем должны. Их переоценивают. Они — средство манипуляции». При этом манипуляция ребенком — это лишь первая стадия, считает специалист. В тот момент, когда ребенок понимает работу принципа вознаграждения, он становится манипулятором сам. Для семей с рыночными отношениями не должно быть неожиданностью, что в один момент ребенок начинает делать все только за вознаграждение: от уборки собственной комнаты до домашнего задания.

Противоположной точки зрения придерживаетсяшкольный психолог, психотерапевт и автор популярных книг для родителей Кристина Каниак-Урбан: «Вознаграждение за успехи в учебе это неплохо, главное, чтобы масштаб подобного вознаграждения был подобран индивидуально для каждого ребенка». Тем самым психолог имеет ввиду, что для одного получать только пятерки и четверки в четверти — это привычно, для другого даже тройка по математике — огромное достижение.

Михаэль Фельтен, ученый, педагог с более чем 30-летним стажем и основатель педагогического портала «Родители спрашивают учителей», уверен: «Признание намного эффективнее вознаграждения, в этом вопросеничего за последние годы не изменилось. Современные родители часто забывают, что все дети по своей природе учатся охотно, процесс познания нового заложен в нас самой природой, поэтому не требует сторонних катализаторов. Однако в чем нуждается каждый ребенок — это в поддержке во время процесса обучения. Желание узнать больше — лучшая самомотивация ребенка. Подбадривание, похвала, признание достижений и выражение родительской гордости за своего ребенка при освоении им новых высот — лучшие методы поддержки школьника». При этом выражение признания по мнению специалиста должно быть не только при блестящих успехах (пятерка за контрольную), но и при любом другом положительном балансе (сегодня в сочинении не 10 ошибок, а всего пять).

А сторонникам теории денежных вознаграждений за оценки по примеру зарплаты за работу взрослого, Михаэль Фельтен возражает, приводя такой пример:

Если сотрудника повысили по службе за заключение особо успешной сделки, то ему не «дарят» дополнительные деньги сверх оговоренного в рабочем договоре. Скорее коллеги сбрасываются на пиво и устраивают небольшой праздник, поздравляя и чествуя счастливчика. Переводя на отношения дети-родители, школьные успехи можно «отметить» не денежным вознаграждением, а совместно организованным праздником или увлекательной семейной поездкой в аквапарк, кино, зоопарк и т. д. Совместное времяпрепровождение также может служить и хорошим утешением в случае неудачного завершения четверти или плохой оценки за важную контрольную (В этот раз не удалось, но мы все равно гордимся твоими стараниями, как насчет совместного похода в кино в качестве утешительного приза?).

Деньги это такой же условный масштаб, как и школьные оценки сами. Поэтому принцип «учиться для знаний, а не для оценок» широко декларируемый родителями в каждом уголке планеты, можно смело применить и к денежным вознаграждениям. Если у родителей получилось донести до своего чада о необходимости образования для получения знаний и навыков, а не только формальных результатов в виде хороших оценок, то и деньги не могут испортить эту систему ценностей. А остаются лишь приятным дополнением к затраченным усилиям в учебе.