«Родителям сейчас важно переключиться с детей на себя»: Петрановская — о семейной самоизоляции
Надо ли говорить, что в родительском мире есть главный эксперт, к которому бегут все мамы и папы, чувствуя отчаяние, усталость и просто за чуткими словами поддержки. Это Людмила Владимировна Петрановская — семейный психолог, эксперт благотворительного фонда Amway «В ответе за будущее».
В период самоизоляции, испытывающей на прочность каждую семью с детьми, мы не смогли не обратиться к Людмиле Владимировне и не задать ей все самые насущные вопросы мам и пап о детях, дистанционном обучении и родительском ресурсе.
Надеемся, мудрые и спокойные мысли уважаемого психолога придадут вам уверенности в своих силах.
Как не перенапрягаться, пытаясь все успеть: и поработать эффективно, и с ребенком позаниматься, и еду приготовить?
Идея, что родитель может все, – иллюзия, причем вредная. Человек пытается ей соответствовать и, как следствие, испытывает дикий стресс.
Снизить тревогу поможет понимание, что родитель не всемогущ, как бы он того ни хотел. Мы обычные люди. Если вы будете стараться успевать все, то вы истощитесь и вас уже ничего не будет радовать. Особенно в ситуации стресса, вызванного изоляцией, мало кто способен сохранить эффективность, и с этим фактом лучше примириться.
А уж задача «все успевать» да еще и «не перенапрягаться» вообще не имеет решения.
Чем грозит детям перекос в получении информации в онлайн-формате? Не потеряют ли теперь дети окончательно интерес к бумажным книгам, энциклопедиям, учебникам?
Гаджеты — это просто носители, средство. И книги тоже просто носители, а не фетиш. Информация не становится более ценной от того, что она размещена в бумажной книге, а не в интернете.
Я не вижу ничего страшного в том, чтобы дети получали информацию онлайн, эта сфера только начинает развиваться, этого будет больше.
Во многих университетах уже ведутся онлайн-лекции, что имеет свои плюсы. Видеоматериалы могут быть дополнены хорошей инфографикой, иллюстрациями, документальными кадрами. Вы не обречены слушать только своего преподавателя, в вашем распоряжении лекции лучших профессоров мира. Это не заменяет живого общения с педагогом, но может быть очень полезной частью обучения.
Любой школьник находит сейчас все, что ему нужно уточнить, узнать, очень быстро, часто прямо по ходу разговора проверяя утверждения взрослых.
Вы правда уверены, что лучше знаете, как ему надо получать информацию?
Как доступно объяснить ребенку необходимость находиться дома на самоизоляции?
Если у вас маленький ребенок, ему важно чувствовать себя защищенным, а для этого он должен понимать, что вы спокойны и знаете, что делать. Расскажите ему, что ситуация под контролем, научите правильно мыть руки, протрите вместе с ним дверные ручки. Так вы покажете ему, что контролируете ситуацию.
Если ваш ребенок предподросткового возраста — важно подключить его к домашним делам, попросить помочь вам, объяснить, почему его участие будет ценно, договориться о его зоне ответственности.
Если вы спокойно поговорите с ним и дадите понять, что он сейчас может принести пользу и семье, и обществу, он оценит ваше доверие.
Если он не хочет соблюдать самоизоляцию — объясните, для чего вообще введены эти меры, расскажите, что, оставаясь дома сейчас, он помогает тысячам других людей не заразиться коронавирусом, а врачам — вылечить заболевших в более спокойном режиме.
Подросткам уже доступны варианты помощи другим: они могут обрабатывать кнопки лифта в подъезде, сходить за продуктами для бабушки, что живет по соседству. При этом, конечно, нужно уделить внимание вопросу собственной безопасности — объяснить, почему важно носить средства защиты, обрабатывать руки антисептиком.
Но в целом, подростки не меньше нас с вами информированы об обстановке и часто сами понимают, что нужно делать.
Чего ни в коем случае нельзя делать во время самоизоляции?
