Психология

Система Монтессори и детская нейропсихология

Система Монтессори и детская нейропсихология

Стив Хьюз, доктор наук, специалист по детской нейропсихологии, профессор кафедры педиатрии и неврологии Медицинской школы университета Миннесоты, рассказывает, как система Монтессори отражает запросы современного общества на образовательный и когнитивный процессы детей и школьников.

Стив Хьюз, доктор наук, специалист по детской нейропсихологии, профессор кафедры педиатрии и неврологии Медицинской школы университета Миннесоты, уже много лет является адвокатом системы Монтессори, и его работы, а также лекции в защиту Монтессори, всегда вызывают живой интерес как среди родителей, так и среди специалистов. Мы подготовили выдержки из его статьи про связь системы Монтессори и детской нейропсихологии.

steve.jpg

Образование по системе Монтессори – это метод развития, основанный на принципах стимулирования мозговой деятельности, позволяющий детям творчески подходить к познанию мира. Дети осваивают практические жизненные навыки, учатся самовыражению и совместным играм в заботливо созданной атмосфере уважения, спокойствия и радости.

Cистема Монтессори фокусируется на развитии мозговой деятельности ребенка. Опытные педагоги Монтессори могут правильно оценить стадию развития интеллекта ребенка и создать условия как для удовлетворения его текущих потребностей, так и для дальнейшего развития мозговой деятельности. Метод Монтессори можно назвать системой образования, созданной специалистом по детской нейропсихологии развития. Рассмотрим, почему.

Мозг и руки: отчётливая связь

Метод Монтессори, на мой взгляд – лучшая из всех моделей образования, основанная на принципах развития мозга. Вообще, действия человеческого тела довольно интересно проецируются в нашем мозгу. Так, например, если бы вы захотели создать человека на основе того, каким он должен быть по мнению нашего мозга, то первое, что показалось бы вам поразительным – насколько большими будут у него руки.

Почему маленькие дети, у которых еще только развивается способность понимать язык, проводят столько времени за партой в обычной школе, слушая, что им говорит учитель? Может быть, было бы лучше разработать образовательную программу, с бОльшим количеством физических активностей и преподаванием практических знаний о том, как устроен наш мир? Именно такую модель и придумала Мария Монтессори.

У нашего мозга существует определенная модель фукционизования, я называю ее системой частного и целого. Отдельные участки нашего мозга не работают изолированно друг от друга, они взаимодействует с другими частями через сеть активных волокон. Для нормального функционирования мозга нужно, чтобы и все его участки, и сети волокон были здоровы. Участки мозга можно описать как маленькие, ограниченные по размеру области, специализирующиеся на конкретных функциях. Хороший пример такой узконаправленной функции – чтение. Чтение – это интеллектуальная задача, включающая сразу несколько участков мозга. Способность к чтению формируется совместными усилиями мозговых процессов, отвечающих за распознание букв и слов, фонологический процесс и понимание языка.

Каким-то образом Мария Монтессори знала о существовании этих отдельных участков мозга и принципах их взаимодействия. Обучение чтению по методу Монтессори способствует оптимальному развитию нейронных связей между участками мозга, отвечающими за эту функцию.

У детей с проблемами в обучении обычно не сформированы участки мозга, которые являются ключевым компонентами способности читать. Если мы можем определить, какой именно участок функционирует неправильно, мы в состоянии помочь и скорректировать его деятельность. Например, серией специальных повторяющихся упражнений, тренирующих эту конкретную часть мозга. С помощью этого метода можно добиться по-настоящему выдающихся результатов.

Итак, нейронные связи – это волокна, пронизывающие наш мозг, или, точнее, кору головного мозга. Когда вы сталкиваетесь с новой задачей, вашему мозгу нужна помощь: для ее решения он активирует все свои участки. В процессе решения интеллектуальной задачи человеческий мозг одновременно запускает огромное количество процессов, и здоровая развитая нейросистема заставляет работать все свои элементы.

В классе Монтессори ребенок учится захватывать предметы, помещая маленькие деревянные цилиндры в соответствующие пазы. К цилиндрам прикреплены маленькие ручки, которые помогают сформировать у ребенка правильный захват. Поэтому к моменту, когда ребенок начинает учиться письму, он уже знает, как надо держать карандаш. Это очень наглядный пример работы нейронных связей: решение новой задачи «держать карандаш» дается легче с учетом опыта предыдущих действий.

