Развивающие игры с песком
В городском дворе, на даче, на море карапузы с очень серьезным видом копают песок совком и делают куличи, а если они не удаются, то песок вполне можно высыпать на голову старшего брата/сестры или же «коллеги», попавшегося под руку. Малышам интересно, а что делать детям постарше? Я озадачилась этим вопросом, когда моему старшему сыну стало скучно перекапывать песок. Чтобы занять, увлечь и развить ребенка в возрасте от 2-3-х лет, я стала изобретать собственные и вспоминать о прочитанных где-то играх с песком.
Подготовим пространство
Для увлекательных занятий на песке необходим слегка влажный песок, чтобы он мог сохранять отпечатки. Если вы находитесь на детской площадке в парке, то можно захватить с собой бутылку с водой, для игр на дачной песочнице и у моря воды будет предостаточно. Выравниваем площадку и начинаем играть.
Это визуальная загадка. В большинстве вариантов присутствует необходимость распознать проекции объемных предметов на плоскость. Игра развивает пространственное воображение ребенка. Ребенок отворачивается, пока другой ребенок или взрослый оставляет на песке отпечаток ладошки. Повернувшемуся нужно отгадать, какой рукой сделан отпечаток: правой или левой? Затем игроки меняются ролями. Когда малыш научится распознавать левую и правую руки, загадку можно усложнить. След может оставлять кулачок, подушечки пальцев той или иной руки, а можно поиграть и с ногами. Играть можно небольшими командами по 2 человека или дети против взрослого. Верный ответ – и у команды 1 балл! Ошибка лишает команду балла и прибавляет балл противнику.
Теперь для отпечатков используем предметы: формочки, совочки, камушки, а также предметы, напоминающие геометрические фигуры (спичечный коробок, крышки от банок, ложки и прочее).
Самая простая задача – угадать, какой предмет оставил след. Причем коробок от спичек может оставлять на песке разные по размеру прямоугольники.
Затем оставляем сразу несколько следов от предметов и просим ребенка угадать предметы и расставить их в той же последовательности, в какой они отпечатались на песке. Начинаем игру с небольшого количества вещей – с трех-четырех, постепенно увеличивая арсенал до пяти-семи. Большее количество использовать нецелесообразно – внимание ребенка рассеивается, и интерес к игре теряется.
Писать и рисовать на бумаге для многих деток этого возраста вполне привычно, а вот обучаться грамоте и рисованию на песке не только увлекательно, но и полезно для здоровья, ведь занятия проходят на свежем воздухе.
Не старайтесь выводить буквы каллиграфическим почерком – наоборот, свободно передавайте их графический образ. Задача для ребенка как раз и заключается в распознавании этого образа.
Взрослый или ребенок рисует на песке с помощью пальца или палочки часть загаданной буквы. Другой игрок должен отгадать букву и дорисовать ее.
Если вы с ребенком находитесь на песчано-галечном пляже, то большое количество мелких камушков разнообразят игру. С помощью них можно выложить крупные буквы по заранее выдавленным в песке бороздкам. Игра превратится в захватывающее соревнование, если команды будут выкладывать одинаковые по размеру буквы на время. Развитие мелкой моторики гарантировано.
Эта игра развивает тактильные ощущения малыша и его воображение.
Ребенок садится лицом к песчаной площадке и спиной к водящему. Водящий пальцем «пишет» на спинке малыша букву. Малыш старается отгадать букву и пишет ее палочкой или пальчиком на песке. Можно начать с более простого: ведущий «рисует» на спинке ребенка букву поэлементно.
Можно изображать не только буквы, но и фигуры или картинки-знаки: солнце, дерево, дом и т.д.
Вот такие игры с песком не только разовьют ребенка, но и окажут благотворное психологическое действие, ведь древние египтяне говорили, что ухо ребенка находится на его спине. Современная детская психология также полагает, что роль телесных прикосновений в развитии отношений между детьми и взрослыми трудно переоценить. Если взять у египтян представления о детской спине, а у современной психологии взгляд на необходимость прикосновений, то рисунки на детской спинке будут казаться не просто забавной игрой, но и психологически обусловленной методикой.