Ребенок с СДВГ: больной или непоседа?
С наступлением 1 сентября многократно усиливаются тревоги родителей насчет будущих успехах, адаптации к новым условиям первоклассников, да и не только их, а всех суетливых непосед, непослушных егозят, хулиганистых мелких разбойников и всех тех детей, на кого воспитатели детских учреждений махнули рукой. И все чаще таким детям начинают навешивать как ярлык диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивность». При том, что этот синдром – наиболее частая причина обращения родителей к психологам, реальный диагноз настоящего СДВГ подтверждается специальными исследованиями крайне редко. А вот назначить далеко небезобидные лекарства вроде риталина пытаются многие специалисты.
Что же такое гиперактивность?
Монина Г.Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания, пишет, что комплекс отклонений в развитии ребенка: невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития, которые проявляются еще до 7 лет, в своей основе может иметь органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы), что сопровождается дефицитом работы целых мозговых зон, мозговыми дисфункциями, а не просто плохим поведением. Позже в подростковом возрасте СДВГ может сопровождаться немотивированной агрессией, злоупотреблениями алкоголем и наркотиками. Но есть другая сторона медали.
Неправильное, опасное и даже девиантное поведение может формироваться у ребенка и без таких серьезных органических поражений психики. Часто поведенческие нарушения ребенка - это просто его социальная запущенность, психологические ошибки в воспитании и отсутствие взаимопонимания с педагогом, непоследовательность взрослых, и тогда психотропные лекарства, назначенные для исправления поведения, внимания, сосредоточенности совсем не безвредны. Да, нередко дети невнимательны, легко отвлекаются, могут быть агрессивны, негативно настроены к учебе. С ними трудно, они требуют особого внимания, усилий, знаний от педагогов и родителей. Но согласитесь, куда как проще: объявить ребенка больным, выписать лекарства и таким фармацевтическим путем сделать его «удобным», добиться в классе полной тишины и подчинения требованиям. И в этом случае лекарства станут большим риском для ребенка. Никто не отрицает необходимости медикаментозного лечения СДВГ в том случае, когда наличие этого состояния объективно доказано.
Родители должны понимать, что могут иметь место особые черты характера ребенка, а вовсе не нарушения его психического развития.
Опыт свидетельствует, что причиной школьной неуспеваемости может быть не гиперактивность ребенка и его умственная неполноценность, а его недисциплинированность, непоследовательность требований взрослых, переполненность классов, и скажем честно – непрофессионализм педагогов и родителей в данной области, лоббирование интересов производителями и дистрибуторами лекарств через медиков. Кстати, в ряду причин такого «странного» поведения могут быть и чрезмерное увлечение определенными продуктами питания (одно время такие обвинения касались сахара и газированных напитков), а также возможное увеличение в окружающей среде содержания свинца – сильнейшего нейротоксина.
Если же речь действительно идет о заболевании, и оно подтверждено исследованиями, специальной диагностикой, то в большинстве случаев выявляются еще и наследственная предрасположенность, а кроме нее и неблагоприятная акушерская история.
Такие дети могут с раннего детства страдать частыми немотивированными рвотами, как признаком расстройства нервной системы, плохо и мало спят, легко возбуждаются, громко плачут, чрезвычайно чувствительны к свету, шуму, духоте, жаре, холоду. В более старшем возрасте не способны сосредоточиться на предмете, дослушать сказку, досмотреть мультик. В детском саду ребенок никогда не сидит спокойно, размахивает руками, ерзает на стуле, постоянно оборачивается. В школе вскакивает без разрешения, ходит по классу, бегает, крутится, пытается куда-то залезть, болтлив, не может играть в тихие игры. Складывается впечатление, что он не слышит слова и замечания окружающих. У ребенка часто меняется настроение, он мешает другим, вмешивается в разговоры, пристает к окружающим. Довольно часто гиперактивные дети сообразительны и быстро «схватывают» информацию, обладают неординарными способностями, но они могут быть враждебны к окружающим. И многие симптомы, наблюдаются месяцами, даже более полугода.