Одним из важных элементов метода Монтессори является повторение однотипных действий. Повтор помогает мозгу лучше функционировать. Возьмем, к примеру, башню из кубиков. В процессе ее построения ребенок развивает моторные функции: он может поместить кубики достаточно высоко, но всегда стремится поставить сверху еще один. Так оттачивается мастерство: ребенку приятно чувствовать, как он овладевает новым навыком и совершенствуется в нем. Мы также можем помочь нейронным связям ребенка функционировать лучше, если создадим для него безопасную атмосферу. Так, ребенок может сидеть в тихом, светлом уютном уголке классной комнаты и спокойно разглядывать книжку. Или, ухаживать за растениями. В классе Монтессори дети свободно подходят к растениям, поливая их по мере необходимости: именно так ребенок приобретает знание о том, что другие живые организмы тоже нуждаются в заботе.

Практическая деятельность качественно улучшает результаты обучения. Так, проводилось исследование, где ученые сравнивали результаты прослушивания информации с обучением практическим навыкам. Результаты исследования не стали сюрпризом – обучение через формирование практических навыков действительно эффективнее. В классе Монтессори ребенок усваивает, что у любого задания есть три составляющих этапа: начальная часть, процесс выполнения работы и этап, когда работа полностью закончена. Выполнение подобных заданий стимулирует развитие нейронных связей могза, которые ребенок будет использовать в дальнейшей жизни для решения повседневных задач.

Мы знаем также, наш мозг лучше работает при стимулировании сенсорных центров. Мария Монтесори заметила, что дети любят ходить по перилам и балансировать на туго натянутом канате. Она сделала вывод, что если детей так притягивают эти занятия, то возможно, они являются необходимым элементом для развития.

Позже, в своих работах Мария Монтессори перечислила общие особенности детей, которые проводили время в созданной по ее методике образовательной среде. Эти дети любили порядок, труд, тишину и одиночество. Они демонстрировали крайне высокую способность концентрироваться, проявляли независимость и инициативу, были послушными, но не заискивали, обладали навыком самодисциплины. Дети-выпускники школы Монтессори испытывали уверенность и радость при взаимодействии с окружающим миром.

Осенью 2006 году Анжелин Лилард (Angeline Lillard) опубликовала в академическом журнале «Наука» (Science) исследование о детях, прошедших обучение по методу Монтессори. Она исследовала выборку учеников государственного центра Монтессори в Милвоки (Milwaukee), одном из самых известных образовательных центров Монтессори, право поступить в который разыгрывается в лотерею.

Лилард сравнивала детей, выигравших в лотерею и поступивших в Милвоки с детьми, которые подали заявку, но не выиграли и выбрали другие школы. В результате исследования Лилард получила репрезентативную выборку городских жителей с низким доходом.

Лилард обнаружила, что дети, проходившие обучение по методу Монтессори демонстрируют гораздо более высокий социальный интеллект, показывают лучшие результаты в учебе, и легче могут представить себя на месте другого человека.

Резюмируя результаты работы Лилард, можно с уверенностью сказать, что у детей, проходивших обучение по методу Монтессори, к моменту выпуска из детского сада были лучше результаты по математическим дисциплинам, более развиты моторные функции, навыки социального взаимодействия и понимание поведения других людей. Эти результаты сохранялись вплоть до окончания детьми шестого класса средней школы.

Нет сомнений, что метод Монтессори помогает детям достигать лучших результатов. Тем более важно, что результаты использования данного метода можно получить, применяя его в обычной государственной школе, куда ходит большинство детей. Сегодняшняя школьная система – это скорее дань привычке и обычаю, ни один нейропсихолог или специалист по психологии развития не согласится, что государственные школы должны оставаться в том виде, в котором они существуют сейчас.

Наше будущее – как единого мира, сегодня зависит от того, что мы сделаем для наших наследников и потомков. И если мы верим, что наши дети и внуки увидят XXII-ой век, значит в нашем веке мы должны жить в обществе, основанном на принципах мира, добра, уважения и справедливости к окружающим. Эти ценности составляют основу системы образования Монтессори, и я верю, что они крайне важны для всех нас.

по материалам AMI/USA News, перевод: Екатерина Брейман