Развиваем речь: как пополнить словарь ребенка 1-3 лет
Речь ребенка – основа, от которой зависит его развитие в будущем. Как научить малыша понимать слова, формировать предложения и увеличивать словарный запас, «Летидору» объяснили логопед Светлана Викторовна Ильичева и нейропсихолог.
До года речь малыша в основном пассивна, но он уже хорошо понимает интонацию и смысл сказанного взрослыми – особенно слова, которые мы часто повторяем.
Примерно первые 60 слов ребенок осознает на полгода раньше, чем может их высказать. После года картина меняется: растет потребность в общении и количество разнообразных действий, расширяется кругозор.
|
|
|
Ася Залесская
психолог-консультант, нейропсихолог
|
«Занятия по развитию речи ложатся в основу развития мышления и связаны с когнитивной и эмоциональной сферой ребенка: множество интересных процессов происходят одновременно и влияют друг на друга. Поэтому развивайте вашего малыша во всех сферах: помогут речи и моторика, и дыхательная гимнастика, и положительные эмоции. Развитие детей гораздо быстрее проходит, когда они активно вовлечены в процесс, а не просто наблюдают за тем, что им показывают взрослые».
В формировании речи ребенка обычно выделяют два основных этапа: понимание речи и формирование собственной речи. У каждого малыша свои сроки прохождения этих этапов.
Нормы речевого развития
Стоит перестраховаться и проконсультироваться у специалистов (логопеда, психолога, психоневролога, оториноларинголога (ЛОРа)), если:
- ребенок очень отстает по каким-либо показателям (см. таблицу);
- не произносит совсем ничего;
- не может ответить на простые вопросы;
- не понимает, о чем с ним говорят.
Совет: Не нужно сравнивать с другими детьми, оценивайте лишь своего малыша (что умеет, чему научился). Каждый ребенок индивидуален!
Лучших условий для развития речи, чем тесное общение с родителями, еще не придумано, так что проводите больше времени с ребенком, обсуждайте разные темы и вводите в лексикон новые слова и фразы.
Проговаривайте все действия, которые вы совершаете вместе: едите, гуляете, читаете, готовите, играете, радуетесь, огорчаетесь — описывайте все, что происходит вокруг. При этом не только говорите сами, но и задавайте вопросы малышу, вовлекая его в диалог и обсуждения. Не спешите сразу отвечать, дайте ребенку время подумать, понять и запомнить.
- Как можно одеваться
Подводим ребенка к шкафчику и говорим: «Идем одеваться. Давай откроем шкаф. Где шкаф? Вот он! Какой шкаф? Большой шкаф! Открыл? Что ты там видишь? Одежду. Какую одежду мы возьмем? Давай возьмем футболку. Где футболка? Правильно! Возьми зеленую футболку! Где она? Вот зеленая футболка! А теперь давай возьмем штанишки. Сам найди штанишки. Ищи-ищи хорошо! Где штанишки? Вот наши штанишки! Какие штанишки? Синие! Закрой шкаф».
- Игра с игрушками-животными «Кто живет во дворе?»
«Давай посмотрим, кто живет во дворе? Кто это бежит? Козлик! Как козлик зовет свою маму? Ме-ме! А это кто спит? Кошка! Как кошка разговаривает? Мяу-мяу! А это кто сидит? Собака! Как собака просит есть? Ам-ам! Смотри, курочка зовет цыплят! Как она зовет своих птенцов? Ко-ко! Кто спрятался за домом? Гусь! Как гусь сердится? Га-га-га! Кого нет во дворе? Хрюшку забыли! Как мы позовем хрюшку? Хрю-хрю!»
Пассивный запас ребенка – часть его лексики (слова и фразы), которую он уже понимает, но не произносит в повседневной жизни.
Если обратиться к годовасику: «Где мячик? Принеси его!» — он с радостью найдет и принесет. Значит, предмет ему знаком и он понял, о чем его попросили, но просто пока не говорит.
