Семейные традиции: Венгрия
Как мне кажется, в Венгрии развитие модели семьи следовало международным тенденциям прошлого века. В семьях теперь принято заводить меньше детей, чем раньше. Помимо этого, как и везде в западном мире, в Венгрии все чаще ребенок живет только с одним из родителей. Например, в 1980 году каждая десятая семья была неполной в этом смысле, а в 2010 уже каждая пятая. Сейчас все реже проходят бракосочетания, все чаще разводятся. Говорят, что брак в кризисе. Хотя есть и оптимистичные данные. Большинство детей (около 80%) рождены в браке.
Скорее можно говорить об общим кризисе деторождения в Венгрии, который начался еще до ХХ-ого века. Уже в 1845 году Микша Хэлблинг, главный врач области Баранья, написал следующее: «В большинстве венгерских селений молодые замужние женщины считают стыдном то, что они родят в первые 4, даже 10 лет брака. Самая сильная и здоровая женщина редко рожает больше двух детей. Многие из них делают аборты. Одни – для того, чтобы сохранить свою красоту, другие – для того, чтобы избежать бедности, ведь часто и три-четыре семьи вынуждены жить вместе».
В венгерском есть слово «egykézés». Корень слова – «egyke» означает «единственный ребенок». Многие думают, что причиной массового отказа от семьи стала урбанизация, но видимо, это не так. В Задунайском крае, где это явление было особенно типичным, целые села запустели. Во время социализма, точнее сказать, 50-ые годы – «50-es évek» – это самые темные годы социализма – постарались исправить ситуацию путем введения запрета абортов и налога на бездетность. Удалось достичь лишь временных успехов. При Кадаре уже говорили «Előbb a kocsi, aztán a kicsi!» то есть «Сперва машину, потом мальчика!». Неудивительно, что сейчас, на фоне плохих экономических показателей, численность населения продолжает сокращаться. К сожалению, недавно мы опустились ниже психологической границы в десять миллионов.
Различия внутри одной страны
Региональные деления встречаются в Венгрии, хотя страна умещается в одном часовом поясе. Будапешт – это страна в стране. Это крупнейший политический, экономический и культурный центр в стране. Население города не превышает 2 миллиона, но вместе с агломерацией это число дорастает почти до 3.5 миллионов, что составляет 35% населения страны.
По-венгерски «vidék», то есть «край», означает всю остальную страну, кроме Будапешта. На самом деле, столица достаточно отличается от других мест своим уровнем развития. Поэтому в большинстве случаев стоит сперва приехать в Будапешт, а оттуда уже совершать поездки по стране. Неудивительно, что люди в столице считают, что слишком большие суммы выделяются на поддержку регионов, в то время как вся страна искренне верит, что Будапешту перечисляют слишком большие средства, и город озабочен сам собой и своими проблемами.
Кроме этого существует и другое деление: развитый запад – допотопный восток. Но самое главное деление в Венгрии – этническое. У нас живут около 800 000 цыган, которые до сих пор никак не смогли вписаться в общество. Их уклад жизни, условия быта значительно отличаются от большинства. Обычно цыгане живут в хижинах, в которых нет воды, электричества, газа. Уровень их образования низкий, и он практически не позволяет им найти работу. Уровень преступности в этой группе довольно высокий, что опять же затрудняет их интеграцию. К сожалению, нет ответа, как найти выход из сложившейся ситуации. Но все чувствуют, что пора что-то делать. Ведь пропорции меняются, и цыган становится все больше.
Я думаю, что никого не удивлю, если скажу, что самый семейный праздник в Венгрии – это Рождество (Karácsony). Мне кажется, что Рождество стало каким-то стандартным-международным-очень-праздником. Как-то я не могу ходить в приподнятом настроении задолго до самого праздника. В торговых центрах уже с октября пишут «Merry Christmas», но это только угнетает меня.
Традиционный праздничный ужин начнется ухой «halászlé» по-венгерски. Чем острее, тем лучше! Потом подадут голубцы по-венгерски «töltött káposzta». После пора есть «beigli» с маком или с орехом. «Beigli» – это потрясающая выпечка, которую так обожают венгры на Рождество.
Мы играем в «betlehemezés», то есть «бетлехемствуем». Исполняется история появления на свет Иисуса. Есть и волхвы, и пастухи. Очень важно, что нужно приготовить «betlehem» – макет хлева, в котором находилась Мария. Она держит в руках малютку Иисуса. Когда-то на Рождество «бетлехемские группы» ходили по улицам. Они показывали представление, а зрители угощали их.
Новый Год «Új Év» тоже большой праздник, но это не столь семейный. 31-го декабря – это «Szilveszter», когда все самозабвенно празднуют. Спиртные напитки, сосиски, фейерверк.