Не нужно сейчас перегружать детей. Они и так находятся в стрессовой ситуации из-за дистанционного обучения, из-за отсутствия возможности выйти на улицу, провести время со сверстниками.
Заставлять подростка взяться за ликвидацию пробелов или дополнительные занятия — плохая идея.
Не пытайтесь превратить ни свою жизнь, ни жизнь своих детей в марафон.
Вообще родителям сейчас важнее переключиться с детоцентризма на себя. У детей полно времени впереди для того, чтобы наверстать упущенное. Им гораздо важнее, чтобы у них остались родители, способные пережить этот непростой период без значительных потерь, сохранить работу и доход, а главное — здоровье и нервы.
Поэтому в первую очередь родители должны обратить внимание на собственное состояние, соблюдать меры безопасности и избегать дополнительного стресса из-за занятий с ребенком.
Нам всем хватает переживаний и так.
Как быть с гиперактивными детьми во время домашней самоизоляции?
Для начала надо снизить ожидания: дети все равно останутся детьми, они будут лезть, куда не нужно, устраивать дома беспорядок. Это нормально.
Попробуйте их занять: поиграйте в настольные игры, подходящие им по возрасту, или создайте какую-нибудь простую игру вместе.
Установите спортивное снаряжение дома, чтобы ребенок там мог активно расходовать энергию, которая у него сейчас бьет через край.
Турника и эспандера было бы достаточно.
Дробите учебные задачи на очень маленькие порции и перемежайте их активностью: поскакать под музыку, пролезть под стулом, постоять на голове — в прямом смысле.
В интернете есть много примеров физической активности в условиях изоляции для детей.
Что делать, если ребенок во время самоизоляции перестал нормально спать?
Это часто происходит, особенно с подростками. Помогает физическая активность днем, спокойные занятия вечером, отказ от гаджетов перед сном, распорядок дня, мирная, позитивная атмосфера в доме.
Как маме справиться с собственной тревогой или хотя бы снизить ее уровень?
Повышенная тревожность мамы (как и других взрослых) редко напрямую связана с конкретными событиями — вроде внезапных проблем с учебой или болезни.
Чаще повышенная тревожность — это постоянный эмоциональный фон, связанный с более длительными обстоятельствами.
Причиной могут быть отношения с партнером и ближайшим окружением.
Если мама не может положиться на близких людей, не имеет возможности поделиться своими переживаниями, боится услышать упреки в ответ, то она чувствует себя как «единственный воин на поле боя», и это вызывает постоянную тревожность и часто она касается не только ребенка, но и всего вокруг.
Общее недовольство собой как родителем тоже может вызывать напряжение, ведь нам сложно отвечать за то, в чем мы не чувствуем себя компетентными.
Родительский перфекционизм, желание сделать все «на отлично» — тоже фактор риска. Ребенок превращается в «проект», в который вкладываются все силы и эмоции, а если у ребенка что-то идет не так, то родитель испытывает тревогу и страх разочарования.
Что способно снижать тревогу? Самореализация в других ролях, успешность в любой сфере, будь это работа, спорт, увлечения или общественная деятельность.
Причиной могут быть отношения с партнером и ближайшим окружением.
Если тревога — постоянный спутник человека, возможно, речь идет об особенностях нервной системы. Тогда стоит обратиться к врачу, чтобы подобрать терапию, улучшающую самочувствие.
Тревога — мучительное чувство, не обязательно ее просто терпеть.
Как организовать для себя возможность поработать на удаленке?
В первую очередь, я бы порекомендовала разграничить пространство. Очень важно объяснить не только ребенку, но и всем домашним, что вы не на отдыхе, а на работе.
Родным кажется, что вам не составит труда оторваться и ответить на вопросы вроде «где мои носки?» или «сколько минут греть суп?». Но на самом деле, именно из-за таких мелочей рушится работоспособность и нарастает раздражение.
Важно выделить себе рабочее место и стараться работать по графику. Например 50 минут вы в работе, потом 10 минут — перерыв.
