Психология

Сергей Алимов: "Современным детям не хватает наивности"

Сергей Алимов: "Современным детям не хватает наивности"

Создатель льва Бонифация, знаменитый художник-график Сергей Алимов рассказывает о персонажах-долгожителях, книжных иллюстрациях и о том, чем отличаются сегодняшние дети от детей советских.

Папа Римский Иоанн Павел Второй рекомендовал своим прихожанам советские мультфильмы, чтобы с их помощью воспитывать в детях доброту и отзывчивость. На этих мультфильмах выросло уже не одно поколение детей. И вряд ли современная мультипликация сможет когда-нибудь вытеснить из детских сердец героев, которых любили еще их родители.

О персонажах-долгожителях и книжных иллюстрациях рассказал "Летидору" знаменитый художник-график Сергей Алимов, известный прежде всего как "папа льва Бонифация". 

- Сергей Александрович, вы начали работать мультипликатором в 1977 году. Работа художников в то время была жестко регламентирована?

  • Сегодня принято жаловаться на свою судьбу и рассказывать о своих героических поступках. Конечно, вмешивались. Например, фильм "Человек в рамке", над которым мы работали, имел очевидную направленность против бюрократии. Естественно, в нем явно был политический подтекст. Французские мультипликаторы посмотрели нашу картину и сказали, что, если ее показать на фестивале, она обязательно станет победителем. Комитет по делам кинематографии счел ее не только недостойной представлять нашу страну, но и присвоил ей третью, низшую, категорию. "Человека в рамке" выпустили в показ уже во время перестройки, и многие подумали, что он создан только-только, настолько был актуален его сюжет.

Если быть совсем откровенным, я всегда делал то, что хотел, и мне никто не чинил особых препятствий. Работал много и с удовольствием. Трудности бывают у всех художников.

- Почему советские мультфильмы до сих пор смотрятся с таким интересом? За последние годы появилось много новых, более зрелищных мультфильмов. А дети до сих пор смотрят, скажем, на Бонифация и сопереживают ему.

  • Изобразительное искусство само по себе вечно, поскольку в его основе лежит рисунок, образ. А потом, взять, к примеру, того же Бонифация. Он призывает к самопожертвованию, учит тому, что, делая добро людям, обретаешь счастье. Бонифаций получает свою золотую рыбку, о которой мечтал. И отпускает ее, потому что сердце его широко, и доброта безгранична. Такое искусство очень важно для воспитания детей. 

Но в то же время, в нем нет дидактики, то есть фальши, которую дети чувствуют инстинктивно. Нельзя растить детей на идеологии утенка-миллионера Скруджа, на ударах и стрельбе. Если взять Премудрого пескаря, эта картина сложнее для восприятия, но она тоже учит тому, что в нашей жизни нельзя отсидеться в тишине. Можно, конечно, держаться в стороне и не искать справедливости, но это приводит к смерти и забвению. Равнодушие порождает равнодушие.

- Как вы оцениваете то, что сегодня происходит в современной мультипликации?

  • Такое искусство, как мультипликация, само по себе существовать не может. Оно очень сложное, дорогостоящее, поэтому нуждается в постоянной поддержке. Сейчас государство начинает приходить в себя и понемногу помогать мультипликаторам. Оно осознало, что если мы не будем возрождать это искусство, то лишим наших детей не только радости и удовольствия, но и нравственного воспитания.

- Современные дети изменились?

  • Думаю, да. Им не хватает мягкости и наивности. Они слишком прагматичны, так на них влияет нынешний материальный мир. Но я надеюсь, что это временное явление, и скоро они вернуться, во многом благодаря искусству, к нормальным человеческим отношениям, духовным и бескорыстным.

- Вы же еще и книги иллюстрируете? 

  • Книга - это отдельный вид искусства во времени, в ней должны быть хороший переплет, хорошая бумага, хороший шрифт и хорошая композиция иллюстраций. Художник должен заниматься книгой от и до - оформлять ее, продумывать макет и композицию, только тогда она станет совершенным законченным произведением. Важно понять замысел автора, чтобы не было диссонанса между текстом и картинками. 

Но в то же время нельзя заниматься просто хронологическим иллюстрированием, это должно быть осмысление сюжета. Есть и такие художники, которые иллюстрируют книгу, не придерживаясь смысла написанного. Я - не сторонник такого творчества. Важно, повторюсь, понимать автора, но сохранять при этом свое лицо. 

Я проиллюстрировал более ста книг самых разных книг, работал с журналами "Колобок", "Веселые Картинки". А сейчас продолжаю сотрудничать с журналом "Роман-газета" для детей и взрослых. Работаю с издательством "Вита-Нова", которое создает уникальные книги, очень красивые и качественные.

- Любое искусство должно быть социальным. Легко понять, как этой социальности добиваются писатели. А как действуют художники?

  • Знаете, я очень социальный художник, хотя и рисую картинки на события XIX века. Я работал над иллюстрациями к "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина, сложно представить более социального автора. Писатель выражает свою гражданскую позицию словами, а я должен передать ее в образах, чтобы читатель увидел в градоначальниках своих современников.

- Когда-то вы принимали участие в благотворительном аукционе, который проводил фонд "Подари жизнь". Какие работы выставляли?

  • Я всегда готов предоставлять свои работы для благих целей. Наш долг - помогать по возможности больным детям. Я нарисовал Винни-Пуха, которого купили за очень хорошие деньги. Меня это обрадовало, потому что хотя бы одному мальчику, больному лейкемией, смогли пересадить костный мозг. Каждый должен стремиться к этому, на то мы и христиане.

- Благотворительность среди художников - явление массовое?

Художник, который сегодня не является материально обеспеченным человеком, не может принимать активное участие в благотворительности. Наверное, помогать должны в первую очередь те, кому удалось достичь определенного финансового благополучия. Вместо покупки очередной яхты такие люди вполне могут дать денег больным детям. Раньше государство систематически покупало картины у художников, теперь мы ждем пока их купят. Но в массе никто не спешит покупать работы современных художников. Это странно, ведь те же Третьяковы, Морозов и Щукин приобретали полотна именно своих современников, давая им возможность развиваться и свободно творить.