Психология

Ровесническая педагогика: идеальный садик для ребенка

Ровесническая педагогика: идеальный садик для ребенка

Директор Хорошёвской прогимназии, психолог, старший научный сотрудник лаборатории преемственности в работе детского сада и школы Института дошкольного образования им. А. В. Запорожца, ведущий специалист Психологического центра «Берег» рассказывает о принципах садика, где ребенок чувствует себя автором своей жизни.

Если бы я искал детский сад для своей внучки, то главным требованием к организации детской жизни в нем было бы требование осмысленности занятий, которые дети в саду осуществляют. В большинстве детских садов Москвы взрослые переводят ребенка с занятия на занятие как бессмысленного послушного или непослушного теленка, и всякий раз детские ожидания никак не связаны с сутью того, чем дети будут заняты. Такой образовательный произвол я считал бы вредным для своего ребенка, как в детсадовском настоящем, так и в школьном будущем. В школе внучке придется решать задачи куда большего объема, нежели в саду, и уж точно ей важно будет уметь вовремя отделить в общем учебном деле главное, существенное от второстепенно-формального. А каким должен быть подходящий сад для моей внучки?

Про игры

Игры, в которые бы она играла со своими ровесниками, были выбраны самими детьми, а не навязаны взрослым. Потому что, выбирая игру для себя и других, ребенок не только ее планирует, но и, учитывая общие возможности, может согласовать свои ожидания с предпочтениями друзей.

Про речь

В этом саду взрослые внимательно относились бы к речи детей и к тому, как дети толкуют и понимают те или иные явления жизни. И тогда взрослые не столько вводили бы общие понятия типа «рыба-карась», а пользовались бы понятиями, которые дети вводят в обиход ровеснической группы через ведение общих разговоров. И тогда: «карась, конечно, рыба, но это та самая рыба, которую Вася Семенов ловил вместе со своим дедушкой, ветераном войны, в пруду деревни Новосельцево, что находится недалеко от станции Лобня Дмитровского направления Московской железной дороги». Только при таком положении вещей моя внучка научится ценить свой опыт и опыт окружающих ее людей и, справившись по карте Московской области (что висит на стене в группе), где эта самая Лобня, поймет, что ее загородный домик находится примерно на том же расстоянии от МКАД, но слегка восточнее.

Про пение хором

В этом саду детям часто бы приходилось петь хором (вдвоем, втроем, вчетвером или всей группой) и хором выкрикивать разные сообщения, считалки и заклички. Богатый опыт хоровых речевых действий позволит моей внучке в дальнейшем легко адаптироваться в сложных жизненных ситуациях и, встраиваясь в важные для нее разговоры, четко и связно доносить до собеседников свою точку зрения.

Про чтение

В этом саду детям будет позволено долго читать один и тот же художественный текст, разбираясь в нем через рисование и драматизацию (театр).

При этом художественность не будет использоваться в воспитательных (нравоучительных) целях. Дети будут получать радость от своих открытий, а не от открытий воспитателя. К примеру, они сами заметят, что слово «мойка» из известного стихотворения Корнея Чуковского пишется с заглавной буквы. И тогда слова: «С головою прямо в Мойку, прямо в Мойку окуну…» — не означают, что ребенка окунут в раковину с краном, а что Мойка — это такая речка в Питере.

Про занятия

Каждое занятие в этом саду — событие, в котором заняты все дети группы и нет равнодушных, потому что воспитатель больше рассчитывает не на пособия, которые он готовил всю ночь, а на способность детей к осмысленности и импровизации. Воспитатель так организует занятия, что дети свободно высказывают свои мысли, договариваются друг с другом об условиях выполнения общих заданий, при этом результат их работы всегда непредсказуем.

Про дела и поделки

Дети в этом саду многое делают своими руками: они рисуют, вышивают, вяжут, стругают и пилят, лепят и вырезают, склеивают и выкладывают. При этом плоды их труда не оцениваются бдительным взрослым, а дети ходят друг к другу «в гости» и, рассматривая поделки друзей, рассказывают им, что у них получилось и что удалось лучше всего, что так же как у них, а что отличается и является замечательной находкой. Иными словами, дети способны обсуждать форму и содержание поделки не критикуя, а ища преимущества и особенное, подтверждая тем самым свою благожелательность.

Про грамотность

Арифметику и грамоту в этом саду дети будут осваивать, не заучивая цифры и буквы, автоматизируя навыки счета, письма и чтения через бессмысленные, бесконечные тренировки, выполняя скучные задания. Моя внучка и ее ровесники встречают буквы и цифры на каждом шагу, и в саду дети научатся их не только замечать, но и разбираться в отношениях и значениях знаков, понимая связи между буквой и звуком, цифрой и числом. Разобраться же ей помогут специальные сюжетные и тематические таблицы, разработанные замечательным ученым Евгением Шулешко.

Про английский язык

В этом саду моя внучка сможет общаться на английском языке, потому что это тот язык, который мне знаком, и я смогу поддержать с ней разговор. Со своими друзьями она будет разыгрывать сказки и скетчи, петь песенки и смотреть обучающие мультфильмы на английском языке. Ей еще ни к чему чужая грамматика, пока она не узнала свою родную.

Про праздники

В этом саду для детей будет много поводов для творчества в живописи и танце. Моя внучка не разучится выражать свои мысли в образе танцевального действия, кружении и в цвете, т. к. педагоги позволят ей импровизировать и самостоятельно, и в паре, и в компании, и девочка не потеряет способность мыслить образно. Поэтому каждый праздник в детском саду — это праздник не зрителей, а участников. Я буду приходить в этот садик на праздники не для того, чтобы воспитатели отчитались о проделанной работе и предъявили мне внучкины достижения. Я буду сам танцевать, рисовать и импровизировать вместе с внучкой, ее друзьями, родителями и педагогам, потому что в празднике главное — единение душ.

Если бы я искал детский сад для внучки, то выбрал бы садик, где взрослые и дети живут по системе Е. Е. Шулешко, о которой подробно можно прочитать в книге «Понимание грамотности» или на сайте Хорошёвской прогимназии.