Другим важным семейным праздником является Пасха «Húsvét». Обязательными блюдами на праздничном столе венгров считаются ветчина с хреном и с крутыми яйцами, куриный бульон, свиные котлеты, торт. Считается, что все сладкое для детей приносит Пасхальный Заяц, то есть «Húsvéti nyúl». Кроме этого, есть особенная народная пасхальная традиция – «Пасхальное обрызгивание» («Húsvéti locsolkodás»). С годами обычай потерял свою популярность. Предприимчивые мальчики, парни, мужчины во второй день Пасхи ходят по домам, где живут девушки. Там они декламируют написанную специально для этой цели поэму, которую так и называют «поэма для обрызгивания» то есть «locsolóvers». Это смешные стихи, темы редко касаются политики. Последняя строчка всегда одна и та же: «Szabad-e locsolni?» то есть «Можно ли поливать?». Если можно, то девушку окропляют несколькими каплями духов, чтобы она «не завянула». Потом парня угощают праздничными блюдами и напитками. Из-за этого на второй день Пасхи можно часто встретить немного пьяных велосипедистов на дорогах. О том, как появилась такая традиция, рассказывает несколько грубая легенда. Когда-то в первый понедельник Пасхи мужчины волокли женщин до колодцев и там обливали ведрами холодной воды.
В череде праздников стоит отметить и «День матерей» («Anyák napja»). Отмечается в первое воскресенье мая. В тот день мамам все дарят букеты цветов.
Следующий праздник – «День Мертвых» то есть «Halottak napja», он отмечается 1-го ноября. В этот день люди ходят на кладбища, чтобы убрать могилы близких.
Последний праздник, о котором я хотел бы сказать, это «Mikulás» 6-го декабря. Этот день детей. Если они вели себя хорошо в прошлом году, то им дарят сладкие подарки. Хулиганам и драчунам ждать ничего не приходится. Конечно, у нас есть и день рождения, кроме этого отмечаются именины.
Думаю, что описание рождественского стола наглядно показывает, что венгерскую кухню сложно назвать «диетической». Почти все наши рецепты начинаются так: «Нарежьте мелко лук, поджарьте его в жире сала...» Не будем скрывать, что именно национальная кухня является причиной многих бед со здоровьем. Впрочем, можно по-разному готовить. Например, есть лечо «lecsó», очень популярное летное блюдо. Я готовлю это так: на оливковом масле поджариваю слегка лук, добавляю порезанный помидор, зеленый перец. Тушу всего несколько минут, чтобы сохранить витамины. Готово. С другой стороны, можно добавить рис, колбасу, яйца, сало. И тогда это блюдо накормит даже каменщика.
Другой пример. Венгры с удовольствием жарят лепешку «lángos», даже на курортах она популярна. Но эта лепешка содержит жира примерно столько же, сколько есть в ките среднего размера. Впрочем, можно жарить тесто всего несколько секунд, тогда тесто не успеет вобрать много масла. Поэтому можно готовить и легко, и по-венгерски. Стереотипы нужно оставлять туристам, которые верят, что гуляш «gulyás» – это бурда красного цвета, в которой плавает несколько кусочков мяса. Но это блюдо можно приготовить 100 способами, так что всегда можно найти рецепт любимого гуляша.
Что касается суеверий в нашей стране, насколько я знаю, мы меньше верим в такие глупости, чем русские. Конечно, люди в деревнях более суеверны. Впрочем, нужно знать и тот факт, что в Венгрии даже в 18-ом веке еще существовали процессы над ведьмами. Перелистав страницы книги «Народ степей» («Puszták népe»), можно встретить много удивительных «примет». Например, если бросить топор в небо, то града не будет. А молотое сердце голубки поможет приворожить парня. Но все это в прошлом, конечно.
Женщины в отпуске по беременности получают субсидию «TGYÁS», которая составляет 70% от средней заплаты. После рождения ребенка, мать или отец (а еще бабушка или дядя) могут остаться дома с ребенком, получив «GYES» или «GYED». Эта выплата также составляет 70% средней заплаты, но не может превышать 140% от минимальной заплаты. Такие выплаты поступают ежемесячно до того момента, пока ребенку не наступит 3 года. Но женщина может возвратиться на работу уже через год после родов, и финансовая поддержка от государства не прекратится. Все это возможно, но сейчас очень трудно найти работу.
Помимо этого семьи получают выплату за каждого ребенка (до наступления 18 лет) – «CSP». Сироты, вдовы, инвалиды также получают помощь от государства. Фактически, речь идет о том, что у трудящихся с детьми понижается часть налогов.
Христианство играло большую роль в венгерской истории. Именно религия очень долго была стержнем самосознания нации. Например, в войнах против турков венгры защищали не только страну, но еще и религию. А потом, когда Габсбурги и турки воевали на территории страны, у нас говорили «Мы находимся между двумя язычниками». Но с тех пор много воды утекло, Венгрия стала секуляризованной страной, хотя и ныне часто об этом забывают. Например, в школах обязательно изучается катехизис.