Объясните домашним, что если не горит дом и никто не умирает — всё остальное может подождать до вашего перерыва.
Если вашим детям больше 4 лет и они не имеют особенностей развития, просто закройте дверь и все. Но потом обязательно пообщайтесь, поиграйте или просто посидите в обнимку и поблагодарите за то, что соблюдали тишину (даже если не очень) и не совсем все уронили.
Как справиться с активным ребенком на самоизоляции?
Детям тяжело переживать заточение в четырех стенах, постоянное присутствие родителей дома, изматывающее дистанционное обучение.
Дайте им возможность заняться тем, что им интересно. Или поскучать, а потом придумать, чем заняться.
Да, возможно сейчас они будут больше зависать в телефонах, играть в компьютерные игры и «страдать ерундой». Не требуйте от них рвения к учебе.
Все, что вы можете, — это попытаться вдохновить их новыми играми и занятиями. Возможно, вы вспомните игры из своего детства или подсмотрите что-то новенькое в интернете. Но если им неинтересно — просто отстаньте. И идите работать, у вас как раз закончился перерыв!
Что делать, если ребенок не хочет учиться дистанционно?
Его можно понять — к дистанционному обучению никто не был готов. На детей сваливается огромное количество заданий, да и сама подача материала очень далека от идеальной.
Хорошее дистанционное обучение — это колоссальная работа с организационной точки зрения. Невозможно сделать дистанционные курсы качественными с такой скоростью, которую от школ потребовали условия карантина, просто невозможно.
В онлайне внимание удерживать сложнее, это должны обеспечивать графика, анимация, демонстрационные материалы — все это требует большой работы, больших усилий и времени.
В итоге сейчас дети получают дистанционное образование в формате говорящей головы. А говорящую голову слушать целый день очень сложно.
Учителям еще сложнее. Два часа вебинара — это сложнее, чем целый день очных занятий. Никакого обмена энергетикой, а лишь сплошные технические трудности.
Что важно на очных занятиях? Мимика, тон, шутки, взгляды. Всего этого нет, и без этого всем тоскливо.
Если они просто слушают уроки и делают какую-то часть из того, что присылают, этого достаточно — у детей еще будет время наверстать пробелы. Спокойная обстановка дома куда важнее выполненных домашних заданий, многие из которых учителя даже не успевают проверять в сложившихся условиях.
Посоветуйте технику, как не срываться на ребенке, когда он капризничает, ноет, канючит, истерит, а родителю надо работать?
Это не вопрос техники, а вопрос вашего состояния. Когда родители в хорошем расположении духа, их очень сложно вывести из себя. Но сейчас многие из нас «не в ресурсе» — работа из дома, 24/7 с домашними, отсутствие личного времени и пространства другие «радости» самоизоляции не лучшим образом влияют на наше настроение и самоощущение.
Мы устали, истощены и измотаны. И даже самая маленькая шалость ребенка может вызвать «большой бум».
Поэтому так важно заботиться о себе. Высыпаться, регулярно есть, не стараться любой ценой все успеть, оставлять время для пауз и приятных занятий. Кому-то поможет ванна в тишине, кому-то 2 часа с сериалом и мороженым в полном одиночестве, кому-то побеситься и поорать под любимую группу, кому-то обнимашки с партнером.
Что вас восстанавливает? Придайте этому занятию статус Самого Важного Дела и внесите его в распорядок дня. Тогда и дети вдруг окажутся намного более милыми и послушными.
Кому сейчас сложнее всего?
Конечно, в условиях изоляции тяжело стало всем. Но приемным семьям — особенно.
Дети в них, как правило, плохо переносят стресс, дистанционное обучение для них становится драмой, поскольку обычно есть пробелы в знаниях. Нарастают конфликты, психологическое состояние детей и родителей ухудшается, родителям грозит эмоциональное истощение. Помощь приемным семьям сейчас крайне необходима.
Фото: Depositphotos