С чего начинается выбор профессии?
Многие родители замечают, что в 11-12 лет представления о будущей профессии у подростка зачастую далеки от реальности. В своих мечтах они видят себя режиссерами, археологами, рок-музыкантами, создателями компьютерных игр и журналистами, но чаще всего родители не относятся серьезно к мечтам своих детей. О том, почему так важно прислушиваться к планам ребенка относительно его будущего рассказывает психолог «Школы Сотрудничества», кандидат психологических наук Татьяна Борисовна Киселева.
Помнить о будущем
Уважительное отношение к представлениям подростка о будущем поддерживает взаимопонимание и доверие. Кроме того (и, наверное, это и есть самое главное) совместное обсуждение с родителями планов взрослой жизни помогает подросткам составить позитивную картину их будущего. Как показали исследования психологов, именно на подростковый возраст приходится очень важный для личности этап построения временной перспективы жизни. Временная перспектива – это представление о времени и о себе в старшем возрасте. Для подростков характерно субъективное «чувство взрослости» – двенадцатилетние дети всерьез считают себя взрослыми, но что при этом они не задумываются о будущем. Подростки живут настоящим. Они ждут окончания школы, за порогом которой, с их точки зрения, начинается свободная взрослая жизнь, где можно самостоятельно распоряжаться собой и своим временем. Однако более отдаленное будущее для подростка остается туманным и неопределенным. Тридцатилетние люди уже кажутся им старыми: об этом возрасте, с их точки зрения, не имеет смысла даже думать.
Например, Вася объявил родителям, что собирается стать рок-музыкантом. В семье был скандал. Родители провели с мальчиком беседу, объяснили ему, что все рок-музыканты – наркоманы и бездельники. Отец решил: не отвлекаться на глупости Васе помогут занятия математикой, и договорился с репетитором. Теперь в место репетиций со своей группой Вася сидит над задачками. Желание сделать карьеру рок-звезды у мальчика только окрепло, ведь преодоление препятствий – одна из основных потребностей подростков. При этом отношения Василия с родителями утратили тепло и доверие. Все стены в комнате мальчика увешаны постерами и афишами с рок-концертов, в ушах наушники, постоянно звучит любимая музыка, на репетиции он убегает, сказав дома, что в школе назначили дополнительный урок перед контрольной. Успеваемость мальчика ухудшилась. Родители жалуются на безвольность сына и отсутствие мотивации к обучению.
Планы подростков могут легко измениться под влиянием сверстников или значимых взрослых. Но поскольку этому возрасту свойственна «доминанта усилия» – потребность в преодолении препятствий, в сопротивлении, то возражения родителей против их выбора только укрепляют их решимость, заставляют настаивать на своем из упрямства. Напротив, понимание близких поможет подростку более объективно и взвешенно посмотреть на свой выбор.
Например, Маша категорично заявила маме, что собирается стать фотомоделью. Родители расстроились. Маша забросила уроки, стала пренебрегать занятиями в музыкальной школе. Она видела себя только на подиуме и проводила время, рассматривая фотографии известных моделей и читая их биографии. Родители не стали спорить с дочерью, понимая, что в борьбе целеустремленность подростков только крепнет. Мама вместе с Машей читала биографии топ-моделей - Лары Стоун, Карли Клосс, Ани Рубик. Именно мама обратила внимание девочки на то, что музыкальное образование полезно для модели, так как оно развивает чувство ритма. Занятия в музыкальной школе было решено продолжать. Мама с дочкой обсудили, где девушка планирует работать, и решили, что надо искать работу в иностранном модельном агентстве. Поэтому Маша начала учить английский и решила поступить в школу с углубленным изучением языков (которую нашел папа), где вторым языком шел французский.
Родители подарили дочери на День рождения возможность сделать настоящее фотомодельное портфолио. Девочка очень радовалась и гордилась, но потом, разглядывая свои фотографии, стала задумываться о своей внешности. Вместе с мамой она стала заботиться о здоровом питании, записалась в фитнес-клуб. Сейчас Маша учится в гуманитарной гимназии, успешно участвует в олимпиадах по английскому языку и обществознанию, и гордится своими успехами. Она похудела, стала держаться увереннее и увлеклась фотографией. Планирует поступать в лингвистический университет.
Окончание школы для подростка – это и окончание трудностей обучения. Получение желанной профессии представляется приятным и интересным. Тот факт, что в избранном вузе придется заниматься значительно больше, чем в школе, а среди вузовских дисциплин окажутся такие «неромантические» предметы как сопромат, начертательная геометрия, и даже надоевшие в школе история и математика, становятся для подростка неприятной неожиданностью. Информация об изучаемых в университете курсах, продолжительности «пар» лекций и семинаров, объеме домашних заданий может значительно изменить взгляды семиклассника и на его школьные успехи, и на выбранную профессию, сделать их более реалистичными. При этом будет лучше, если об этом ему расскажут не родители, а студенты, на дне открытых дверей или непосредственно на сайте вуза.
Из-за свойственной подростковому возрасту «доминанты романтики» – интереса к неизвестному, рискованному, к приключениям, – ребенок концентрируется на отдельных сторонах выбранной профессии, обычно ярких, героических, высоко оцениваемых. Отсутствие жизненного опыта и представлений о карьерной лестнице способствуют тому, что выбранная профессия видится в романтическом ореоле, а трудности и малопривлекательные аспекты профессиональной деятельности оказываются за кадром. В своем воображении подросток сразу после окончания вуза выступает на громком судебном процессе, выполняет операцию на открытом сердце или принимает судьбоносные для страны законы. На меньшее он не согласен.
Сотрудничество с взрослыми поможет подростку разобраться в мире профессий, например, различить понятия «профессия», «специальность», «должность». Это другая сторона проблемы выбора профессии. Именно взрослые должны или объяснить эти нюансы сами, или устроить для ребенка консультацию со специалистом. Внимательное отношение взрослых к выбору подростка является для него сигналом о том, что в него верят, что его потенциал высоко оценивают. Попытки отговорить воспринимаются как унижение достоинства, как сомнение в его возможностях и способностях, и отрицательно влияют на самооценку.
Например, Алеша хотел быть геймдизайнером, но эта профессия показалась его родителям слишком экзотической и мало востребованной. Однако, несмотря на возмущение деда и бабушки, которые утверждали, что внук «просто хочет всю жизнь в компьютерные стрелялки играть», спорить с мальчиком не стали. Было решено побольше узнать про это направление, а пока ориентироваться на поступление в вуз и на специальность «программист».
В 10 и 11 классах Алексей посещал подготовительные курсы выбранного родителями вуза, усиленно учил немецкий язык в Институте Гете и сдавал квалификационные экзамены. Деньги на эти занятия выделил отец, хотя дедушка называл это «блажью». При этом школьник работал сначала бета-тестером – то есть давал оценку новым играм бесплатно, а потом стал получать небольшую зарплату. Неожиданно для родных в конце 11 класса Алексей объявил, что собирается поступать в Институт цифровых коммуникаций в Берлине. Сейчас он успешно перешел на третий курс. Его приняли на работу в немецкую фирму, занимающуюся разработкой компьютерных игр. Родители гордятся своим сыном.
Профессия начинается с мечты. А превратится ли детская мечта в реальность – это уже во многом зависит от мудрости взрослых.
Опубликовано на правах рекламы