Интересно, что пассивный словарь даже у взрослого обычно глубже и обширнее, чем активный. Стремиться надо к тому, чтобы объемы того, что мы знаем, но не говорим (пассив), и того, что употребляем в речи (актив), сравнялись.
Эти слова и есть та база, которую малыш будет расширять и с помощью нее строить в дальнейшем более сложные фразы и предложения, ведь ребенок растет, а с ним «растут» и темы, и мир вокруг (игрушки, квартира, город, страна, насекомые, растения, деревья, профессии, времена года и т. п.).
|
|
|
Ася Залесская
психолог-консультант, нейропсихолог
|
«Слова, которые ребенок использует в активной речи, многозначны. Дети объединяют под одним «названием» по какому-то общему признаку разные, на наш взгляд, предметы и явления. Например, сочетание «ва-ва» может обозначать ранку на руке, ушибленную коленку, сам ушиб, малыш может звать так на помощь маму… Все связанное с водой он может обозначать как «кря-кря»: резиновую уточку, ванну, мокрое полотенце, воду, лужу и то, что кто-то моется, и купание семьи в пруду.
Не стоит беспокоиться, когда в этом возрасте дети пропускают звуки в словах, не договаривают их до конца или обозначают целые слова только одним слогом. Речь обогащается постепенно. Сначала появляются существительные, потом прилагательные и глаголы, дальше — остальные части речи, предлоги. Предложения в самом начале также состоят из одного слова».
Кроме изучения слов и их значений, следует проговаривать с ребенком различные сочетания слов – короткие фразы: «Где машина? Там собачка. Вот стол».
Показывать малышу следует те жесты, которые понятны всем и не требуют дополнительного объяснения.
Как пополнять активный словарь
В своей речи ребенок, зачастую даже неосознанно, копирует слова, мимику и движения окружающих, в первую очередь членов семьи. Поэтому нам важно понимать и знать, а мы сами говорим правильно? Слышим, что, когда и как произносим?
Помните: дети впитывают все, словно губки, особенно это касается речи.
Становясь образцом для юного исследователя, мы просто обязаны говорить чисто и без ошибок, следить, чтобы слова звучали четко, выделять верно интонацию, ударение, не лениться и спокойно повторять слова столько раз, сколько нужно. И самому задавать вопросы маленькому собеседнику, поощряя к размышлениям и выводам.
Как отучить ребенка от слов-паразитов: рассказывает известный писатель
В отличие от маленького человечка, которому это еще простительно, взрослый не должен увлекаться сюсюканьем и детским лепетом. Ведь ваша цель — подтолкнуть его к желанию разговаривать, общаться и понимать друг друга.
|
|
|
Ася Залесская
психолог-консультант, нейропсихолог
|
«Важно, когда ребенок говорит с ошибками, работать бережным переводчиком: «переводить», т. е. повторять его же слова уже правильно и без ошибок. Постепенно можно добавлять одно-два слова, тем самым расширяя запас используемых слов.
Ребенок говорит: «Ма-на!» — и показывает на машину, а взрослый повторяет: «Да, машина. Машина едет по улице».
Повторять слова можно как «комментируя» повседневную жизнь, так и в процессе игры и специальных заданий. Используйте стихотворения, потешки, песни, рифмованные загадки. Первые уроки для карапуза не должны продолжаться дольше 10 минут и только если ему самому интересно — заставлять не нужно.
Чтобы наглядно убедиться, что ребенок не стоит на месте и делает успехи в развитии речи, можно записывать новые слова и фразы в дневничок.
Как только ребенок хорошо запомнит текст, предложите ему самому заканчивать слова, а затем и предложения (договаривать).
Неплохо подобрать такие примеры, где повторения усложняются: звуки – аморфные слова – слова – фразы. В речевых играх малыш должен повторять действия с предметами или движения взрослого.
28 самых полезных игр для детей от 2 до 3 лет
Начинаем познавать мир: куда пойти с двухлетним ребенком в Москве
Методика обучения чтению: слоги, "ребус-метод" и карточки Домана
35 игр для развития интеллекта 3-годовалого малыша
|
|
| Купить и скачать
|