Забавно, что ни один другой язык кроме венгерского так мастерски не вплетает имя Всевышнего и блаженных в мат. Есть даже специальное слово для этого – «szentségelés» то есть «святсвовать». Конечно, большинство людей крестили после рождения. Кроме этого многие в Венгрии ходят в церковь.
Дети идут в детский сад в возрасте 3 года, а в школу – в 6 лет. С 14 до 18 лет они учатся в гимназии или в техникуме или школе для квалифицированных рабочих. Потом наступает время для высшего образования.
За последнее время система образования значительно изменилась. Дело скорее в том, что у самых популярных специальностей число государственно финансированных мест резко сократили. Тем, кто хочет в венгерских университетах изучать экономику, право или журналистику, нужно получить максимальные баллы по итогам обучения. При этом, на факультеты естественных наук достаточно легко поступить.
При этом с каждым годом растет число тех, кто уезжает из страны. Не удивительно, ведь если нужно платить за образование, то лучше уехать в Англию, в Германию, в Австрию или Данию. Кроме этого, уровень образования в венгерских университетах оставляет желать лучшего.
При этом еще пару лет тому назад говорили, что венгры не мобильны, они предпочитать оставаться дома (особенно, когда речь шла о сравнении венгров с поляками или словаками). Но с тех пор эта тенденция достаточно изменилась. Все чаще люди покидают свою страну. Я сталкивался с данными, что в Англии проживает один миллион венгров. Важно понимать, что венграм труднее сделать первый шаг из-за языковой изолированности. Говорят, что венгры плохо изучают другие языки. На мой взгляд, секрет этого кроется в самом языке, который не похож ни на какой другой. Для сравнения, уже через несколько месяцев после того, что я начал изучать русский, я увидел, что могу как-то разобраться в словацких, чешских, югославских, польских, болгарских и украинских надписях на пакете муки, например. И это чувство как-то открывает мир.
Мнения делятся, хорошо ли, что люди уезжают или нет. Ведь уезжают самые предприимчивые и решительные. Это – убыток народа. Тем более, в неких отраслях уже имеются очень серьезные проблемы. Например, наше здравоохранение. Так число врачей, которые уезжают каждый год равно тому числу студентов, которые получают дипломы. Дело в том, что (со слов знакомого) «Дома в месяц я зарабатывал 150 тысяч форинтов, сверху бонус в 50 тысяч. Сейчас я получаю полтора миллион форинтов». Бонус – это деньги пациентов, которые те дают врачам, чтобы выразить свою благодарность.
Но дело не только в деньгах. «В Венгрии пациент сначала нагрубит, а потом дает десятку в карман. В Германии все пытаются вести себя нормально», – продолжает тот же врач. Другой врач, переехавший в Норвегию, сказал так: «В Венгрии нет перспектив. А здесь у детей уже не будет акцента, они будут норвежцами. Этот переезд есть жертва во имя будущего детей».
Об этом вопросе у нас заговорили очень открыто в 2001 году. Тогда началось «Terry Black-ügy» то есть «Дело Тэрри Блэка». Тэрри Блэк, по его словам, работал в «травести-шоу». Он усыновил младенца «Danika», то есть «Данъика». Позже выяснилось, что его родители уже во время беременности договорились с Тэрри Блэком в том, что он усыновит ребенка. Мать сказала, видела по тв выступление Тэрри Блэк. Тэрри сказал о своем намерении усыновить ребенка.
После родов Тэрри принес Данъика домой. Некоторое время СМИ говорили только об этом случае. В дело вмешались министр и прокурор. Они предъявили претензию, что органы опеки и попечительства не выяснили, что Тэрри Блэк нетрадиционной ориентации. Пошли разговоры о том, что нужно узнать, как такие отношения повлияют на развитие мальчика. Общественное мнение раскололось. Кто-нибудь думал, что детям нужны «нормальные» родители для того, чтобы показать «нормальные» роли в семье. Другие считали, что именно мать, несмотря на свою гетеросексуальность, поступили по-настоящему аморально, продав своего сына за деньги. В то время как Тэрри Блэк любит ребенка, и это самое главное. На самом деле, Тэрри Блэк был вынужден бороться за мальчика почти три года в судах. В конце концов он стал законным отцом Данъика.
Что касается однополых браков, то в конституции страны в 2012 году вписали, что Венгрия защищает брак, узаконивающий связь между мужчиной и женщиной. По-моему, все так и останется в следующие 20 лет. Так, во время первого заседания Парламента некоторые представители считали важным внести на обсуждение вопрос о том, как угрожает нашему будущему Кончита Вурст