За рубежом схожие расстройства начали активно лечить медикаментами давно и очень широко. Только риталин стали «непослушным детям» в 90-е годы выписывать в 7 раз чаще. В США лекарства – самый важный аспект лечения СДВГ. Кстати говоря, оценки применения многих препаратов у таких детей весьма спорны. Чаще всего психиатры назначают психостимуляторы, иногда антидепрессанты и нейролептики. И у части детей отмечается улучшение в поведении, коррекция двигательной расторможенности, улучшается внимание. Используют психиатры обычно метилфенидат (риталин), декстроамфетамин (декседрин) и пемолин (цилерт). Только стоит помнить, что со временем выясняется, что многие препараты не так уж безобидны для ребенка. Так было отмечено, что, к примеру, использование аминалона, неблагоприятно для печени, не оправдали себя церебролизин и других ноотропные препараты. Эксперты предупреждают, что чаще всего назначаемые психостимуляторы, как и любые лекарства, имеют целый ряд побочных действий, к примеру, такие как снижение порога чувствительности к спазмам, тики, головные боли, проблемы с ростом, да и использование только лекарств не всегда улучшает поведение ребёнка. Нужны к терапии еще и серьезные педагогическая и поведенческая коррекция, последовательность в воспитании, контроль без жесткости, выстраивание взаимопонимания и доверия.
Чем еще опасны медикаментозные назначения без серьезных обследований?
«В последние годы изменилась классификация определения диагноза СДВГ, в Американской ассоциации психиатров, она была пересмотрена, для постановки такого диагноза требуется больше обоснований, - рассказал Президент общества специалистов доказательной медицины профессор Василий Власов. - Тем не менее, выявлять заболевание и ставить этот диагноз стали психиатры чаще. Есть предположение, что делается это в пользу фирм - производителей лекарств». Эксперт предположил, что может иметь место недоверие к психиатрам, «поскольку достаточно часто в историческом плане они себя компрометировали», - заметил эксперт. «Волна назначения лекарств и диагноза СДВГ в США была большой, она просто накрыла страну, в России такая кавалерийская атака не прошла, она «захлебнулась», - отметил профессор Василий Власов, - но назначение детям препаратов типа риталина все равно учащается. Чревато такая политика тем, что вместо воспитательной работы, вместо приспособления ребенка к новым условиям медики предлагают ЛС- коррекцию, и ребенок становится зависимым от препарата. Хотя факты немотивированной агрессии, суицидальных попыток от лекарства, о которых охотно пишут СМИ, я полагаю, недостоверны. Но действительно стоит помнить, что препараты эти не «безобидны», относятся к наркотическим, и к ним возникает зависимость».
Еще один аспект, который должны иметь в виду родители, это то, что в России часто детям могут назначать лекарства, не соответствующие их возрасту. Происходит это из-за недостаточного объема исследований лекарств с участием детей, соответственно, детям в России приходится прописывать препараты, которые им не подходят. ВОЗ неоднократно указывала и о таких антибиотиках, и о препаратах от астмы и болеутоляющих средствах, которые сейчас плохо соответствуют потребностям детей. Производителям заниматься исследованиями с участием детей невыгодно и хлопотно, при их проведении много ограничений и многоступенчатого контроля.
В России, по данным доктора медицинских наук, профессора кафедры клинической фармакологии национального медицинского университета им. Н.И.Пирогова Сергея Зырянова, доля таких назначений достигает 70-90%. И в случае проявления неожиданных последствий педиатры вынуждены запасаться заключениями о жизненной необходимости применения этих лекарств и комиссионными решениями специалистов-медиков, чтобы не подвергаться преследованиям со стороны прокуратуры.
По данным американского Центра по контролю и профилактике заболеваний (CDC), примерно каждый десятый ребенок в США имеет диагноз «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ), причем за 4 года — с 2003 до 2007 — количество гиперактивных детей возросло на 22 процента. В 2007 году насчитывалось 5,4 миллиона детей с СДВГ в возрасте от 4 до 17 лет, в то время как в 2003 их было 4,4 миллиона. Двое из троих юных пациентов принимают специальные медикаменты. При этом эксперты затрудняются объяснить, с чем связан такой рост заболеваемости.
По мнению экономиста Тодда Элдера из Университета Мичигана дети, которым поставлен диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), на самом деле просто еще не доросли до своего окружения в саду или в школе.Он проанализировал данные по почти 12 тысячам детей разного возраста, имеющих СДВГ. Оказалось, что самые юные пациенты, посещающие детсад, имеют на 60% больше шансов получить такой диагноз, чем самые старшие дети, посещающие ту же группу. Аналогичная ситуация наблюдается в 5 и 8 классах — у самых молодых подростков в классе в 2 раза чаще диагностируют СДВГ. Таким образом, можно предположить, что примерно 20% из 4,5 миллионов детей — это 900 тысяч человек — имеют диагноз СДВГ по ошибке.